Мотор-колесо с динамоэлектрической машиной для передвижения тягового автомобиля Советский патент 1987 года по МПК B60K7/00 

Описание патента на изобретение SU1321363A3

Изобретение относится к автостроению, в частности к моторам-колесам с дияамоэлектрической машиной, используемым на внедорожных грузовиках.

Цель изобретения - повышение на дезкности и упроп ение обслуживания.

На фиг о 1 изображено мотор-колесо, скабженное съемным двигателем разрез; на фиг. 2 - электросхема двигателя5 на фиг. 3 - половина статора двигателя, продольный разрез| на фиг, 4 - двигатель мотора-колеса, продольный разре з; на фиг „ 5 - конец коллектора съемного внутреннего цилиндрического элемента статора, продольный разрез-, на фиг, 6 - разрез на фиг, 5; на фиг, 7 секция внутреннего элемента расположенная за фланцем с наружной сто- роны| на фиг, 8 - часть статора в зоне наружного конца его внутреннего и наружного цилиндрических элементов, продольный разрез; на фиг„ 9 - половина двигателя при отсутствии механической нагрузки (или незначительной ее величине) на ось колеса; на фиг. 10 - то же, в режиме .полной механической нагрузки на ось.

Мотор-колесо содержит пару больших пневматических шин 1 и 2 посаженных на ободь 3 и 4, которые жестко прикреплены к кольцевой ступице 5, Ступица 5 с г озмолшостью враш.е- НИН поддерживается парой расположенных на некотором расстоянии друг от друга больших опорных подшипников 6 .и 7, включающих конические роликовые подшипники, которые устанавливаются на наружной стороне барабано- образного статора динамоэлектриче- - кой магжны (двигателя) большой мощности :, Эта маиина работает в двига- ТЕЛьном режиме, при котором электрическая энергия преобразз/ется в механическую, а также в альтернативном режиме динамического замедления, при котором она функционирует как генератор и преобразует кинетическую энергию в электрическую, которая рассеивается по резисторнь :м сеткам (не показаны).

Статор в сборе, размещенный внутри ступицы 5, содержит концентрически расположенные внутренний 3 и наружный 9 полые цилиндрические элементы из намагничиваемого материала,, Наружный элемент 9 имеет относи5

0

5

тельно большой внутренний диаметр. Внутренний элемент 8 (на фиГ, 1 показан извлеченным из наружного элемента 9) имеет диаметр меньше диаметра наружного элемента и при работе находится внутри наружного элемента, где крепится путем соедине- нкя болтами; кольцевого фланца 10,) расположенного на наружном торце внутреннего элемента (фиг,. 3 и А) j к соответствующему торцу наружного элемента.

Внутренний торен наружного элемента 9 статора в сборе является частью рамной конструкнд1И 1 1 , имеющей фланец 12, приспособленный для болтового соединения с одной стороной картера згщнего мость. а;з гомоби- ля большой грузоподъемности (не показан) 5 предназначенного для эксплуатации во внедорожных условиях.

Внутренний элемент 8 статора дви-- гатеочя постоянного тока имеет множество пар расположенных внутри него и радиал но на.правленных полюсных элементов 13,, Рамную головку 1 -: с возможностью отделения болтами крепят к наружному элемента 3, и он погщерживает шарикоподшипниковое устройство 15„ Внутри ступицьи состоящей из спицеобразных связей 16 (фиГо 3 и 4), коюрые жестко крепят- . ся к внутреннему торцу того же элемента, по его периметру размешено роликоподш-ь;н.ековое устройство 1/4 Коаксиально расположенные подш-гпни---- ки 15 и 17 с;озлзк;Т вращающуюся опору для вала 18 ооч ог:-;. 19,; концентрично расположен)-и;го внутри сзерления внутО ренкего 8 двигателя.

Ротор 19 содержи.т полый цилиндрический сердечник 20 из намагничиваемого -материала и обычный коллектор 21, Сердечник 20 имеет снабженную

5 гцелями часть 22 для обмотки якоря, имеющую небольшой воздушный зазор с вогнутыми поверхностями полюсных элементов 13 во внутреннем элементе 8, К сегментам коллектора подсоединено множество электрических ка-гушек 23 расположенных з целях якоря. Неподвижные щетки 24 (фиг „ 4) уст-ановлены с возможнос-гью скользящего контакта с сегментами коллектора.

