Изобретение относится к подземному строительству, в частности транспортных или коммуникационных тоннелей на участках с большими сосредоточенными перемещениями грунтового массива, в местах активных тектонических разломов, геологических нарушений и на подрабатываемых территориях с уступообразными оседаниями грунтового массива, вызываюш.ими значительные деформации тоннельной обделки, нарушение ее гидроизоляции,, недопустимые искривления верхнего строения нути и других коммуникаций.
Цель изобретения - обеспечение надежности защиты тоннеля при больших сосре- ;доточенных перемещениях грунтового массива и предотвращение обмерзания перед установкой на мостовое строение водозащитного зонта.
На фиг. 1 изображен предлагаемый тоннель, поперечное сечение; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.
Тоннель представляет обделку 1 увеличенного поперечного сечения, водозащитный зонт 2, водоотводные лотки 3 и ходо- вый путь 4, где водозащитный зонт 2, водоотводные лотки 3 и ходовой путь 4 смонтированы на мостовом однопролетном строе- НИИ 5.
Мостовое однопролетное строение 5 опирается на обделку 1 посредством подвижных опор 6, расположенных за предела.ми тектонического разлома 7, ограниченного устойчивыми породами по бортам 8 и 9. Между водозащитным зонтом 2 и обделкой 1 имеется зазор 10. Водозащитный зонт 2 имеет электропроводящее покрытие 11. Водоотводные лотки 3 снабжены устройством 12 для регулирования положения, смонтированным на кронштейнах 13, закрепленных на мостовом однопролетном строении 5.
Способ осуществляют следующим образом.
Поперечное сечение выработки в местах геологических нарушений увеличивают после возведения обделки 1, на подошву тоннеля устанавливают мостовое однопролетное строение 5 на подвижных опорах 6. На мостовом однопролетном строении 5 монтируют водозащитный зонт 2, на который предварительно может быть нанесено электропроводное покрытие, водоотводные лотки 3 и ходовой путь 4.
Водозащитный зонт 2 устанавливают с зазором 10, причем величина зазора устанавливается исходя из величины, равной прогнозируемому сосредоточенному перемещению грунтового массива.
Длина мостового однопролетного строения должна удовлетворять условию
(f.
где J1 - величина прогнозируемого сосредоточенного перемещения грунтового массива;
{ - допустимый уклон рельсового пути. При больших сосредоточенных перемещениях грунтового массива происходит взаимное смещение бортов 8 и 9 тектонического разлома 7 и обделка 1 деформируется, а мостовое однопролетное строение 5, шар- нирпо опираемое на обделку 1 за пределами разлома 7, свободно наклоняется совместно со смонтированными на нем водозащитным зонтом 2, водоотводными лотками 3 и ходовым путем 4. При этом, поскольку длина мостового однопролетного строения 5 удовлетворяет условию Ь, уклон рельсового пути не превышает допустимого значения.
Наличие зазора 10 обеспечивает эксплуатационную цеюстность конструкции при деформации обделки 1.
Крепление лотков 3 на кронщтейнах 13 обеспечивает восстановление их эксплуатационного уклона при помощи устройства 12.
Водозащитный зонт 2 и водоотводные
лотки 3 снабжены электропроводящим покрытием 11, обеспечивающим предотвращение обмерзания водозащитного зонта 2 и образование наледей в зазоре 10.
30
Формула изобретения
1.Способ защиты тоннеля в местах геологических нарушений, включающий возведение обделки из блоков, установку водозащитного зонта с внутренней стороны обделки, водоотводных лотков и ходового пу5 ти, отличающийся тем, что, с целью обеспечения надежности защиты тоннеля при больших сосредоточенных перемещениях грунтового массива, поперечное сечение выработки в местах геологических нарушений
0 увеличивают, после возведения обделки на подощву тоннеля устанавливают мостовое однопролетное строение на подвижных опорах, на которо.м монтируют водозащитный зонт, водоотводные лотки и ходовой путь, при этом ходовой путь устанавливают на
одном уровне с ходовым путем тоннеля, водозащитный зонт устанавливают с зазором на величину, равную прогнозируемому сосредоточенному перемещению грунтового массива, а длину мостового пролетного строQ ения рассчитывают из условия t , где h - величина прогнозируемого сосредоточенного перемещения грунтового массива, i - допустимый уклон рельсового пути.
