Устройство для обучения операторов Советский патент 1992 года по МПК G09B9/00 

Описание патента на изобретение SU1737488A1

vi со VI

00 00

Похожие патенты SU1737488A1

название год авторы номер документа
Устройство для тренировки операторов 1990
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Карлов Александр Васильевич
  • Мухортов Василий Васильевич
  • Кирюхин Владимир Анатольевич
SU1709377A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ОПЕРАТОРОВ 1991
  • Кудряшов Н.И.
  • Кирюхин В.А.
  • Мухортов В.В.
  • Карлов А.В.
RU2020599C1
Тренажер оператора 1990
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Карлов Александр Васильевич
  • Мухортов Василий Васильевич
  • Кирюхин Владимир Анатольевич
SU1748167A1
Устройство для тренировки и контроля профессиональных навыков оператора 1990
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Карлов Александр Васильевич
  • Кирюхин Владимир Анатольевич
  • Мухортов Василий Васильевич
SU1714650A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 1991
  • Мухортов В.В.
  • Долгов А.П.
  • Мурзин М.А.
  • Книгин А.А.
  • Тесленко С.Н.
RU2025087C1
Устройство для оценки работы оператора 1990
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Карлов Александр Васильевич
  • Кирюхин Владимир Анатольевич
  • Мухортов Василий Васильевич
SU1735886A1
Тренажер радиотелеграфиста 1984
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Попенко Владимир Степанович
SU1223270A1
Устройство для обучения радиотелеграфистов 1985
  • Крюков Валерий Дмитриевич
  • Крюков Евгений Дмитриевич
  • Петренко Александр Иванович
  • Хакало Олег Владимирович
SU1328838A1
Устройство для обучения радиотелеграфистов 1988
  • Крюков Валерий Дмитриевич
  • Кудряшов Николай Иванович
SU1589303A2
Устройство для обучения радиотелеграфистов 1984
  • Крюков Валерий Дмитриевич
  • Крюков Евгений Дмитриевич
  • Петренко Александр Иванович
  • Власов Евгений Кузьмич
SU1267465A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 737 488 A1

Реферат патента 1992 года Устройство для обучения операторов

Изобретение относится к автоматике, в частности к обучающим устройствам, и может быть использовано на начальном этапе подготовки операторов приему телеграфных знаков на слух. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства с повышением эффективности устройства путем адаптивного сокращения времени на опознание и запоминание Устройство содержит генератор 1, распределитель 2 импульсоа, формирователь 3 телеграфных кодов, блок 4 задания режима работы, блок 5 сравнения, блок 6 отображения символов, пульт 7 обучаемого, электроакустический преобразователь 8, реверсивный счетчик 9, дешифратор 10, делитель напряжения 11 и блок 12 предъявления учебной информации. Изобретение обеспечило визуальное предъявление символа одновременно со слуховым образом (мелодией) телеграфного знака и последующим адаптивным контролем его восприятия, обеспечивающими в зависимости от успешности освоения, определяемой способностью оператора, сокращение времени начального периода обучения 5 ил. сл С

Формула изобретения SU 1 737 488 A1

Фиг.1

Изобретение относится к автоматике, в частности к обучающим устройствам, и может быть использовано на начальном этапе подготовки операторов приему телеграфных знаков на слух.

Известен тренажер, содержащий пульт обучаемого, блок анализа ответов, блок управления, блок программы, два регистра, генератор тактовых импульсов, одновибра- тор, аналоговый ключ, электроакустический преобразователь, индикаторы. Это устройство при неправильном опознании знака включает подсказку - высвечивает структуру телеграфного кода неопознанного символа, но не учитывает временных возможностей обучаемого на его запоминание.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство для обучения, содержащее генератор звуковой частоты, распределитель импульсов, последовательно включенные распределитель импульсов, формирователь телеграфных кодов, ключ, второй вход которого соединен с выходом генератора звуковой частоты, делитель напряжения, электроакустический преобразователь и последовательно включенные пульт обучаемого, вход которого связан с входом распределителя импульсов и подключен к первому выходу генератора импульсов, вторым выходом соединенного с соответствующим входом формирователя телеграфных кодов, блок сравнения, второй вход группы которого связан с информационным входом группы формирователя телеграфных кодов и подключен к выходам распределителя импульсов, реверсивный счетчик, выходы которого соединены с входами блока индикации, и дешифратор, выходы которого соединены с управляющими входами делителя напряжения.

