Изобретение относится к радиоэлектронике, а именно к штепсельным разъемам, и может быть применено для соединения электрических цепей объектов, особенно тех, в которых пр крайней мере один из них является транспортным средством и соединение ответных частей происходит в автоматическом режиме подхода транспортного средства к другому объекту, т.е. так как это осуществляется у транспортных тележек гибких производственных систем.
Цель изобретения - повышение надежности.
На фиг. 1 изображены ответные части штепсельного разъема в несоединенном положении; на фиг. 2 - то же, в соединенном положении; на фиг. 3 - электрический контакт первой ответ- ной части; на фиг, 4 - расположение электрических контактов во второй ответной части. I
Штепсельный разъем содержит ответные части 1 и 2, первая из них, снабженная корпусом 3 с внутренним направляющим прямым круговым конусом,имеет размещенные на внутренней поверхности 4, коаксиально расположенные, электрические контактные элементы 5, рабочая поверхность 6 которых расположена на скосе боковой поверхности 7 геометрического конуса, основанием 8 обращенного к второй ответной части 2, снабженной наружным направляющим конусом 9 и жестко закрепленными электрическими контактами 10, расположенными с возможностью взаимодействия с электрическими контактными элементами 5 первой ответной части 1, снабженной консольно закрепленными и коаксиально расположенными гибкими стержнями 11, на свободном конце 12 каждого из которых закреплен электрический контактный элемент 5, а наружный направляющий конус 9 снабжен .коаксиально расположенными пазами 13 с колодками 14 из диэлектрического материала, снабженными пазом 15, выполненным в форме симметричного плос- 50 рическая пружина 22 деформируется докого клина, на дне 16 каждого из ко- торых закреплен электрический контакт 10, к большему основанию 17 со- осно гфисоединена наружная цилиндрическая направляющая 18, с возможностью взаимодействия с внутренней цилиндрической направляющей 19, жестко и соосно закрепленной между малым основанием 20 внутреннего направляющего
5
0
5
прямого кругового конуса 3 и электрическими контактами 5, причем ответные части 1 и 2 соединены эластичными элементами 21 и 22 с основаниями 23 и 24.
Штепсельный разъем работает следующим образом.
Перед соединением (фиг. 1) ответные части 1 и 2 могут име.ть как радиальное, так и угловое смещение одна относительно Другой в пределах до 35-50 мм и внутренний направляющий конус 9 при начале соединения касается с внутренним направляющим прямым круговым конусом 3 в точке. При этом эластичные элементы, выполненные в виде винтовых цилиндрических пружин 21 и 22, с помощью которых ответные части 2 и 1 соединены с электрически соединяемыми объектами, например автоматическая транспортная тележка и система управления нагружены только гравитационным весом отв етных частей 1 и 2.
По мере продвижения ответных частей 1 и 2 навстречу одна другой по крайней мере одна из винтовых цилиндрических пружин 22 под воздействием усилия взаимодействия внутреннего 3 и наружного 9 направляющих конусов изгибается, при этом поверхность контакта между ними уже является прямая линия. На первом этапе соединения ответных частей 1 и 2 электрические контактные элементы 10 (фиг. 4) не находятся во взаимодействии с внутренним направляющим прямым круговым конусом 3, так как он расположен в пазу 1.5 не на взаимодействующих на этом этапе поверхностях.
На этом этапе заканчивается устранение углового несоответствия между ответными частями 1 и 2. При дальней- 5 шем взаимном сближении ответных частей 1 и 2 наружный направляющий конус 9 вступает во взаимодействие с внутренней цилиндрической направляющей 19, в результате чего винтовая цилинд0
5
0
полнительно, а затем во взаимодействие с ней вступает.последовательно больщое основание 17 наружного направляющего конуса 9 и цилиндрической на- правляющей 19, т.е. заканчивается
первый этап грубого позиционирования - соединения ответных частей 1 и 2,при котором устраняется большая часть то- г о несоответствия положения электри
ческих контактных элементов 5 и 10 между собой, которая существовала перед началом соединения.