Щеткодержатели 25 закреплены бол- та:с-1И внутри внутреннего элемента 8 статора (фиг. Г), На наружньлй торед .наружного элемента 9 статора при по0

j

0

31321

мощи освобождаемых пружинных зажимов может надеваться снабженный вентиляционным отверстием колпак 26 ступицы.

В случае использования двигателя 5 переменного тока полюсные элементы располагаются на сердечнике 20 ротора, якорь двигателя крепится к внутреннему элементу 8 статора на некотором расстоянии от вьтуклых поверх- О ностей вращающихся полюсов, а вместо коллектора 21 устанавливаются токосо- бирательные кольца.

Когда внутренний элемент 8 статора расположен внутри наружного 9,вал t5 18 ротора 19 механически, посредством шлицевого приводного кольца 27, соединен с полым валом 28 солнечной шестерни 29, находящейся в зацеплении с тремя окружающими ее планетарными тернями 30. Каждая планетарная тестер ня неподвижно крепится на валу, поддерживаемом парой расположенных на некотором расстоянии друг от друга подшипников 31 и 32. Последние уста- новлены на невращающейся рамной конструкции 11, шестерня 33 расположена между указанными подпшпниками. Планетарная шестерня 33 находится в зацеплении с зубьями внутреннего коль- 0 цевого зубчатого колеса 34, установленного на внутреннем торце карданной трубы 35 большого диаметра, другой конец которой болтовым соединением прикреплен к ступице 5 коле- 35 са. Планета:рная и коронная шестерни образуют двухступенчатьш редуктор (двойная понижающая планетарная передача типа сложная звездочка) между ротором двигателя и карданной тру-40 бой. Блок шестерен заключен в кожух и погружен в нем в масло.

Коаксиально установленные внутренний 8 и наружный 9 элементы статора, 45 ротор 19, вал 18 ротора, блок шестерен 29-34 и карданная труба 35 составляют ведущий мост грузового авто- мобиля, трансмиссию и тяговый двигатель, обеспечивающий вращение сту- 50 пицы колеса с требуемой скоростью и в желаемом направлении.

Мотор-колесо может также включать подходящий механический тормоз и ее обычное средство для обеспечения принудительной вентиляции коробки блока шестерен, подшипников и обмотки двигателя.

634

Для приведения двигателя в деист вие и управления им грузовой автомобиль, на котором установлено данное колесо, включает средство для генерирования электроэнергии, приводимое в действие первичным двигателем (не показано), которое через щетки 24 и коллектор 21 подает постоянный ток на обмотку якоря 23 на роторе 19. Постоянный ток также подается либо последовательно вместе с питанием якоря, либо от отдельного источника возбуждения на катушки возбуждения на полюсных элементах, расположенных внутри внутреннего элемента 8 статора.

Блок 36 (фиг. 2) представляет собой источник тока для питания кату- шек 23 на вращающемся якоре двигателя постоянного тока. Ток якоря между внешним источником 36 и щетками 24 коллектора идет по паре проводников 37 и 38, которые соединены с проводами 39 щеток в точках 40 со е- динения. Магнитное поле в каждой из по крайней мере двух пар полюсных элементов создают путем подачи тока на многослойные катушки 41 возбуждения, которые расположены на соответствующих полюсных элементах и через провода 42 и пару проводинков 43 и 44 соединены с соответствующим внешним источником 45 постоянного тока (точки со.единения соответствующих проводников 43 и 44 и клемм проводов 42 катушек возбуждения показаны на фиг. 6). Двигатель представляет собой 4-полюсный двигатель постоянного тока, в котором между четьфьмя полюсами катушек возбуждения обычным образом расположены меньшие полюсные элементы для коммутирования катушек возбуждения, которые последовательно соединены обмоткой якоря.

На фиг. 2 показано зубчатое колесо 46, сидящее на вращающемся валу 18 двигателя. Для восприятия скорости (обороты в минуту) двигателя вблизи зубьев зубчатого колеса 46 распоожена катушка 47 восприятия. Катуша 47 восприятия через соответствуюий выключатель 48 и двухжильный проод 49 соединена с соответствующим редством 50, реагирующим на частоту лектрических импульсов, индуцируеых в катушке 47 восприятия по мере еремещения последовательных зубьев убчатого колеса 46 мимо катушки.

