Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и предназначено для обучения группы операторов взаимосвязанной деятельности с учетом их психосоциальной совместимости.
Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства за счет учета влияния психосоциальных факторов на результаты взаимосвязанной деятельности обучаемых.
На фиг. 1 изображена структура тренажера; на фиг. 2-7 - схемы блоков коррекции хода учебного процесса, ранжирования результатов, оценки, задания программы обучения, формирователя кодов и распределителя импульсов соответственно.
Тренажер содержит блок 1 коррекц ии хода учебного процесса, формирователь 2 случайной последовательности кодов, блок 3 ранжирования результатов, распределитель- 4 кодов, формирователь 5 кодов, коммутаторы пультов 6, и результатов 7, индикаторы 8, пульты 9 операторов, панель 10 управления и индикации, блоки 11 оценки, блок памяти, состоящий из коммутатора 12 регистров и матричных регистров 13 и 14, сумматор 15 и блок 16 задания программы обучения.
Блок 1 содержит счетчики 17, распределитель 18 импульсов и формирователь 19 кодов. Блок 3 содержит узел 20 сравнения, распределитель 21 кодов, счетчик 22, генератор 23 и преобразователь 24 кодов. Блоки 11 содержат одновибраторы 25 и схему 26 движения. Блок 16 содержит генератор 27 и счетчик 28. Формирователь 19 содержит дешифратор 29 и регистр 30. Распределитель 4 состоит из распределителя 31 и дешифратора 32.
Блок 1 предназначен для изменения закона распределения случайных чисел с учетом влияния психосоциальных факторов на результаты работы операторов,, информация о которых поступает с блока 3.
Блок 3 предназначен для ранжирования пар операторов по степени влияния психосоциального фактора на результаты их взаимосвязанной деятельности.
Формирователь 5 включается по команде от блока 16, т. е. изменяет условия работы оператора, который на втором этапе знает партнера, с которым работает в данный момент, за счет индикации его номера. Он представляет собой селектор, выполненный на логических элементах, и предназначен для выдачи сигнала на индикаторы 8.
При поступлении сигнала с панели 10 одного из пультов 9, подсоединенного в этот момент через коммутатор 6 к данному блоку 11, одновибратор 25 вырабатывает импульс определенной деятельности и подает его на схему 26. Аналогично проходит сигнал и от второго пульта 9, подсоединенного в это время к данному блоку 11.
При одновременном наличии сигналов на входах схемы 26, т.е. разница во времени прихода сигналов от обоих пультов 9 не более длительности импульса, вырабатывае.мого одновибратора- ми 25, на выходах схемы 26 появляется информация, сигнализирующая об успешное ти взаимодействия данной пары операторов. Эта информация через коммутаторы 7 и 12
поступает в соответствующие ячейки матричного регистра 13 на первом этапе работы или регистра 14 - на втором этапе.
Коммутатор 12 позволяет разделить информацию о результатах взаимосвязанной
г работы оператора в случае, когда он не знает и когда знает партнера, с которым взаимодействует. Для этого коммутатор 12 по команде от блока 16 подключает кому- татор 7 к регистру 13 на первом этапе работы и к регистру 14 - на втором этапе.
0 Блок 16 работает следующим образом. Генератор 27 выдает импульсы определенной частоты на счетчик 28. При приходе от генератора 27 некоторого числа импульсов соответствующего времени, отводимого на работу пар операторов, между ко.ммутация- ми счетчика 28 вырабатывается разрешающий импульс, который управляет работой формирователя 2. Аналогично разрешающие импульсы вырабатываются с заданны.м интервалом до полного перебора возможных со, четаний пар из N операторов по 2. После полного перебора пар, т. е. по окончании первого этапа работы устройства, вырабатывается управляющий импульс, который включает формирователь 5 и переключает коммутатор 12. По окончании второго этапа
с работы блок 16 выдает разрешающий импульс на сумматор 15.
Распределитель 4 кодов работает следующим образом.
Набор двухразрядных чисел в количестве N/2, где N - количество тренируемых
0 операторов, в соответствии с сигналами от блока 1 и формирователя 2 (на первом и втором этапах тренировки только в соответствии с сигналом от формирователя 2) в распределителе 31 преобразуется из параллельного кода в последовательный и поступает на формирователь 5, а дешифратор 32 формирует командный сигнал для переключения коммутаторов 6 и 7.
Таким образом, на первом и втором этапах тренировки сигналы, поступающие
Q от распределителя 4 на коммутаторы 6 и 7 и формирователь, зависят только от сигналов формирователя 2. На третьем этапе тренировки эти сигналы корректируются посредством информации, поступающей от блоков 1 и 3.
5
55
Устройство работает следующим образом.