После этого этапа наступает еле
дующий, при котором производится устранение линейного несоответствия положения электрических контактов 5 и 10.
Вторая стадия соединения происходит ттри взаимодействии между наружно 18 и внутренней 19 цилиндрическими направляющими, при котором уже достигнута соосность внутреннего 3 и наружного 9 направляющих конусов.
Хотя стыковочная операция производится при скорости движения транспортной тележки 1-2 м/мин, во избежании заклинивания цилиндрических направляющих 18 и 19 между собой зазор целесообразно делать около 2,0-2,5 мм т.е. несколько меньше, чем ширина у малого основания наружного направляю .щего конуса 9, так как окончательное точное центрирование электрических контактных элементов 5 и 10 происходит при взаимодействии электрическог контактного элемента 5 с боковыми поверхностями паза 15.
Ввиду того, что система управлени установлена стационарно в производственном помещении, а автотележка двигается по трассе, строго ориентированная по отношению к оборудованию, радикальное взаимное смещение электрических контактных элементов 5 и 10 может быть только в рамках точности изготовления и монтажа ответных частей 1 и 2.
На третьей стадии соединения проис
ходит устранение несоответствия в радиальном положении электрических контактных элементов 5 и 10.
По мере дальнейшего продвижения ответной части 2 в ответной части 1 находящаяся на боковой поверхности 7 геометрического конуса рабочая поверхность 6 электрического контактног элемента 5 вступает во взаимодействие с электрическим контактным элементом 10 (фиг. 2). Возможность такого взаимодействия достигается за счет того, что электри)еские контактные элементы 5 закреплены на конце 12 гибкого стержня 11 и он может под воздействием двигающегося на него электрического контакта 10 и стенок паза 15 коло;1ки 14 беспрепятственно перемещаться в пространство (фиг. 3),
так как внутренняя поверхность
на
0
5
n
g
п
которой закреплены контактные элементы 5, расположена на большем радиусе, чем внутренняя цилиндрическая направляющая 19 (фиг. 2).
Для обеспечения надежного соединения электрических контактных элементов 5 и 10 длина их должна на 15-20% превышать допустимую погрешность при остановке автоматической транспортной тележки.
С целью устранения возможности жесткого удара паз 13 выполнен со скосом, являющимся продолжением контактной поверхности электрического контакта 10, т.е. в случае ошибки при остановке транспортной тележки, в результате которой ответная часть 2 продвигается в ответную часть больше нормы, электрические контактные элементы 5 беспрепятственно выдвигаются на наружную цилиндрическую направляющую 18 и происходит аварийное отклю- 5 чение системы управления.
При выполнении второй ответной части 2 из электропроводящего материала электрические контактные элементы 10 устанавливаются в пазах 13 в колодках 14 из диэлектрического материала. Если условия эксплуатации позволяют изготовить вторую направляющую из диэлектрического материала, то паз 13 выполняется в форме симметрического плоского клина, как выполнен паз 15 (фиг. 4) колодки 14,обеспечивающей электрическую изоляцию между второй направляющей и электрическим контактным элеме нтом 10.
Точность останова второй ответной части 2 обеспечивается программой движения автоматической транспортной тележки.
Если двигается только одна из ответных частей 1 и 2 штепсельного разъема, то на неподвижном объекте целесообразно закреплять вторую и ответную часть 2, так как при движении могут возникнуть резонансные колебания гибких стержней 11. Если предполагаемые радиальные смещения ответных частей невелики (до 10 мм), то первую ответную часть 1 можно закреплять жестко.
5
5
55
Если автоматическая стыковка может производиться с точностью до 4 мм зазора между наружной 18 и внутренней 19 цилиндрическими направляющими, то винтовые цилиндрические пружины 21 и
22 можно исключить и ответные части 1 и 2 закрепить жестко.
