1334280
, где t U.3 относитель- личить напряжение перекрытия и значи- ная диэлектрическая проницаемость тельно снизить озонирование статора изоляции стержней. Это позволяет уве при работе. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
нию j сс5
Изобретение относится к электрическим машинам, касается, в частности, устройства статора и может найти применение в мощных турбо- и гидрогенераторах.
Цель изобретения - повышение надежности электрической машины за счет уменьшения озонирования обмотки и увеличения напряжения пробоя воздушных промежутков в ее межфазных зонах.
На фиг.1 показан статор высоковольтный многофазной электрической машины; на фиг. 2 и 3 - варианты выполнения распорных элементов,
Статор высоковольтной многофазной электрической машины содержит магни- топровод 1, в пазы 2 которого уложена обмотка, состоящая из верхних 3 и нижних 4 стержней (для упрощения показано только по два стержня, находящихся на границе межфазной зоны) имеющих термореактивную слюдосодер- жащую изоляцию в паЗовой и лобовой частях и заканчивающихся наконечниками 5. Статор снабжен распорными элементами 6 и 7 крепления, размещаемыми в межстержневом пространстве 8. Распорные элементы 6, находящиеся в зоне вязки бандажей, могут иметь центральное отверстие произвольной формы. Распорные элементы 6 и 7 выполнены так, что они-имеют вогнутые поверхности 9 и 10 (фиг. 2 и 3), расположенные между широкими гранями двух соседних стержней, что делает электрическое поле в межфазном промежутке 8 практически равномерн ым.
Достигается это тем, что радиус кривизны f распорного элемента выбирается по соотношению f - (0,6 - - I,5) 4 , где А - расстояние между соседними стержнями в месте установки распорного элемента, что обеспечивает оптимальное значение угла
ci. между гранью распорного элемента, параллельной широкой грани стерж
5
0
5
0
5
0
5
ня, и плоскостью, касательной вогнутой поверхности распорного элемента в точке ее касания с пирокой гранью стержня, от 45 до 75 .
Другим решением, дающим вогнутую поверхность распорного элемента, является снабжение последнего выступами в виде прямых призм, имеющигс в се-, чении прямоугольный треугольник (фиг.2). При этом острый угол of. этих выступов, примыкаюш;ий к широкой грани стержня, выбран в пределах от 45 i до 75 , а высота (h) противополож- ; ной этому углу грани выступа состав- ляет от 5 до 10% от расстояния между соседними стержнями U ..Если элемент 6 или 7 устанавливается в зоне вязки шнурового бандажа, он снабжается пентральным отверстием (фиг.2).
Распорные элементы выполнены из материала с относительной диэлектрической проницаемостью Ct , выбирае-, i мой по соотношению г и, где
t4 - относительная диэлектрическая проницаемость изоляции стержней.
Выполнение распорных элементов 6 и 7 из материалов с j. u.o улучшает картину попя, делая последнее более равномерным.
Так как современная термареактив- ная слюдосодержащая изоляция имеет . 5,0, в качестве примеров подходящих материалов для распорных элементов можно указать; стеклотекстолит марки СТЭФ ( ,fc4,5 - 4,8), фторопласт ( j. 2,0-2,2), радиационный полиэтилен ( j ,2-2,5).
Применение для изготовления распорных элементов крепления материалов с j х ,компаунды, замазки,поли- меризующиеся эпоксидные смеси с, 8-20)5 а также наличие у распорных элементов выпуклых поверхностей уве- личив.ает коэффициент неравномерности поля до 2,5 - 3,3, тогда как при реализации изобретения он составляет от 1,03 до 1,14.
Таким образом, возрастает напряже ние перекрытия и устраняется или зна чительнр снижается озонирование статора при работе на воздухе.
Технико-экономический эффект от применения изобретения определяется повьш1ением надежности электрической машины.