й

Частота таких импульсов прямо пропорциональна скорости двигателя.

Внутренний элемент 8 статора (фиг„ 3) концентрично размещен внутри взаимодействующего с ним наружного элемента 9, с которым он соединен (с возможностью извлечения) посредством кольца из болтов 51 с гнездом для торцового ключа,проходящих сквоз кольцевой фланец 10, расположенный на наружном или ближнем торце элемента 8, вглубь резьбовых отверстий, выполненных в соответствующем конце элемента 9 (на фиг. 3 показан один кре пежнът болт 51).

Кроме заданной секции 52, расположенной у ближнего конца внутреннего элемента 8, наружная выступающая поверхность этого элемента отделена от взаимодействующей вогнутой внутренней поверхности наружного элемента 9 сравнительно небольшим зазором 53, предусмотренным для сведения к минимуму возможности застревания или заедания внутреннего эл.емента внутри наружного вследствие истирания или коррозии металла. Кроме того, цилиндрические стенки внутреннего 8 и наружного 9 элементов выполнены на конус, так что наружный диаметр внутреннего элемента 8 у его дальнего конца (и соответствующий внутренний диаметр наружного элемента 9) меньше наружного - диаметра внутреннего элемента (и внутреннего диаметра наружного элемента) у его ближнего конца. Этот уклон,составляющий предпочтительно полградуса по отношению к осевой линии статора, облегчает операцию по установке или снятию внутреннего элемента .8. При выполнении скоса как наружной поверхности внутреннего элемента 8, так и внутренней поверхности наружного элемента 9 нормально зазор 53 ме;кду этими элементами поддерживают одннако- .вым в осевом направлении,

Согласно описываемому варианту осущес твления. изобретения наружная поверхность заданной секции 52 внутреннего элемента 8 не имеет скоса. Продольный размер этой правильной цилиндрической секции 52 составляет приблизительно 2 .дюйма, а ее наруж- ный диаметр фактически равен внутреннему диаметру соответствующей секции наружного элемента 9, сопрягающейся с наружным концом статора. Та- ким образом, между внутренним эле

ш

15

20

25

30

40

45

50

55

ментом и наружным концом наружного элемента получают соединение шип - паз. В результате этого внутренний элемент имеет плотную посадку в наружном элементе в зоне его ближнего конца. Благодаря наличию расположенного по окружности зазора 53} который нормально отделяет больщую часть наружной поверхности внутреннего элемента с смежной внутренней поверхности наружного элемента, внутренний элемент представляет собой консольно установленную часть, которая подвижна внутри наружного элемента, в зоне его дальнего конца. Наружный элемент 9 (фиг, 4) на своей цилиндрической наружной поверхности несет пару крупных опорных подшипников 6 и 7, образующих для ступицы 5 колеса антифрикционную вращающуюся опору. Между фланцем 10 внутреннего элемента 8 и наружным концом наружного элемента 9 расположено упорное кольцо для подшипника 7. Один конец карданной трубы 35 посредством болта (болтов) 54 соединен с внутренней стороной ступицы 5 колеса. Через блок шестерен понижающей передачи (фиг.. 1) зубчатое колесо 34 внутреннего зацепления расположенное у внутреннего конца карданной трубы 35 с возможностью передачи вращения, соединено с валом 28 солнечной шестерни. Невращающая- ся рамная конструкция 11 колеса,прикрепляемая (с возможностью снятия) к раме или корпусу грузового автомобиля и физически поддерживающая внутренний конец наружного элемента 9 статора, имеет соответствующие приспособления для установки трех комплектов подитпников, предназначенных для посадки на вал планетарной передачи, например цилиндрическое гнездо 55 в боковой стенке рамной конструкции 1, в которое помещают подшипник 32 планетарного вала.