По команде от блока 16 формирователь 2
выдает сигнал на распределитель 4 через
блок 1. Распределитель 4 выдает командный сигнал на коммутаторы 6 и 7 и информационный сигнал на формирователь 5. Коммутатор 6 осуществляет попарное соединение панелей 10 пультов 9 в сочетаниях, определяемых кодовой комбинацией на выходе формирователя 2, и подключает их к блокам 11. Комутатор 7 подключает выход блоков 11 через коммутатор 12 к регистру 13, в соответствующие ячейки которого записываются оценки параметров взаимодействия операторов.
Формирователь 5 на первом этапе работы не включен и информацию на индикаторы 8 пульта 9 не выдает.
Испытуемые операторы работают на пультах 9, выполняя каждый со своим партнером совместный алгоритм, предусматривающий слаженные, ритмичные действия пары с максимально возможной интенсивностью. Координация действий осуществляется по индикаторам панели 10 пульта 9, отображающим одновременно деятельность оператора и его партнера. При этом соблюдаются условия, исключающие узнавание партнера и прямую координацию действий.
Через определенные промежутки времени по команде от блока 16 формирователь 2 выдает новую кодовую комбинацию, отличную от предыдущих. Распределитель 4 изменяет состояния коммутаторов 6 и 7, кото10
сочетаний пар операторов с учетом в.лияния психосоциального фактора на результаты деятельности операторов. В зависимости от задач обучения тренировка возможна с индикацией и без индикации номера партнера.
Изобретение позволяет проводить тренировку операторов в два этапа: без инд)-- кации и с индикацией номера партнера и управлять случайны.м законом распределения пар операторов в процессе тренировки с учетом разности результатов и. деятельности на двух этапах. Проведение тренировки в два этапа и управление случайным законом распределения пар воляет учесть влияние психосоциялыюго 15 фактора при работе операторов.
При этом коррекция случайного замеси а распределения пар операторов производится с учетом разность- результатов тренировки операторов на двух этапах, обусловленноГ влиянием психосоциальных факторов, т. е. с учетом влияния фактора знания партнера.
20
Формуле изобретения
25 1. Устройство для контроля работ.ь: операторов, содержащее пульты операторов, выходы которых соединены с соответствх-.ю- щими информационными в.ходами коммутатора пультов, выходы которого подключены к входам соответствующих блоков о;1енрые соединяют пульты 9 в новых соче- 30 ки, коммутатор результатов, информ.ацио таниях и подключают блоки 11 через коммутатор 12 к соответствующим ячейкам регистра 13.
Таким образом, работа на первом этапе осуществляется до полного перебора всех возможных попарных сочетаний операторов.
На втором этапе блок 16 включает формирователь 5 и подает команду на коммутатор 12, который подключает блок 11 через коммутатор 7 к регистру 14.
Формирователь 5 выдает сигналы на индикаторы 8 пультов 9. В течение этого этапа оператор постоянно знает партнера, с которым взаимодействует. В остально.м устройство работает так же, как и на первом этапе.
После полного перебора всех возможных сочетаний операторов по команде от блока 16 сумматор 15 вычисляет разности между зеличинами параметров.взаимодействия операторов при работе на первом и втором этапах. Вычисленные разности поступают в блок 3, который ранжирует пары операторов по степени влияния психосоциального фактора на результаты их взаимосвязанной деятельности и передает эту информацию в блок .
В дальнейшем процессе тренировки опера торов работа распределителя 4 определяется формирователем 2, который выдает случайные последовательности чисел, и блоком 1, который изменяет закон распределения
35
40
ные входы которого соединены с выхода.ми соответствующих блоков оценки, а выходы -- с соответствующими информационными входами блока памяти, выходы первый и второй групп которого подключены к информационным входам соответственно первой вто рой групп су.мматора, управляющий вход которого соединен с выходом разрешения суммирования блока задания программы, вы.- ход запуска генератора которого подключен к входу генератора случайной последовательности кодов, отличающееся тем, что. с целью повышения точности контроля, Б него введены формирователь кодов, распределител;; импульсов, блок коррекции хода учебного процесса и блок ранжирования результатов контроля, входы которого соединены с соответствующими выходами сумматора, а выходы - с соответствующими yпpa:lл oш-Ii ч1 входами блока коррекции хода ) чебного процесса, входы распределителя импульсов подключены к соответетвуюихим вы- 50 ходам блока коррекции хода учебного процесса, первый выход - к управляю;ц1 м входам коммутаторов пультов и результатов, а второй выход - к информационному входу формирователя кодов, выходы которочго соединены с входами соответствующих пультов операторов, а управляющих вход - с выходом окончания цикла работы б,1ок,т задания программы, подключенным к управляющему входу блока памяти, выход гсне45
55
0
сочетаний пар операторов с учетом в.лияния психосоциального фактора на результаты деятельности операторов. В зависимости от задач обучения тренировка возможна с индикацией и без индикации номера партнера.
