Изобретение относится.к машииострос- нию, в частности к коробкам передач, и может найти применение в общем, транспортном машиностроении и т. д.
Цель изобретения - повышение надежности работы.
На фиг. 1 представлена принципиальная схема двухступенчатой коробки передач; на фиг. 2 - схема трехступенчатой коробки передач.
Коробка передач содержит корпус 1, внутри которого смонтированы состоящий из двух частей 2 и 3 ведуш,ий вал и ведомый вал 4.
На части 2 ведущего вала имеется обгонная муфта 5, ведомая часть которой посредством зубчатого колеса 6 соединена с зубчатым колесом 7 ведомого вала 4. Зубчатое колесо 7 жестко соединено с валом 4. На части 2 ведущего вала смонтировано зубчатое колесо 8 с возможностью его свободного проворота относительно вала.
Зубчатое колесо 8 находится в постоянном зацеплении с зубчатым колесом 9, которое соединено с ведомой частью обгонной муфты 10 ведомого вала 4.
На ведущем валу имеется фрикционная муфта, ведущая часть 11 которой соединена с зубчатым колесом 8, а ее ведомая часть 12 - с втулкой 13. Последняя соединена с частью 3 ведущего вала, например, с помощью шлицевого соединения и имеет возможность перемещения в осевом направл(- нии относительно вала. Втулка 13 на свободном конце имеет внутренние винтовые канавки, а конец части 2 ведундего Ba;i;i, сопрягаемый с втулкой 13, имеет наружные винтовые канавки, т. е. нарезанные части втулки 13 и части 2 веп,ущего вала образуют пару винт-гайка. Пружина 14 сжатия, размещенная между упорнь 1м фланцем 15 и втулкой 13, обеспечивает постоянный контакт втулки 13 и части 2 ведунле1-о вала. При этом, когда втулка 13 и часть 2 ведущего вала касаются торцами друг друга (не происходит взаимного свинчивания), между дисками ведуцдей И и ведомой 12 частей фрикционной муфты имеется зазор (муфта находится в выключенном состоянии).
Часть 3 ведущего вала посредством обгонной 16 и соединительной 17 муфт связана с двигателем 18, например электрическим.
Коробка нередач (фиг. 1) имеет две ступени. 1-я стунень образована зубчатыми колесами 6 и 7, а 2-я ступень - зубчатыми колесами 8 и 9. Передаточное отношение 1-й передачи (ступени) ниже передаточного отнощения 2-й передачи (ступени).
Коробка передач работает следующим образом.
Перед включением тягового двигателя (не показан), крутящий момент от которого подводится к входной части 2 ведущего ва
0
0
5
5
0
0
5
0
5
ла, включается в работу двигатель 18, который развивает постоянные заранее заданные обороты. При его работе начинает вращаться часть 3. ведущего вала с втулкой 13 и ведомой частью 12 фрикционной муфты. Обгонная муфта работает в этом случае в режиме заклинивания. Учитывая, что часть 2 ведущего вала находится в состоянии покоя, не происходит ввинчивание резьбовой части вала в резьбовую часть втулки 13, а поэтому фрикционная муфта находится в выключенном состоянии.
После включения двигателя 18 в работу включается тяговый двигатель. При передаче крутящего момента от тягового двигателя на входную часть 2 ведущего вала могут наблюдаться два случая: обороты части 2 ведущего вала ниже оборотов части 3 ведущего вала и вьпне их.
В нервом случае носредство.м обгонной муфты 5, зубчатой пары 6 и 7 крутящий момент передается (ведомому валу 4. Обгонная муфта 5 работает в режиме заклинивания, а обгонная муфта 10 в режиме обгона, так как О1Ш имеют разное направ- .ление заклинивания. Учитывая это, а также принимая во внимание, что зубчатое колесо 8 свободно смонтировано на валу и не происходит взаимного свинчивания резьбо- зых частей нары винт--гайка ввиду превы- 1нения скорости вращения части 3 над ско- |)остью вращ,ения части 2 ведущего вала, 1 едуи1ая часть 11 фрикционной муфты и зубчатые колеса 8 и 9, сохраняя на первом режиме состояние относительного покоя, не принимают участия i; псре;1аче крутящего момента.
При работе на нтором ;)ежиме, когда обороты части 2 веду1ие|-о вала нревы нают обороты части 3 ведупимч вала, резьбовая часть втулки 13 начинает навинчиваться на резьбовую часть 2 ii;i,i;;, а сама вту., перемещаясь в осевом пгшравлении, одновременно сжимает диски 15одуп1ей 11 и ведомой 12 частей фрикциснной муфт11|. Таким образом, происходит Вл-л о -сиие фрикционной муфты, и зубчгггое к(;-лесо 8 оказы- 1;ается связанным с валим 2 и начинает передавать крутящий MOMeirr на зубчатое колесо 9.
Учитывая, ч 14) обороты зубчатого колеса 9 (.-тянут больи.1е оборотов зубчатого колеса 7, обгонная .муфта 10 начинает работать в режиме заклинивания, а обгонные муфты 5 и 16 в режиме обгона. Таким образом, на втором режиме начинает работать вторая стуиеЩ) передачи, образова1 :11ая зубчатыми колесами 8 и 9.
При падении чисел оборотов части 2 гюдущего вала муфта 16 начинает работать в режиме заклинивания и резьбовая часть втулки 13 начинает свинчиваться с резьбовой части 2 вала. Происходит разрыв кине- мг.мичеекой цепи между частями 2 и 3 ведущего вала, и в работу опять вступает 1-я ступень.
