Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в трансмисси-ях легковых автомобилей.
Цель изобретения - повышение надежности и долговечности трансмиссии транспортного средства, имеющей в качестве одного из агрегатов закрепленную на раме транспортного средства главную передачу привода колес.
На фиг. 1 представлена кинематическая схема предлагаемой трансмиссии; на фиг. 2 - то же, с расширенными возможностями; на фиг. 3 - синхронизирующая муфта; на фиг. 4 - механизм поворота главной передачи, вариант; на фиг. 5 - регулируемая опора картера главной передачи.
Коробка передач (фиг. 1) содержит входной вал 1 с закрепленной на нем шестерней 2 и выходной вал 3 с закрепленной на нем шестерней 4, которая связана с олес- терней 2 входного вала 1. На концах валов 1 и 3 коробки передач, обращенных к главной передаче, выполнены зубчатые венцы, с которыми может взаимодействовать муфта 5, установленная на ведущем валу б главной передачи. Механизм перемещения, выполненный в виде гидроцилиндра 7, шток которого соединен с картером 8 главной передачи, установленным в опорах 9 (фиг. 4) с возможностью поворота относительно оси ведомой щестерни 10. Картер 8 главной передачи присоединен к кузову 11 и воспри ни- мает реактивный момент.
Соединение главной передачи с колесами осуществляется полуосями с двумя подвижными шарнирами равных угловых скоростей.
Опора 9 картера 8 главной передачи включает кронштейн 12 (фиг. 5), прикрепленный к кузову автомобиля, конический подшипник 13, крышку 14, упорную гайку 15. Для защиты от влаги и пыли подшипниковые узлы могут быть закрыты резиновыми чехлами 16 и 17.
Привод может быть использован в качестве реверс-редуктора в трансмиссиях транспортных машин, особенностью работы которых является цикличность, например, промышленных тракторов.
Привод, содержащий коробку передач с двумя выходными валами, имеет ограниченные кинематические возможности (одну передачу переднего хода и одну заднего хода). На фиг. 2 изображен привод, имеющий расширенные кинематические возможности.
Коробка передач содержит входной вал 18 с закрепленной на нем щестерней 19 с внутренними зубьями, выходной вал 20 с закрепленной на нем щестерней 21, которая связана с щестерней 19 входного вала 18 и щестерней 22, установленной на выходном валу 23. Выходной вал 23 посредством шестерен 24 и 25 связан с выходным валом 26.
В табл. 1 приведены порядковые номера передач, передаточные числа и указаны (крестиком) выходные валы, работающие на этих передачах.
В табл. 2 указаны числа зубьев щестерен. Синхронизирующая муфта, разработан- ная для привода, содержащего коробку передач с коаксиальными выходными валами (фиг. 2), установлена на входном валу 6 главной передачи и состоит из внутренней полумуфты 27 (фиг. 3), имеющей возможность перемещаться по шлицам входного вала 6 главной передачи и охватывающей ее щлицевой полумуфты 28. На концах выходных валов коробки передач, обращенных к главной передаче, выполнены зубчатые венцы 29 и установлены блокировочные коль5 ца 30 с возвратными пружинами 31. Работу привода рассмотрим на примере, показанном на фиг. 2. Привод работает следующим образом. Вращающийся момент от двигателя передается путем поочередного подсоединения валов 18, 20, 23 и 26 к входно0 му валу 6 главной передачи.
При этом картер 8 главной передачи посредством гидроцилиндра 7 перемещается в положение, в котором ось входного вала 6 главной передачи совпадает с осью вала вы5 бранной передачи. Соединение вала выбранной передачи с входным валом 6 главной передачи осуществляется посредством синхронизирующей муфты.
При включении, например, первой передачи внутренняя полумуфта 27 (фиг. 3) пере0 мещается вилкой по щлицам ведущего вала 6 главной передачи и прижимается боковой поверхностью к поверхности блокирующего кольца 30. При этом под действием сил трения блокирующее кольцо 30 поворачивается и упирается своими зубьями в торцы
5 зубьев зубчатого венца 29. После уравнения угловых скоростей внутренней полумуфты 27 и зубчатого венца 29 выходного вала первой передачи блокирующее кольцо 30 соскальзывает с конусных поверхностей зубчатого венца 29 под действием осевого усилия, передаваемого от вилки включения передач.
При этом внутренняя полумуфта 27, перемещаясь дальше вместе с блокирующим кольцом 30, своими шлицами соединяет входS ной вал 6 главной передачи и выходной вал 18 первой передачи. При выключении передачи все детали занимают исходное положение и блокируюп:.ее кольцо 30 отходит обратно под действием пружины 31.
Для включения второй передачи картер 8
0 главной передачи (фиг. 2) посредством гидроцилиндра 7 перемещается в положение, в котором ось входного вала 6 главной передачи совпадает с общей осью выходных валов 20 и 26 соответственно второй и третьей передач.