Формула изобретения
1; Статор высоковольтной многофазной электрической машины, содержащий магнитопровод с пазами, в которые уложена обмотка с термореактивной слюдосодержащей изоляцией, состоящая из стержней, имеющих пазовую и лобовую части, распорные элементы крепле ния лобовых частей, размещенные между стержнями обмотки, отличаю щ и и с я тем, что с целью повьше- ния надежности электрической машины за счет уменьшения озонирования обмотки и увеличения напряжения пробоя воздушных промежутков в ее межфазных зонах, поверхности распорных элементов , расположенные между широкими гранями соседних стержней, выполнены вогнутыми, а грань распорного элемен
.
10
34280
та, параллельная широкой грани стержня, расположена с наклоном по отношению к плоскости, касательной к вогнутой поверхности распорного элемента, при этом распорные элементы выполнены из материала с относительной диэлектрической проницаемостью с, меньшей или равной относительной диэлектрической проницаемости изоляции стержней , например, из фторопласта.
2. Статор ПОП.1, отличающийся тем, что вогнутые поверхности- распорных элементов выполнены с радиусом кривизны, которьгй выбирается из следующего соотношения:
f (0,6 - 1,5) Л ,
где 4 - расстояние меукду соседними стержнями в месте установки распорного элемента.
15
20
3. Статор поп.1,ртличаю- 25 щ и и с я тем, что вогнутые поверхности распорных элементов крепления образованы за счет выступов в виде прямых призм треугольного сечения, примыкающих к широким граням стерж- 30 ней.
(риг. 2
фие,3
Редактор Т.Лазоренко
Составитель Ф.Подо;1Ьская Техред Л.Сердюкова
Заказ 3974/52
Тирйж 659Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д,4/5
Производственно-полиграфическое предприятие г.Ужгород, ул.Проектная, 4
Корр.ектор С.Шекмар
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Статор многофазной высоковольтной электрической машины | 1982 |
|
SU1035730A1 |
Двухслойная стержневая обмотка статора электрической машины | 1978 |
|
SU974503A1 |
Статор многофазной высоковольтной электрической машины | 1991 |
|
SU1823078A1 |
Способ ремонта термореактивной изоляции | 1978 |
|
SU771813A1 |
Способ ремонта высоковольтной изоляции обмоток статоров электрических машин | 1982 |
|
SU1356128A1 |
Статор высоковольтной электрической машины | 1989 |
|
SU1781779A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЗДАНИЯ ПЕРЕМЕЩАЮЩЕГОСЯ МАГНИТНОГО ПОЛЯ (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2314625C2 |
УСТРОЙСТВО КРЕПЛЕНИЯ ЛОБОВЫХ ЧАСТЕЙ ОБМОТКИ СТАТОРА ТУРБОГЕНЕРАТОРА | 2014 |
|
RU2550085C1 |
Устройство для крепления лобовой части обмотки ротора | 1981 |
|
SU1065970A1 |
Способ изготовления стержня обмотки статора | 1990 |
|
SU1787306A3 |
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в мощных Турбо- и гидрогенераторах. Цель изобретения - повьшение надежности. Статор электрической Машины содержит магнитопровод 1, в пазы 2 которого уложены верхние 3 и нижние 4 стержни обмотки. Между широкими гранями двух соседних стержней размещены распорные элементы крепления 6 и 7, имеющие вогнутые поверхности. Радиус кривизны вогнутой поверхности составляет 0,6-1,5 от величины расстояния между соседними стержнями в месте установки распорного элемента. Распорные элементы выполняются из материала с относительной диэлектрической проницаемостью ft. « выбираемой по соотноше(Л со 00 N5 00 Фи: I
Патент США № 3445706, кл | |||
Приспособление для съемки жилетно-карманным фотографическим аппаратом со штатива | 1921 |
|
SU310A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЛОБОВЫХ ЧАСТЕЙ ОБМОТКИ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 0 |
|
SU221134A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Разветвленная рельсовая цепь | 1984 |
|
SU1202945A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1987-08-30—Публикация
1986-04-08—Подача