Однако данное устройство не имеет возможности изменения времени тренировки на запоминание и контроль результата в процессе обучения в зависимости от успешности усвоения оператором заданных знаков (букв, цифр) телеграфного знака, т.е. не учитывает индивидуальных способностей обучаемого, что снижает его эффективность.

Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства с повышением эффективности устройства путем изменения времени (сокращения или увеличения) тренировки на запоминание и контроль результата в процессе обучения в зависимости от успешности усвоения оператором заданных знаков (букв, цифр) телеграфного знака за счет выявления индивидуальных способностей, позволяющих определить обучаемых, обладающих высокими навыками опознания знаков по мелодии, что сокращает время на их подготовку.

Поставленная цель достигается тем, что

в устройство для обучения операторов, содержащее формирователь телеграфных кодов, первый вход которого соединен с соответствующим выходом первого генера0 тора, а выход - с входом электроакустического преобразователя, пульт обучаемого, вход которого подключен ко второму выходу первого генератора, входу распределителя импульсов и второму входу формирователя

5 телеграфных кодов, а выходы к соответствующим входам первой группы блока сравнения, входы второй группы которого соединены с соответствующими выходами распределителя импульсов и соответствую0 щими входами группы формирователя теле- графных кодов, а выходы - с соответствующими входами реверсивного счетчика, дешифратор, входы которого подключены к соответствующим выходам ре5 версивного счетчика, а выходы - к соответствующим входам делителя напряжения и блок предъявления учебной инфор- мации, введены второй генератор, управляющий вход которого соединен с вы0 ходом делителя напряжения коммутатор, информационный вход которого подключен к выходу второго генератора, первый и второй индикаторы режима работы, входы которых соединены с соответствующими

5 выходами коммутатора, переключатель, выход которого подключен к управляющему входу коммутатора, и блок отображения символов, информационные входы которого соединены с соответствующими выходами

0 распределителя импульсов, а управляющий вход - с первым выходом коммутатора, третий выход которого подключен ко входу первого генератора и входу останова второго генератора, причем входы блока предъявле5 ния учебной информации соединены с соответствующими выходами дешифратора.

Визуальное предъявление символа (буквы, цифры) одновременно со слуховым образом (мелодией) телеграфного кода и

0 последующим адаптивным контролем его восприятия позволяет сократить время-начального периода обучения, отводимое на запоминание телеграфных кодовых знаков. На фиг.1 представлена блок-схема уст5 ройства; на фиг.2 -- функциональная схема блока задания режима работы; на фиг.З -то же, блока отображения символов; на фиг.4 - то же, электроакустического преобразователя; на фиг.5 - то же, распределителя импульсов.

Устройство для обучения операторов содержит генератор 1 (импульсов), распределитель 2 импульсов, формирователь 3 телеграфных кодов, блок 4 задания режима работы, блок 5 сравнения, блок 6 отображения символов (знаков), пульт 7 обучаемого, электроакустический преобразователь 8, реверсивный счетчик 9, дешифратор 10, делитель напряжения 11 и блок 12 предъявления учебной информации со схемными соединениями.

Блок 4 содержит генератор 13 (инфра- низкой частоты - начальный период 5 мин), коммутатор 14, индикатор режима работы 15 (обучение) и 16 (контроль), переключатель 17 Пуск.

Блок 6 имеет ключ 18 и светодиоды 19i- 194, возле которых устанавливаются шильдики с соответствующими символами (буквы, цифры).

Электроакустический преобразователь 8 включает генератор 20 тональной частоты, ключ 21 и головные телефоны 22.

Распределитель 2 содержит генератор 23 двоичных случайных чисел и дешифратор 24.

Устройство работает следующим образом.