5 Далее щлицевая полумуфта 28 (фиг. 3) синхронизирующей муфты перемещается с помощью вилки по щлицам внутренней полумуфты 27, связанной с входным валом 6
0
главной передачи и прижимается боковой поверхностью к поверхности блокирующего кольца 30. Далее процесс включения второй передачи идет аналогично описанному процессу включения первой передачи.
Для переключения со второй на третью передачу шлицевая полумуфта 28 возвращается в исходное положение, а внутренняя полумуфта 27 своими щлицами после синхронизации оборотов соединяет входной вал 6 главной передачи (фиг. 2) и выходной вал 20 третьей передачи.
Штоки и вилки переключения передач в нейтральном и включенном положениях удерживаются, например, с помощью подпружиненных фиксаторов, а для предупреждения одновременного включения двух передач используются замки.
Картер 8 главной передачи (фиг. 5) крепится к кузову автомобиля посредством крон- щтейна 12. Для удобства ремонтных работ кронштейн 12 выполнен с отъемной крышкой 14.
При сборке привода после монтажа главной передачи устанавливают крышки 14 и крепят их болтами к кронштейну 12. Натяг подшипников 13 осуществляют, упорными гайками 15, ввернутыми в гнезда подшипников. Этими же гайками 15 регулируют положение картера 8 главной передачи относительно коробки передач.
Формула изобретения
1. Трансмиссия транспортного средства, содержащая коробку передач с по крайней мере двумя расположенными в одной плоскости выходными валами с венцами на концах, муфту с подвижным соединительным элементом, механизм поворота картера одного из агрегатов трансмиссии, отличающаяс}, тем, что, с целью повышения надежности и долговечности трансмиссии транспортного средства, имеющей в качестве одного из агрегатов закрепленную на раме транспортного средства главную передачу привода колес, картер главной передачи трансмиссии транспортного средства установлен с воз
можностью поворота относительно оси ведомой шестерни и связан с рамой транспортного средства через механизм поворота, на входном валу главной передачи установлена упомянутая муфта для связи ее подвижного элемента с венцом одного из выходных валов коробки передач, а выходные валы коробки передач установлены с пересечением их осей в одной точке.
2. Трансмиссия по п. 1, отличающаяся тем, что механизм поворота выполнен в виде силового цилиндра, закрепленного шарнир- но на раме транспортного средства и картере главной передачи.
15
Таблица
20
25
30
Т ;1 о : : ц а 2
Фцг.. 1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВУХСКОРОСТНАЯ ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА | 2010 |
|
RU2432267C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1991 |
|
SU1837576A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1983 |
|
SU1177179A1 |
КОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1991 |
|
SU1837486A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1986 |
|
SU1411168A1 |
ВОСЬМИСТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ КОЛЕСА | 2015 |
|
RU2580596C1 |
Раздаточная коробка транспортного средства | 1983 |
|
SU1126464A1 |
ЧЕТЫРЕХСТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ КОЛЕСА | 2015 |
|
RU2599138C1 |
СИНХРОНИЗАТОР | 2015 |
|
RU2602642C1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2001 |
|
RU2195590C1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения - повышение надежности и долговечности, а также увеличение компактности привода путем уменьшения крутяш.его момента, передаваемого на другие узлы трансмиссии, сокраш,е- ния числа элементов привода. Трансмиссия 20 содержит коробку передач, главную передачу 8 и механизм перемещения 7. В коробку передач входят входной вал 18 с закрепленной на нем шестерней 19 с внутренними зубьями, выходной вал 20 с закрепленной на нем шестерней 21, которая связана с шестерней 19 входного вала 18 и шестерней 22, установленной на выходном валу 23. Выходной вал 23 посредством шестерен 24 и 25 связан с выходным валом 26. При переключении передач картер главной передачи 8 поворачивается вокруг оси ведомой шестерни посредством механизма перемещения 7. Подсоединение входного вала 6 главной передачи к выходному валу, например 18, коробки передач осуществляется с помощью муфты, установленной на входном валу 6 главной передачи. 1 з.п.ф-лы. 5 ил., 2 табл. о SS (Л 8 со 00 4:и со 00 Фиг.2
31 30
31
23 28
28
23
ФигЛ
F
17
12
Составитель С. Белоусько
Редактор Н. ЛазаренкоТехред.И. ВересКорректор Л. Знмокосов
Заказ 2464/14 Тираж 598Подяисное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам н.1()бре;еннм и открытии
13035, Д1осква, Ж-35. Раушскля ii;id.. -д. -IS Производственно-полиграфическое предприятие, г. жгopoл. y.i Проектная. 4
Фиг. 5
Авторское свидетельство СССР № 1280765, кл | |||
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1987-06-23—Публикация
1986-01-02—Подача