2.Способ по п. 1, отличающийся тем, что, с целью предотвращения обмерзания
5 перед установкой на мостовое строение водозащитного зонта, на последний наносят электропроводящее покрытие.
Ч :Ух. / . . / . .(У.
ЧЧ Ч ч /XNX NV k N S v VN4 NX ч xv
Н
А фиг. 1
з V
, ч у
NX ч xv
з V
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Двухпутная линия метрополитена с водоотливной установкой | 2021 |
|
RU2758251C1 |
ПОДЗЕМНЫЙ ВИСЯЧИЙ ТОННЕЛЬ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА В СЛОЖНЫХ ИНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ | 1996 |
|
RU2096558C1 |
ТОННЕЛЬ | 2001 |
|
RU2181412C1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ТОННЕЛЯ | 2001 |
|
RU2181417C1 |
Обделка тоннеля и способ ее возведения | 1987 |
|
SU1555597A1 |
КОНСТРУКЦИЯ ТОННЕЛЯ | 2001 |
|
RU2181413C1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ТОННЕЛЯ | 2001 |
|
RU2181416C1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ТОННЕЛЯ | 2001 |
|
RU2181415C1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ВНУТРИГОРОДСКОЙ СКОРОСТНОЙ КОЛЬЦЕВОЙ АВТОМАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА | 1999 |
|
RU2175367C2 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗГРУЗКИ ПАССАЖИРСКИХ, ГРУЗОПАССАЖИРСКИХ И ГРУЗОВЫХ ПОТОКОВ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА ГОРОДА (ВАРИАНТЫ) | 2001 |
|
RU2181398C1 |
Изобретение относится к подземному строительству, обеспечивает надежность защиты тоннеля при больших сосредоточенных перемещениях грунтового массива и предотвращает, обмерзание перед установкой на мостовое строение водозащитного зонта. Для защиты тоннеля в местах геологических нарушений после возведения в выработке обделки 1 из блоков на подощву тоннеля устанав тивают на подвижных опорах 6 мостовое однопролетное строение (МОС) 5. На нем монтируют водозащитный зонт 2, водоотводные лотки с устройствами 12 для регулирования положения и ходовой путь 4. Последний устанавливают на одно.м уровне с ходовым путем тоннеля. Водозащитный зонт 2 устанавливают с за- зоро.м 10 на величину, равную прогнозируемому сосредоточенному перемещению грунтового массива. Длина МОС 5 должна удовлетворять условию (h/i, где h - величина прогнозируемого сосредоточенного перемещения грунтового массива, i - допустимый уклон рельсового пути. При боль- щих сосредоточенных перемещениях грун- тового массива происходит взаимное смещение бортов 8, 9, обделка 1 деформируется и МОС 5 свободно наклоняется, при этом уклон рельсового пути не превысит допустимого значения. Перед установкой на МОС 5 наносят электропроводящее покрытие. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. € СО со ts5 СО to оо
Лиманов Ю | |||
А | |||
Метрополитены | |||
М.: Трансжелдориздат, I960, с | |||
Способ смешанной растительной и животной проклейки бумаги | 1922 |
|
SU49A1 |
Машина для добывания торфа и т.п. | 1922 |
|
SU22A1 |
Там же, с | |||
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЛЯ ОДНООБРАЗНОЙ РАСКРОЙКИ ПРЕДМЕТОВ ОДЕЖДЫ | 1919 |
|
SU287A1 |
Способ утилизации отработанного щелока из бучильных котлов отбельных фабрик | 1923 |
|
SU197A1 |
Авторы
Даты
1987-07-15—Публикация
1985-12-24—Подача