Способ ремонта термореактивной изоляции Советский патент 1980 года по МПК H02K15/12 

Описание патента на изобретение SU771813A1

(54) СПОСОБ РЕМОНТА ТЕРМОРЕАКТИВПОЙ

I

Изобретение относится к области электромашиностроения и касается ремонта термореактивной изоляции обмоток статоров. Предлагаемый способ может быть использован при ремонте изоляции лобовых частей стержней и катушек обмоток статоров турбогенераторов, гидрогенераторов и других высоковольтных электрических машин без выема ремонтируемых стержней или катушек из статора.

Известен способ ремонта обмотки статора электрических машин, когда пробитые или имеюшие местные механические повреждения стержни или катушки извлекают из обмотки и заменяют новыми, даже если повреждения расположены вне пазовой части обмотки 1.

Однако такой способ имеет большую трудоемкость, при нем высоки затраты на новые стержни, возможно снижение надежности эксплуатации отремонтированной обмотки из-за неизбежных при выемке и повторной укладке деформаций непробитых стержней.

Наиболее близким по технической сушности к предлагаемому изобретению являетИЗОЛЯЦИИ

ся способ, при котором в месте повреждения выполняется местная разделка изоляции в форме, близкой к конусу, обращенному вершиной к проводнику. Местная разделка затем промазывается термореактивным компаундом, заполняется листовым слюдосодержащим изоляционным материалом с промазкой слоев термореактивным компаундом 2.

Недостатком известного способа ремонта является его низкая надежность, особенно но если место повреждения расположено в лобовой части обмотки вблизи от сердечника статора. Такие повреждения изоляции возникают при втягивании посторонних п|редметов в зазор из зоны лобовых частей, нарушениях целостности обмоток полюсов или демпферных обмоток явнополюсных роторов, беличьих клеток асинхронных двигателей. При этом повреждения обычно расположены на гранях стержней, обращенных в сторону ротора, и бывают весьма многочисленны. 20Целью настоящего изобретения является повышение надежности ремонта мест повреждений стержней вблизи сердечника статора.

Указанная цель достигается тем, что извлекают из паза клин, заполнение местной разделки выполняют слюдосодержащим компаундом, дополнительно устанавливают поверх заполненной разделки промазанный изнутри комаундом изоляционный короб, имеющий в аксиальном направлении выступ, который вводят в паз, а боковые стороны короба, охватывающие стержень, размещают в зазорах между стержнями, затем устанавливают клин, зажимая при этом выступ, после чего производят термообработку отремонтированного места. За счет установки изоляционного короба, закрепления его выступа под концевым клином обмотки статора, а боковых сторон - в зазорах между стержнями обмотки, появляется возможность произвести надежное изолирование повреждений стержней вблизи сердечника статора. На фиг. 1 изображен продольный разрез стержня обмотки в месте повреждения с выполненной установкой изоляционного короба согласно предлагаемому способу; на фиг. 2 - поперечный разрез А-А фиг. 1; на фиг. 3 - изоляционный короб, общий вид. В соответствии с предлагаемым способом в месте повреждения изоляции 1 стержня обмотки 2 выполняют местную разделку 3 в виде конуса, обращенного вершчшой к токоведущей части 4 стержня обмотки 2. Эта местная разделка 3 по объему незначительно превышает объем механического повреждения. Концевой клин 5, крепящий обмотку 2 в пазу 6 статора 7, и прокладку под ним извлекают из паза 6. Стенки местной разделки 3 промазывают термореактивным компаундом 8 низкой вязкости, например, эпоксидным. Слюдонагголненным компаундом 9, обладающим высокой вязкостью, заполняют полностью местную разделку 3 к наносят его в небольшом количестве поверх разделки. Поверх нее устанавливают короб 10, выполненный из изоляционного материала, предварительно промазанный изнутри компаундом 8 низкой вязкости. Короб 10 (фиг. 3) выполнен цельным, прессованным из изоляционного материала, например стеклотекстолита или стеклослюдинита, и имеет с одной стороны в аксиальном направлении выступ 11, длина которого может быть равна или меньше длины концевого клина 5 обмотки 2 статора 1. Боковые стороны 2 короба 10 могут иметь небольшой уклон внутрь, чтобы обеспечить плотное надевание его на стержень. Размеры боковых сторон 12 короба 0 определяются величиной пробивного промежутка для испытательного напряжения ремонтируемой обмотки. Аксиальный выступ 1 короба 10 вводят в паз 6 на место прокладки, а боковые стороны 12

короба 10 вводят в зазоры между боковыми поверхностями изоляции 1 стержней обмотки 2 и нажимными пальцами 13 сердечника статора 7 и осаживают до плотной посадки на изоляцию стержня.

При этом компаунд 9, нанесенный поверх разделки, раздавливается и заполняет возможные зазоры между поверхностью изоляции 1 стержня обмотки 2 и изоляционного короба 10 в области местной разделки 3. После этого вновь устанавливают концевой

клин 5 обмотки 2 и производят термообработку отремонтированного места. Режим термообработки определяется объемом ремонта и видом компаунда, однако, чтобы исключить возможность повреждения «здоровой изоляции, температура выбирается в пределах от 20°С до 80°С.