Включают питание. На третьем выходе коммутатора 14 появляется нулевой потенциал, который блокирует выход генератора 1 и 13. Нажимают кнопку переключателя 17, импульс с выхода которой снимает блокировку с выходов генераторов 1 и 13. Первый импульс с выхода генератора 13 обеспечит появление на первом выходе коммутатора 14 нулевого потенциала, который засвечивает индикатор 15 (обучение) и открывает ключ 18. Одновременно на втором выходе генератора 1 появляется тактовый импульс, который, поступая на вход генератора 23, вызовет появление на одном из выходов дешифратора 24, например, первого единичного потенциала. Единичный потенциал с первого выхода дешифратора 24 засветит светодиод 19ч,около которого имеется шильдик, например с буквой К, так как ключ 18 открыт, и, поступая на вход формирователя 3, обеспечит формирование этого знака в виде двоичного телеграфного кода, который выдвигается с его выхода тактовыми (сдвиговыми) импульсами, поступающими на вход с первого выхода генератора 1, и предъявляется обучаемому со скоростью 12 гр/мин (мелодия) для слухового запоминания посредством головных телефонов 22 электроакустического преобразователя 8. Тактовый импульс со второго выхода генератора 1 устанавливает триггеры пульта 7 в исходное (нулевое) положение.

При появлении второго тактового импульса на втором выходе генератора 1 на одном из выходов дешифратора 24, например, третьем появится единичный потенциал, который обеспечит визуальное отображение символа, например буквы п, посредством засвечивания светодиода 19з и звуковое отображение этого же знака в телеграфном коде в головных телефонах 22.

0 По каждому тактовому импульсу со второго выхода генератора 1 в течение пяти минут, пока светится транспарант индикатора 15, знаки (буквы, цифры), чередуясь случайным образом, предъявляются опера5 тору, отображаемые светодиодами 19 для зрительного опознания и одновременно воспроизводимые в виде звукового образа (мелодии) телеграфного кода головными телефонами 22 для слухового запоминания.

0 По окончании пяти минут генератор 13 сформирует второй импульс, который обеспечит появление нулевого потенциала на втором выходе коммутатора 14, прекратив его на первом выходе. Закрывается ключ 18,

5 прекращается свечение светодиодов 19 при предъявлении знаков, гаснет транспарант индикатора 15. Нулевой потенциал с второго выхода коммутатора 14 включит транспарант индикатора 16 (контроль),

0 предписывающий обучаемому приступить к опознанию ранее запомненных знаков, т.е. после прослушивания мелодии знака обучаемый должен опознать его и нажать соответствующую кнопку ответа на пульте 7.

5Если при появлении единичного потенциала на первом выходе дешифратора 24 будет сформирована в формирователе 3 кодовая комбинация мелодии, например, знака К и обучаемый ьерно опознает его, то

0 при нажатии соответствующей кнопки на пульте 7 в блоке 5 произойдет совпадение единичных потенциалов и на первом его выходе появится единичный импульс, который поступит на первый вход (прямого сче5 та) реверсивного счетчика 9. Импульс с выхода счетчика 9, воздействуя на соответствующий вход дешифратора 10, уменьшит сопротивление времязадающего резистора в делителе 11 напряжения.

0

Если знак был опознан неверно, т.е. нажата кнопка знака, не соответствующая его мелодии, то на втором выходе блока 5 появится единичный импульс неверного отве5 та, который поступит на второй вход (обратного счета) реверсивного счетчика 9. Импульс с выхода счетчика 9, воздействуя на соответствующий вход дешифратора 10, увеличит сопротивление времязадающего резистора в делителе 11 напряжения.

Таким образом, в процессе контроля будет адаптивно изменяться частота генератора 13. При верных ответах время контроля будет сокращаться, при допущении ошибок - увеличиваться,

При истечении максимально пяти минут, минимально полутора минут (только верные опознания) режим контроля заканчивается. На выходе генератора 13 появится импульс, который, поступая на информационный еыход коммутатора 14, вызовет появление на третьем выходе последнего нулевого потенциала. Этот потенциал блокирует выходы (прекращая работу) генератора 1 и 13. Транспарант индикатора 16 гаснет предупреждая оператора об окончании цикла, В блоке 12 отображается воемя, затрачиваемое обучаемым на опознание знаков.