В трехступенчатой коробке передач (фиг. 2) ведущий вал состоит из трех частей 2, 3 и 19. Двигатель 18 кинематически связан с частями 3 и 19 ведущего вала посредством обгонных муфт 16 и 20, а также зубчатых пар 21, 22 и 23, 24. Передаточное отнощение зубчатой пары 21 и 22 ниже передаточного отнощения зубчатой пары 23 и 24.
1-я ступень образована зубчатыми колесами 6 и 7, 2-я ступень - зубчатыми колесами 8 и 9 и 3-я ступень - зубчатыми колесами 25 и 26. Зубчатое колесо 26 соединено с ведомой частью обгонной муфты 27.
Передаточное отнощение 2-й ступени ниже передаточного отнощения 3-й ступени, а передаточное отнощение 1-й ступени ниже передаточного отнощения 2-й ступени.
Принцип работы коробки передач по фиг. 2 аналогичен работе коробки передач по фиг. 1.
При работе 1-й ступени фрикционные муфты находятся в выключенном состоянии, обгонные муфты 10 и 27 - в режиме обгона, обгонные муфты 16 и 20 - в режиме заклинивания.
При работе 2-й ступени фрикционная муфта, соединяющая части 2 и 3 ведущего вала, находится во включенном состоянии, фрикционная муфта, соединяющая части 3 и 19 ведущего вала, - в разжатом состоянии, обгонные муфты 10 и 20 - в заклиненном положении, обгонные муфты 27, 16 и 5 - в режиме обгона.
При работе 3-й ступени фрикционная муфта, соединяющая части 2 и 3 ведущего вала, находится в разжатом состоянии, фрикционная муфта, соединяющая части 3 и 19
ведущего вала, - в сжатом состоянии, обгонная муфта 27 - в заклиненном положении, обгонные муфты 5, 10, 16 и 20 - в режиме обгона.
Переход с высших ступеней на низшие происходит аналогично переходу в коробке передач на фиг. 1.
Формула изобретения
1.Коробка передач, содержащая параллельно установленные входной и выходной валы, по крайней мере две зубчатые передачи постоянного зацепления, ведущая щес- терня первой из которых связана с входным валом, а ведомая жестко связана с выходным валом, одна из щестерен второго ряда связана со своим валом также через обгонную муфту, а также устройство включения обгонных муфт передач, кроме первой, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности работы, ведущая щестерня второй передачи установлена на входном валу свободно, а ведомая связана с выходным через упомянутую обгонную муфту, при этом указанное устройство включения представляет собой осевую муфту, одни э,чементы которых связаны с ведущей шестерней второй передачи, а ведомые - с установленной с осевой подвижностью на соосном входном допо.днительном валу втулкой через дополнительную обгонную муфту, связанную с
дополнительным приводом, причем втулка связана с входным на.чом винтовой передачей.
2.Коробка передач по п. 1, отличающаяся тем, что муфта выпо.ппена фрикционной.
3.Коробка 1 е|1СДс )ч по ни. 1 и 2, отли- чающаяся тем. чте; установленные с осевой
подвижностью элемент. муфть г ОД1 ружине- ны относитель о допо.- иительного вала.
Фиг 2
Состав.чтель С. Бслоуськ,/ Техред И. Верес .Ког:н
Тираж 598Подми. :..
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по ;ie.i;i« изобрек : : ;
П3035, Москва, Ж-35, Раушская iiao., л. 4 i Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ,:. I ipin ч i ;J;;H. 1
Редактор И. Лазаренко Заказ 2464/14
ТК()ЫТПИ
ТК()ЫТПИ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Коробка передач | 1983 |
|
SU1191656A1 |
ЗУБЧАТО - ИМПУЛЬСНЫЙ ВАРИАТОР | 2016 |
|
RU2636440C2 |
АВТОМАТИЧЕСКИ ПОДКЛЮЧАЕМЫЙ ПОЛНЫЙ ПРИВОД | 2014 |
|
RU2593310C1 |
ДИАПАЗОННАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2013 |
|
RU2563918C2 |
Трансмиссия транспортного средства | 1981 |
|
SU979178A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2019441C1 |
Стенд для испытания муфт | 1990 |
|
SU1763925A1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2146010C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1993 |
|
RU2050488C1 |
БЕССТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1995 |
|
RU2097215C1 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к коробкам передач, и может найти применение в обшем, транспортном машиностроении, подъемно-транспортном оборудовании, испытательной технике. Цель изобретения - повышение надежности в работе. Коробка передач осна- шена двигателем 18, например электрическим, кинематически связанным с ведуш,им валом, а ведуш,ий вал состоит по крайней мере из двух частей 2 и 3, кинематически связанных между собой посредством пары винт-гайка. Автоматическое переключение передач позволяет упростить процесс управления механизмами и агрегатами, что позволяет, в свою очередь, повысить производительность труда и рационально использовать передаваемую энергию. 2 з.п.ф-лы, 2 ил. оо оо 4 СО с
Горбунов П | |||
П | |||
и др | |||
Двухтактный двигатель внутреннего горения | 1924 |
|
SU1966A1 |
Универсальный двойной гаечный ключ | 1920 |
|
SU169A1 |
Аппарат, предназначенный для летания | 0 |
|
SU76A1 |
Авторы
Даты
1987-06-23—Публикация
1985-07-29—Подача