Изобретение позволяет проводить тренировку операторов в два этапа: без инд)-- кации и с индикацией номера партнера и управлять случайны.м законом распределения пар операторов в процессе тренировки с учетом разности результатов и. деятельности на двух этапах. Проведение тренировки в два этапа и управление случайным законом распределения пар воляет учесть влияние психосоциялыюго 5 фактора при работе операторов.
При этом коррекция случайного замеси а распределения пар операторов производится с учетом разность- результатов тренировки операторов на двух этапах, обусловленноГ влиянием психосоциальных факторов, т. е. с учетом влияния фактора знания партнера.
0
Формуле изобретения
1. Устройство для контроля работ.ь: операторов, содержащее пульты операторов, выходы которых соединены с соответствх-.ю- щими информационными в.ходами коммутатора пультов, выходы которого подключены к входам соответствующих блоков о;1ен5
0
ные входы которого соединены с выхода.ми соответствующих блоков оценки, а выходы -- с соответствующими информационными входами блока памяти, выходы первый и второй групп которого подключены к информационным входам соответственно первой вто рой групп су.мматора, управляющий вход которого соединен с выходом разрешения суммирования блока задания программы, вы.- ход запуска генератора которого подключен к входу генератора случайной последовательности кодов, отличающееся тем, что. с целью повышения точности контроля, Б него введены формирователь кодов, распределител;; импульсов, блок коррекции хода учебного процесса и блок ранжирования результатов контроля, входы которого соединены с соответствующими выходами сумматора, а выходы - с соответствующими yпpa:lл oш-Ii ч1 входами блока коррекции хода ) чебного процесса, входы распределителя импульсов подключены к соответетвуюихим вы- 0 ходам блока коррекции хода учебного процесса, первый выход - к управляю;ц1 м входам коммутаторов пультов и результатов, а второй выход - к информационному входу формирователя кодов, выходы которочго соединены с входами соответствующих пультов операторов, а управляющих вход - с выходом окончания цикла работы б,1ок,т задания программы, подключенным к управляющему входу блока памяти, выход гсне5
5
ратора случайной последовательности кодов соединен с информационным входом блока коррекции хода учебного процесса.
2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что блок коррекции хода учебного процесса содержит формирователь кодов, вход которого является информационным входом блока, а выход соединен с входом распределителя импульсов, выходы которого подключены к информационным входам соот- ветствующих счетчиков, управляющие входы которых являются соответствующими входами блока, а выходы - соответствующими выходами блока.
3. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что блок ранжирования результатов содержит распределитель кодов, узел сравнения, первый вход которого соединен с выходом распределителя кодов, второй вход - с выходом счетчика, а выход - с входом преобразователя кодов, выходы которых являются соответствующими выходами блока, генератор, выход которого подключен к входу счетчика, входы распределителя кодов являются соответствующими входами блока.
i I
77
-
фиг. 2
I
От5лока2
77
17
/f бЛиК1/
От блока J5
±i
2Г
2«
i
L-2J
Ф
Фиг jKSnoi yl
Фт.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для оценки работы оператора | 1990 |
|
SU1748165A1 |
Устройство для психофизиологических исследований оператора | 1990 |
|
SU1751794A1 |
Устройство для обучения операторов | 1990 |
|
SU1737488A1 |
Устройство для обучения операторов | 1987 |
|
SU1564675A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления | 1980 |
|
SU920818A1 |
Тренажер оператора систем управления | 1990 |
|
SU1758659A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ОПЕРАТОРОВ | 1991 |
|
RU2020599C1 |
Тренажер оператора автоматизированной системы управления | 1981 |
|
SU983738A1 |
Устройство для профессионального отбора операторов | 1990 |
|
SU1714649A1 |
Устройство для оценки психофизиологических характеристик операторов автоматизированных систем управления | 1981 |
|
SU997075A1 |
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и предназначено для обучения группы операторов взаимосвязанной деятельности. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей тренажера за счет учета влияния психосоциальных факторов на результаты взаимосвязанной деятельности операторов. Изобретение позволяет проводить тренировку операторов без индикации и с индикацией адреса партнера, а различие результатов их взаимосвязанной деятельности использо- для коррекции случайного закона распределения пар операторов с учетом влияния психосоциальных факторов. Цель изобретения достигается тем, что в тренажер, содержащий пульты операторов, коммутаторы пультов и результатов, блоки оценки, блок памяти, сумматор, блок задания программы обучения и генератор случайной последовательности кодов, введены блок ранжирования результатов, блок коррекции хода учебного процесса, распределитель кодов и формирователь кодов с определенным образом выполненными блоком ранжирования результатов и блоком коррекции хода учебного процесса. 2 з. п. ф-лы, 7 ил. с оэ го о оо оо ю
72 / /5
0;уг. 5
К 5л.Г8 Фи.6
От 6л.;
А
f
L
j;
f
Ьп.5
Фиг. 7
П
i
J2
W
КбЛ.6 и
Авторское свидетельство СССР № 760166, кл | |||
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1987-06-30—Публикация
1985-10-28—Подача