Вал 28 солнечной шестерни и вал 18 ротора 19 двигателя (фиг. 4) расположены коаксиально по отношению друг к другу, и их стыкующиеся кон- соединены между собою (с возможностью рассоединения) посредством шлицованного приводного кольца 27 и болта 56. Болт 56 входит в отверстие в удерживающем диске 57,удерживаемом неподвижно в наружном конце полого вала 28, и ввинчивается в

J5

25

71321

резьбовое отверстие, аксиально выполненное во внутреннем конце вала 18. Приводное кольцо 27 имеет внутенние зубья-шлицы, входящие в зацепление с,внешними зубьями-шлицами 5 на соприкасающихся концах соответствующих валов 18 и 28. Кольцо 27 устанавливается аксиально при помощи установочного кольца 58 с буртиком около конца вала 18, и его плотно сажают на этот вал способом горячей посадки. Однако между кольцом 27 и валом 28 имеет место скользящая посадка, и приводное колесо легко отсоединяется от вала солнечной шестерни при извлечении внутреннего злемента 8 статора из взаимодействующего с ним наружного элемента 9. Перед выполнением операции отсоединения необходимо вручную с помощью 0 нструмента с длинной ручкой (не показан) вывинтить из вала 18 ротора болт 56, причем указанный инструмент при этом вводится в центральную поость вала 28 солнечной шестерни. оступ к валу 28 для этой цели осуествляется через соответствующее тверстие в крышке 59 коробки переач (фиг. 1) . Для облегчения опера:- ции соединения приводного кольца 27 с валом 28 при вставлении внутреннего элемента 8 в наружный 9 к внутреннему концу кольца 27 прикреплена направляющая втулка 60.

Приводное кольцо 27 и вал 28 сол- нечной шестерни заключены в трубчатый корпус 61. Наружный конец корпуса 61 плотно входит в короткий труб- чатый держатель 62, коаксиально подвешенный в рамной конструкции 11 колеса при помощи трех спицеобразных элементов 63 (на фиг. 4 показан один) . Наружный конец держателя 62 соосен с кольцевой втулкой 64, удерживаемой . четырьмя радиальными спицеобразными элементами 16, соответствующим образом приваренными к ч етьфем квадратам периметра дальнего конца цилиндрического внутреннего элемента.8 статора, гп Когда внутренний элемент 8 установлен внутри наружного 9, втулка 64 отделена от держателя 62 небольшим кольцевым зазором, заполненным кольцом 65 из подходящего для этой цели гибкого уплотнительного материала, например из густоячейкового неопре- нового поропласта. К втулке 64 прикреплен корпус 66 для роликового

5

5

1

0 -

п

3638

подшипника 17, а к корпусу 66 - крьш1ка 67 подшипника. У ближнего конца внутреннего элемента 8 головка 14 рамы образует опору для шарикоподшипника 15, а вал 18 ротора, в свою очередь, с возможностью вращения поддерживается коаксиально расположенными подшипниками 15 и 17.

Головка 14 рамы содержит металлическое кольцо 68, болтами прикрепленное к наружному концу внутреннего элемента 8, расположенную по центру кольцевую втулку 69, четыре спицеобразных элемента 70, направленных ра- диально от втулки 69 к соответствующим квадрантам кольца 68, и крьш1ку 71 подшипника. На валу 18 внутри крьш1ки 71 подшипника установлено зубчатое колесо 72 (фиг. 2). Втулка 69 служит корпусом для шарикоподшипника 15.

Полый цилиндрический сердечник 20 ротора 31 содержит трубу из тонкого слоя материала, способного намагничиваться, неподвижно прикрепленную к валу 18 для вращения с последним, и выступающая наружу периферия сердечника 20 включает множество продольных отверстий (на фиг, 4 не показаны) в которых размещены покрытые изоляцией катушки 23 якоря двигателя. Сердечник 20 располагается между кольцевой головкой 73 якоря и кольцевой, втулкой 74 на валу 18.Втулка 74 образует опору для комплекта параллельно расположенных сегментов 75 коллектора, образующих коллектор 21. Сегменты 75 фиксируются при помощи кольцевой крьшки 76 коллектора. С сегментами 75 обычным способом соединены катушки 23 якоря. К элементам 70 головки 14 рамы крепится обычное установочное кольцо 77, охватывающее выступ крышки 76 коллектора. В сердечнике 20, -головке 73 якоря и втулке 74 коллектора выполнено множество отверстий для прохода охлаждающего воздуха, идущего от средства обеспечения принудительной вентиляции (не показано) через внутренний элемент статора.