Оператор (руководитель) в зависимости от успешности тренировки устанавливает на изучение новую группу из четырех знаков или оставляет прежнюю. Затем нажимает кнопку переключателя 17. обеспечивая появление нулевого потенциала на первом выходе коммутатора 14 При этом частота генератора 13 будет иметь значение, отображенное в блоке 12, например период между импульсами будет равен двум минутам. Следовательно, период обучения, т.е. одновременно зрительного и звукового предъявления ( символа и мелодии телеграфного кода) знаков для запоминания будет продолжаться 2 мин Затем произойдет пе- ре лючение в коммутаторе 14 и переход в режим контроля продолжительность которого будет адаптивно скорректирована в процессе опознания органом слуха мелодии запоминания знаков

Использование изобретения в устройствах для обучения операторов спуховому приему повышает эффективность в процессе изучения знаков телеграфной азбуки за счет визуального предъявления символа (буквы, цифры) одновременно со слуховым образом (мелодией) телеграфного кода и последующим адаптивным контролем его восприятия.

Для запоминания изучаемых знаков предъявляется порция информации из четырех символов, Время последующего периода обучения и контроля изменяется адаптивно и определяется успешностью усвоения первой и последующих порций предъявляемых знаков, т.е. способностями обучаемого, при этом время следующего периода на запоминание зависит от времени

предыдущего периода опознания и связано с проявлением индивидуальных навыков. Это позволяет сократить время начального периода обучения, отводимое на запоминание телеграфных знаков, причем предъявление мелодии знаков обеспечивает возможность более быстрого наращивания скорости приема после усвоения (запоминания) символов.

0Формула изобретения

Устройство для обучения операторов, содержащее формирователь телеграфных кодов, первый управляющий вход которого соединен с первым выходом первого ге5 нератора, а выход - с информационным входом электроакустического преобразователя, пульт обучаемого, управляющий вход которого подключен к второму выходу первого генератора, входу распределителя им0 пульсов и второму управляющему входу формирователя телеграфных кодов а выходы - к информационным входам первой группы блока сравнения информационные входы второй группы которого соединены с

5 соответствующими выходами распределителя импульсов и информационными входами группы формирователя телеграфных кодов, а выходы - с информационными входами реверсивного счетчика, дешифратор,

0 входы которого подключены к соответствующим выходам реверсивного счетчика, а выходы - к соответствующим управляющим входам делителя напряжения, и блок предъявления учебной информации, отличаю5 щ з е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены второй генератор управляющий вход которого соединен с выходом делителя напряжения, коммутатор,

0 информационный вход которого подключен к выходу второго генератора первый и второй индикаторы режимов работы входы которых соединены с соответствующими выходами коммутатора, переключатель

5 вход которого подключен к шине питания, а выход - к управляющему входу коммутатора, и блок отображения символов, информационные входы которого соединены с соответствующими выходами распредели0 теля импульсов, а управляющий вход - с первым выходом коммутатора, третий выход которого подключен к входу запуска первого генератора и входу останова второго генератора, причем входы блока предъяв5 ления учебной информации соединены с соответствующими выходами дешифратора.

Фиг. t

Фиг.5

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1737488A1

Тренажер радиотелеграфиста 1985
  • Крюков Валерий Дмитриевич
  • Крюков Евгений Дмитриевич
  • Кудряшов Николай Иванович
  • Хакало Олег Владимирович
SU1305759A2
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1
Устройство для обучения радиотелеграфистов 1984
  • Крюков Валерий Дмитриевич
  • Крюков Евгений Дмитриевич
  • Петренко Александр Иванович
  • Власов Евгений Кузьмич
SU1267465A1
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1

SU 1 737 488 A1

Авторы

Кудряшов Николай Иванович

Карлов Александр Васильевич

Мухортов Василий Васильевич

Кирюхин Владимир Анатольевич

Даты

1992-05-30Публикация

1990-09-26Подача