I
После смены или корректировки программы автоматическая транспортная тележка отъезжает от системы управления и вторая ответная часть 2 выходит из первой ответной части 1 в обратной последовательности.
Если использовать известный штепсельный разъем, то при рабочей скорости передвижения 1 м/с,точности останова + 10 мм и массе 1,5-2,0 тыс .кг необходимо программно снижать скорость транспортной тележки и вводить буферные устройства, предотвращающие жесткий удар ответных частей одну о другую при окончании их соединения.
Положительный эффект достигается за счет повышения надежности.
13
32А31 Ф
6
ормула изобретения
Штепсельный разъем, содержащий ответные части, соединенные с основанием, одна из которых состоит из цилиндрического корпуса с заходной конической частью и продольными пазами на наружной цилиндрической поверхности, в которых установлены контакт10 ные элементы, а другая состоит из корпуса, охватывающего первую, в полости которого консольно установлены ответные контактные элементы, отличающийся тем, что, с
15 целью повышения надежности, корпуса первой и второй ответных частей соединены с основанием с помощью эластичных элементов, контактные элементы второй части выполнены со скосом, а
2Q контактные элементы первой части
имеют скос, повторяющий скос на контактных элементах второй части.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ШТЕПСЕЛЬНЫЙ РАЗЪЕМ | 1991 |
|
RU2006117C1 |
Штепсельный разъем | 1986 |
|
SU1372429A1 |
Электрический штепсельный разъем | 1975 |
|
SU536551A1 |
ВЫСОКОВОЛЬТНЫЙ ВВОД | 2000 |
|
RU2235398C2 |
Электрический разъем | 1982 |
|
SU1040554A1 |
РАЗЪЕМНЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СОЕДИНИТЕЛЬ С КОНТАКТНОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ | 2013 |
|
RU2658309C2 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ СОЕДИНИТЕЛЬ, ОТВЕТНАЯ ЧАСТЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО СОЕДИНИТЕЛЯ, ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ШТЕПСЕЛЬНОЕ СОЕДИНЕНИЕ И СБОРНЫЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ КАБЕЛЬ | 2011 |
|
RU2569317C2 |
Штепсельный разъем | 1987 |
|
SU1417088A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ЭНЕРГИИ ОТ НЕПОДВИЖНОГО ОБЪЕКТА К ПОДВИЖНОМУ | 2000 |
|
RU2208882C2 |
ШТЕПСЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ПИТАЮЩИХ ЛИНИЙ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ | 2009 |
|
RU2479440C2 |
Изобретение относится к радиоэлектронике и может быть применено для соединения электрических цепей объектов, в которых по крайней мере один является транспортным средством. Целью изобретения является повьпиение надежности. Цель достигается тем, что корпус 3 первой ответной части 1 соединен с основанием с помощью эластичных элементов 5. По мере продвижения ответных частей 1 и 2 навстречу одна другой по крайней мере одна из винтовых цилиндрических пружин 22 под воздействием усилия взаимодействия внутреннего 3 и наружного 9 направляющих конусов изгибается, при этом поверхностью контакта между ними является прямая линия. 4 ил. 23 72/5 11 12 В 6 6 1 ;j 9 L ю 16 II II 19 20 17 15 14 Фиг.1 2
13 З.П 1 V 7 J9 2 / / / /
22
2
IJ Ю 18 20 3
Фиг.2
/2 5
Фиг.З
73
Редактор М. Бланар
Составитель Ю. Киселев Техред М.Дидык
Заказ 3842/50Тираж 625Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская набо, д. 4/3
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Корректор С, Шекмар
Патент США № 3495677, кл | |||
Переносный кухонный очаг | 1919 |
|
SU180A1 |
Патент Великобритании № 1549086, кл | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
I |
Авторы
Даты
1987-08-23—Публикация
1984-08-23—Подача