Полюсные элементы 78, выполненные из намагничиваемого материала установлены внутри внутреннего элемента 8 на некотором расстоянии от сердечника 20 ротора (на фиг. 4 показан один из полюсных элементов). Полюсный элемент 78 окружен многослойной

изолированной катушкой 79, представляющей собой одну из коммутирующих катушек двигателя. В предпочтительном варианте осуществления изобретения фактически имеются две пары, пол сов коммутирующего поля, перемежающиеся двумя парами полей возбуждающего поля (фиг. 6). Полюсный элемен 78 (фиг. 4) прикреплен к стенке цилиндрического внутреннего элемента тремя болтами 80, причем упомянутая стенка раззенкована так, что головки болтов погружаются в углубления, не выступая за наружную поверхность элемента 8. Клеммы 81 коммутирующей катушки 79 (фиг. 5) соединяют с элетрической цепью, обеспечивающей подачу якорного тока, и возбужденная этим током катушка создает поле магнитного потока в статоре В, 9, в полюсном элементе 78, в сердечнике 20 ротора, а также в пространстве между сердечником и полюсным элементом. Аналогичным образом ток в возбуждающих катушках 41 (фиг. 2) создает поле магнитного потока в статоре, в каждой паре возбуждающих полюсных элементов, в сердечнике 20 и в пространстве между сердечником и соответствующими полюсными элементами. I

Три угольные щетки 24 введены в

скользящий контакт с сегментами 75 вращающегося коллектора 21, Щеткодержатель 25 при помощи кронштейна 82 и болта 83 с возможностью отделения прикреплен к опоре 84, котора крепится к стенке внутреннего элемента 8 (фиг. 5 и 6) парой болтов 85. В крышке 71 подшипника, расположенной около зубьев зубчатого колеса 72 (фиг. 5), смонтирован датчик 47 скорости, соединяемый через соединитель 48 с электрическим проводом 49. Провод 66 идет от соединителя 48 к средству 50, реагирующему на частоту, расположенному в автомобиле, снабженном рассматриваемым колесом. Для облегчения доступа к внутреннему концу статора провод 49 проводят от соединителя 48 между двумя из элементов 70 через отверстие 86 во внутреннем элементе и вводят в продольную канавку, выполненную в наружной поверхности стенки элемента 8. Канавка .87 образует проход между внутренним и наружным элементами 8 и 9 для прохож

to

f5

20

25

г 5

30

35

40

45

50

55

дения провода 4.9. Она также служит проходом для металлической шпонки 88 (фиг. 7), .входящей вовнутрь устройства от ци,пиндрической стенки наружного элемента на заданное место на периметре наружного конца статора в сборе. Шпонка 88 имеет канавку для размещения в ней провода 49, когда внутренний элемент вводят в наружный элемент или извлекают из него 4 Шпонка 88 и шпоночная канавка 87 обеспечивают необходимую угловую ориентацию внутреннего элемента 8, когда он установлен в наружный элемент 9.

Кроме канавки 87 имеются также три другие продольные канавки 89, 90 и 91 в наружной поверхности стенки внутреннего элемента 8. Эти четыре канавки расположены в почти равноудаленных друг от друга по окружности элемента 8 точках. Канавка 89 образует проход между внутренним 8 и Наружным 9 элементами для проводников 37 и 38 тока якоря, соединяющих внешний источник 36 тока,установленный в автомобиле, с щетками 24 коллектора, и заканчивается прямоугольным отверстием 92.в стенке внутреннего элемента 8 около его ближнего конца. Изолированные проводники 37 и 38 зажимами поджаты к внутренней части наружного элемента 9 и проходят через отверстия 92 для соединения с щеточными проводами 39 внутри внутрент его элемента 8.