Использование предлагаемого способа ремонта изоляций обмотки статора высоковольтной электрической машины обеспечивает по сравнению с существующими способами возможность ремонта повреждений изоляции вблизи сердечника статора, сокращение сроков ремонта.

Формула изобретения

Способ ремонта термореактивной изоляции лобовых частей, расположенных в пазах сердечника статора и закрепленных посредством клиньев стержней статора высоковольтной электрической машины, включающий выполнение местной разделки места повреждения изоляции, заполнение местной разделки слюдосодержащим материалом и тер.мообработку отремонтированного места, отличающийся тем, что, с целью повыщения

надежности ремонта мест повреждений стержней вблизи сердечника статора, извлекают из паза клин, заполнение местной разделки выполняют слюдосодержащим компаундом, дополнительно устанавливают поверх заполненной разделки промазанный изнутри компаундом изоляционный короб, имеющий в аксиальном направлении выступ, который вводят в паз, а боковые стороны короба, охватывающие стержень, размещают в зазорах между стержнями, затем устанавливают клин, зажимая при этом выступ, после чего производят термообработку.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.«Энергетик № 1, 1977, с. 29-30.

2.Технологическая инструкция ИО-3-74. Восстановление изоляции «Монолит-2 полюсных катушек тяговых двигателей при ее повреждении. Новочеркасский электровозостроительный завод, 1974.

//

43 5 ID

Похожие патенты SU771813A1

название год авторы номер документа
Способ ремонта термореактивной изоляции лобовых частей обмотки статора высоковольтной электрической машины 1979
  • Аврух Владимир Юрьевич
  • Бунер Владимир Борисович
  • Глидер Евгений Хаймович
  • Дунаевский Александр Давыдович
  • Ковшиков Игорь Борисович
  • Маламуд Римма Ефимовна
SU788287A1
Изоляция обмоток электрических машин 1979
  • Бунер Владимир Борисович
  • Баронский Артем Вульфович
  • Данько Владимир Григорьевич
  • Огоньков Вячеслав Григорьевич
  • Озерной Николай Федорович
  • Трубачев Сергей Георгиевич
  • Усенко Всеволод Васильевич
  • Шагалов Семен Беркович
  • Петрашко Алексей Иванович
SU864447A1
Способ ремонта высоковольтной изоляции обмоток статоров электрических машин 1982
  • Дегиль Григорий Степанович
  • Дегиль Борис Григорьевич
SU1356128A1
Статор генератора 1979
  • Никитин Павел Захарович
  • Нэмени Тибор Матвеевич
  • Золотов Лев Алексеевич
  • Бесчастнов Геннадий Арсеньевич
  • Никольский Александр Игоревич
  • Шарашкин Андрей Михайлович
  • Тюрин Альберт Васильевич
SU961048A1
Устройство для крепления лобовых частей стержневой обмотки статора электрической машины 1981
  • Дегиль Григорий Степанович
  • Дегиль Борис Григорьевич
SU1072183A1
Статор электрической машины 1982
  • Новиков Анатолий Федорович
  • Дегусаров Юрий Александрович
  • Виноградов Евгений Николаевич
SU1081743A2
Обмотка статора электрической машины и способ ее изготовления 1982
  • Матросов Михаил Федорович
  • Зиннер Владимир Адольфович
  • Коренцвит Филипп Рафаилович
  • Яшенкова Елена Кирилловна
SU1080239A1
Двухслойная обмотка статора электрической машины 1970
  • Пекне Владимир Зусевич
  • Зиннер Владимир Адольфович
SU457143A1
УСТРОЙСТВО КРЕПЛЕНИЯ ЛОБОВЫХ ЧАСТЕЙ ОБМОТКИ СТАТОРА ТУРБОГЕНЕРАТОРА 2014
  • Антонюк Олег Викторович
  • Амосов Михаил Анатольевич
  • Соколов Дмитрий Юрьевич
  • Шаров Владимир Иванович
RU2550085C1
Статор высоковольтной многофазной электрической машины 1986
  • Ваксер Борис Давидович
  • Игнатьев Анатолий Денисович
  • Коган Виктор Овшиевич
  • Петров Владимир Васильевич
  • Решко Борис Аронович
  • Хуторецкий Гарри Михайлович
  • Чибриков Александр Николаевич
SU1334280A1

Иллюстрации к изобретению SU 771 813 A1

Реферат патента 1980 года Способ ремонта термореактивной изоляции

Формула изобретения SU 771 813 A1

SU 771 813 A1

Авторы

Аврух Владимир Юрьевич

Бунер Владимир Борисович

Глидер Евгений Хаймович

Дунаевский Александр Давыдович

Ковшиков Игорь Борисович

Даты

1980-10-15Публикация

1978-04-27Подача