Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к электрическим машинам с шихтованном сердечником статора.
Цель изобретения - повышение эффективности охлаждения.
На-фиг. 1 изображена электрическая машина, поперечный разрез; на фиг.2- зубцовая часть пакета сердечника статора (без обмотки и клиньев), аксонометрия.,
Электрическая машина имеет сердечник 1, шихтованный из сегментов 2, и ротор 3. Сердечник 1 статора и ротор 3 разделены воздушным зазором 4. Внутренняя поверхность сердечника 1 образована торцами зубцов 5. В пазах 6 размещена обмотка 7 статора. На поверхности зубцов 5, обращенной в воз- душньм зазор 4, на всю длину сердечника 1 статора выполнены турбулиза- торы 8 в виде полукруглых выступов с центром круга на образующей окружности сердечника 1. Турбулизаторы 8 име- ют высоту 5-10% от величины воздуш- Horo зазора. Высота турбулизатора и их количество на зубец определяется расчетом исходя из типа электрической машины: мощности, частоты вращения о
3Q пы и чередующиеся зубцы и пазы, о т ли чающая с я тем, что, с целью повышения эффективности охлаж дения, упомя нутые выступы имеют пол круглую форму, высоту 5-10% от вели
При работе электрической машины охлаждающий газ в воздушном зазоре встречает на своем пути турбулизаторы чины воздушного зазора и размещены 8, срывается с них и образует вихри, на каждом зубце.
5
Вихрь скользит вдоль гладкой поверхности торца зубца сердечника и к моменту его рассасывания натыкается на следующий выступ. Такая турбулизация охлаждающего газа на границе вихревой области приводит к интенсивному теплообмену.
Выполнение выступов на торцових поверхностях зубцов, обращенных в
воздушньй зазор, позволяет обеспечить опережение роста теплоотдачи с поверхности зубцов по сравнению с ростом вентиляционных потерь в воздушном зазоре. При этом используется эффективность теплопроводности вдоль листов шихтованного сердечника статора. Кроме того, турбулентные вихри образующиеся в пограничном слое, мешают отложению пыли на поверхности сердечника.
Формула изобретения
5 Электрическая машина с газовым охлаждением, содержащая ротор и отделенный от него воздушным зазором статор с сердечником, имеющим на внутренней поверхности аксиальные высту- .
Q пы и чередующиеся зубцы и пазы, о т- ли чающая с я тем, что, с целью повышения эффективности охлаж- дения, упомя нутые выступы имеют полукруглую форму, высоту 5-10% от вели0
чины воздушного зазора и размещены на каждом зубце.
ВНИИПИ Заказ 3494/54 Тираж 639. Подписное Произв.-полигр. пр-тие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Сердечник магнитопровода электрической машины | 1982 |
|
SU1089710A1 |
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ГАЗОВЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 1987 |
|
SU1669365A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2009 |
|
RU2396667C1 |
Статор электрической машины | 1986 |
|
SU1370704A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1992 |
|
RU2047257C1 |
Электрическая машина | 1984 |
|
SU1339760A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2007 |
|
RU2350006C1 |
КОМБИНИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОЙ ИНДУКТОРНОЙ МАШИНЫ | 2016 |
|
RU2695320C1 |
Электрическая машина с газовым охлаждением | 1987 |
|
SU1457080A1 |
Полюс явнополюсной синхронной электрической машины | 1987 |
|
SU1436189A1 |
Изобретение относится к электромашиностроению. изобретения заключается в повышении эффективности. Электрическая машина с газовым охлаждением содержит ротор и сердечник статора, в котором на внутренней поверхности выполнены зубцы и пазы, Охлаждаклдий газ движется в воздушном зазоре между статором и ротором за счет вентиляционных свойств вращающегося ротора. Для достижения цели на поверхности зубцов статора выполнены полукруглые выступы 8 высотой от 5 до 10% от величины воздушного зазора. 2 ил. СО ю 00 (риг.г
Сердечник магнитопровода электрической машины | 1982 |
|
SU1089710A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Азбукин Ю.И | |||
и др. | |||
Модернизация турбогенераторов | |||
- М.: Энергия, 1980, с | |||
Заслонка для русской печи | 1919 |
|
SU145A1 |
Авторы
Даты
1987-08-07—Публикация
1985-11-04—Подача