В наружном элементе (фиг. 8) в зоне, где его стенка совмещается с отверстием 92, выполнено углубление 93, обеспечивающее дополнительное пространство для завинчивания или развинчивания болтов соединения 40. I

Третья канавка 90 в наружной поверхности внутреннего элемента 8 образует проход между внутренним 8 и наружным 9 элементами для проводников 43 и .44 тока якоря, соединяюш 1х между собой внешний источник 45, постоянного тока, установленный в автомобиле, и катушки 41 возбуждающего поля. Эта канавка заканчивается прямоугольным отверстием 94 в стенке внутреннего элемента 8 около ближнего конца последнего. Проводники тока поля зажимами поджимают к внутренней части наружного элемента 9 и пропускают через отверстие 94 для соединения с проводами 42 катушек возбуждающего поля внутри элемента 8 (на фиг. 6 точки соединения проводников тоКа возбуждения и клемм соответствующих проводов 42 обозначены позицией 95).

Четвертая продольная канавка 91 образует проход между внутренним и наружным элементами 8 и 9 для жидкостных магистралей или трубопроводов (не показаны), которые обеспечивают подачу рабочей жидкости к механическому тормозу (не показан), обычным образом устанавливаемому на наружном конце вала 18 ротора.

Перед извлечением внутреннего элемента 8 статора из наружного 9 необходимо отсоединить, ослабить болты и разъединить различные электрические соединения, сходящиеся в точках 40 и 95 соединения и в соединителе 49, Для облегчения операции начальной стадии извлечения внутреннего элемента из наружного 9 по периметру фланца 10 внутреннего элемента 8 выполнено множество расположенных на некотором расстоянии друг от друга резьбовых отверстий 96 предназначенных для установки, в них установочных болтов 51, которые крепят фланец 10 к наружному концу наружного элемента 9. Для извлечения внутреннего элемента первоначально из наружного элемента 9 вывинчивают все установочные болты 51, а некоторые из них затем ввинчивают в отверстия 96 до соприкосновения с поверхностью наружного конца элемента 9.

Как видно на фиг. 6 пара щетко- держателей 25 прикреплена соответственно к противоположным сторонам каждой из двух противоположно расположенных опор 84 .щеткодержателей, которые, в свою очередь, болтами прикреплены к внутренней стороне внутреннего элемента 8 (вал 18 ротора, ; сердечник 20 и коллектор 21 не показаны) , прерывистой линией 97 показан путь, описываемый поверхностями сегментов 75 вращающегося коллектора.

Согласно описываемому варианту выполнения двигатель имеет две пары полюсов возбуждающего поля, направленных радиально вовнутрь устройства от цилиндрической стенки внутреннего элемента 8 статора. Каждьй из этих полюсов содержит полюсный элемент

из намагничиваемого материала, окруженный многовитковой катушкой .41. Полюсные элементы 98 возбуждающего поля (фиг. 9 и 10) имеют дуговые основания 99 (фиг, 6)5 которые болтами плотно привинчиваются к внутренней стороне элемента 8, причем их вогнутые поверхности удалены на некоторое расстояние от якоря сердечника 20 ротора. При возбуждении катушек 41 постоянным током в каждом полюсном элементе 98 создают магнитное поле. Линии магнитной индукции в каждом полюсе равномерно распределяются по двум путям, содержащим зоны статора, заключенные между смеж- .

0

5

0

ствующие зоны цилиндрического сердечника 20 ротора и пространства между ротором и поверхностями соот ветствующих полюсных элементов (на фиг. 9 показаны пунктирной линией). Продольные канавки в наружной поверхности внутреннего элемента 8 предпочтительно располагать в зонах относительно низкой плотности потока, которые проходят по центровым линиям соответствующих возбуждающих полюсных элементов 98.

Как видно на фи.г. 9, путь потока в каждой из зон статора, заключенный между взаимосвязанными полюсными элементами, включает параллельные первое и второе ответвления во внут- 5 рением 8 и наружном 9 элементах соответственно. Магнитньй поток распределяется по этим параллельным ответвлениям, причем некоторая часть потока пересекает травиальный зазор между внутренним 8 и наружным 9 элементами и проходит по второму ответвле- . нию. Стенка элемента 8 столь тонка, что значительная часть потока проходит по ответвлению в наружном элементе 9.

В условиях полной нагрузки (фиг. 10) внутренний 8 и наружный 9 элементы статора имеют не круглую, а овальную или эллиптическую форму.

Как указывалось выше, внутренний элемент 8 статора в сборе может быть легко извлечен из наружного конца наружного элемента 9 с целью обслуживания или ремонта якоря или его подшипников, коллектора, катушек возбуждения и/или щеткодержателей в это время автомобиль не должен быть загружен). Относительно тонкая

0

5

0

5

131321363

тенка наружного элемента 21 достаочно прочна, чтобы оказывать сопроивление значительному прогибанию ри удерживании соответствующей дои веса незагруженного грузовика, риходящейся на данное колесо.

ш м с о п с с н ч ал ч н м с ш р п р т к н ме но вн та го ле ро ру

Формула изобретения

1. Мотор-колесо с динамоэлектри- ческой машиной для передвижения тягового автомобиля, содержащее ярмо статора, включающее в себя выполненный из намагничиваемого материала наружный полый цилиндрический элемент, прикрепленный к раме автомобиля, на наружной поверхности которого размещены средства установки с возможностью вращения колеса автомобиля, средства создания поля магнитного потока в ярме статора, включающие катушки возбуждения для создания магнитного потока в каждой из пар полюсных элементов ярма, ротор, концен- трично установленный внутри наружного элемента с возможностью враще- ция относительно последнего и содержащий цилиндрический сердечник из намагничиваемого материала, расположенный с зазором относительно наружного элемента, средство создания поля магнитного потока в сердечнике, включающее коллектор, связанный с сердечником, и взаимодействующие с коллектором щетки, установленные внутри наружного элемента, а также средство, включающее блок шестерен понижающей передачи для механического соединения ротора с колесом автомобиля, отличающее ся тем, что, с целью повьшения надежности и упрощения обслуживания, ярмо статора снабжено внутренним полым цилиндрическим элементом из намагничиваемого материала, концентрично установленным ного элемента

с зазором внутри наруж- , и болтовым соединенисвоим концом с кольцевым фланцем к наружному торцу наружного элемента, при этом со стороны этого же конца внутренний элемент по наружной своей поверхности плотно сопряжен с внутренней поверхностью наружного элемен14

O

5

0

5

0

5

0

5

0

мента оперт о ротор посредством подшипника, на внутренней конической поверхности внутреннего элемента закреплено ярмо, а ряд пар полюсных элементов средства создания поля ярма установлены внутри внутреннего элемента с зазором относительно сердечника ротора, в зоне ярма между связанными полюсными элементами и в сердечнике выполнен ряд продольных отверстий, расположенных по его наружной периферии, а обмотка якоря плотно посажена в продольных отверстиях, в цилиндрической стенке внутреннего элемента выполнено отверстие, сообщенное с проходом между внутренним и наружным элементами, металлической шпонкой, расположенной ради- ально внутрь устройства от цилиндрической стенки наружного элемента, в наружной поверхности внутреннего элемента выполнена продольная канавка с образованием канала для размещения шпонки, а наружная поверхность внутреннего цилиндрического элемента выполнена конической формы, причем наружный диаметр второго конца элемента меньше наружного диаметра первого конца элемента, а внутренняя поверхность наружного цилиндрического элемента расположена эквидистантно относительно наружной поверхности внутреннего цилиндрического элемента, средство сгздания поля магнитного потока в статоре включает параллельно расположенные первое и второе ответвления во внутреннем и наружном элементах,

2, Мотор-колесо по п. 1, о т л и - чающееся тем, что в наружной поверхности вы/треннего элемента выполнена продольная канавка с образованием прохода между внутренним и наружным элементами для размещения электрических проводников, соединенных между катушками возбуясцения и внешним источником возбуждающего тока, а в наружной поверхности внутрен- него элемента выполнена по крайней мере одна продольная канавка с образованием прохода между внутренним и наружным элементами.

7

37

I

3d

24

±iЪВ

Т je

Фиъ.2

Похожие патенты SU1321363A3

название год авторы номер документа
СИСТЕМА И СПОСОБ ДЛЯ НАМАГНИЧИВАНИЯ РОТОРОВ ТИПА ПОСТОЯННЫХ МАГНИТОВ В ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИНАХ 2006
  • Стефенз Чарльз Майкл
RU2412516C2
ГЕРМЕТИЗИРОВАННЫЙ УЗЕЛ СТАТОРА И ДВИГАТЕЛЬ (ВАРИАНТЫ) 2011
  • Стивенс Чарльз Майкл
RU2580948C2
УЗЕЛ ОБОДА КОЛЕСА И СПОСОБ СБОРКИ КОЛЕСА 2012
  • Вайехо Карлос А.
RU2545242C1
СВЕРХПРОВОДЯЩАЯ СИНХРОННАЯ МАШИНА С СУЖИВАЮЩИМСЯ ВОЗДУШНЫМ ЗАЗОРОМ МЕЖДУ РОТОРОМ И СТАТОРОМ, СПОСОБ ЕЕ ОХЛАЖДЕНИЯ И СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАЗОРА 2002
  • Бордман Вилльям Хантер
  • Чила Рональд Джеймс
RU2298276C2
СПОСОБ НАМАГНИЧИВАНИЯ РОТОРА ЭЛЕКТРОМАШИНЫ, НАМАГНИЧИВАЮЩАЯ СИСТЕМА ДЛЯ РОТОРА ЭЛЕКТРОМАШИНЫ И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ РОТОРА ЭЛЕКТРОМАШИНЫ 2010
  • Стивенс Чарльз Майкл
  • Уибер Конрад Роман
  • Галиото Стивен Джозеф
  • Карл Ральф Джеймс Мл.
RU2549835C2
МАГНИТНЫЙ КЛАПАН, УЗЕЛ КОНТАКТОРА С ПНЕВМАТИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЙ МАГНИТНЫЙ КЛАПАН, И УЗЕЛ КЛАПАНА РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ПОТОКА 1994
  • Ахмадян Мехди
  • Майкл Драбант Стефен
  • Мартин Пауэлл Джеффри
RU2147351C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2003
  • Хамин И.Н.
RU2254661C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ НАМОТАННЫХ ПО ШАБЛОНУ ОБМОТОК СТАТОРА И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ НАМОТАННЫХ ПО ШАБЛОНУ ОБМОТОК СТАТОРА 1993
  • Роберт Генри Хартманн
  • Джеймс Аллен Геррейн
RU2122766C1
ТУРБОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С КОМПАКТНОЙ СИСТЕМОЙ ОТБОРА ВОЗДУХА ОТ ДОЖИМНОГО КОМПРЕССОРА 2006
  • Мониз Томас Ори
RU2433312C2
ЯВНОПОЛЮСНЫЙ КОЛЛЕКТОРНЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ 2010
  • Чернухин Владимир Михайлович
  • Чернухин Александр Владимирович
  • Чернухин Андрей Владимирович
RU2414796C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 321 363 A3

Реферат патента 1987 года Мотор-колесо с динамоэлектрической машиной для передвижения тягового автомобиля

Изобретение относится к автостроению, в частности к моторам-колесам с динамоэлектрической машиной, используемым на внедорожных грузоf г 12 виках. Цель изобретения - повьшение надежности и упрощение обслуясивания. Мотор-колесо содержит пару больших пневматических шин 1 и 2, посаженных на ободы 3 и 4, жестко прикрепленные к кольцевой ступице 5. Ступица 5 установлена на подшипниках 6 и 7, размещенных на наружной поверхности статора динамоэлектрической машины. Статор 5 содержит концентрически расположенные внутренний 8 и наружный 9 полые цилиндрические элементы из материала, способного намагничиваться. Внутренний элемент установлен с зазором внутри наружного и закреплен одним концом с фланцем на торце наружного элемента 9 и другим концом установлен на подшипнике на валу 18 ротора 19. 1 з.п. ф-лы, 10 фиг. % 2320 3 25 74. LJ-J Ы Фиг. /

Формула изобретения SU 1 321 363 A3

Фиг.

//

Г S6 57 27

71

Фиг4

80

99

55

64

82

35

57

Фиг. 6

фиг. 7

83 S

a

98 53

Фи.З

Фие.Ю

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1987 года SU1321363A3

Патент США № 2899005, кл
Переносный кухонный очаг 1919
  • Вейсбрут Н.Г.
SU180A1

SU 1 321 363 A3

Авторы

Дэвид Ли Фостер

Джон Фредерик Хоупт

Малькольм Ворден Вейт

Даты

1987-06-30Публикация

1983-02-21Подача