Ротор машины Советский патент 1987 года по МПК H02K15/16 G01M1/36 F16F15/32 

Описание патента на изобретение SU1337971A1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к электромашиностроению, например к роторам турбогенераторов .

Цель изобретения - повышение надежности.

На фиг.1 показан ротор, продольный разрез; на фиг.2 - то же, поперечный разрез; на фиг.З - продольный разрез ротора со стержнем в центральном продольном канале.

В роторе 1 вьтолнен центральный продольный канал 2, где расположены противовесы 3, имеющие, например, форму шаров.

В центральном канале может быть также размещен цилиндрический стержень 4 с кольцевыми канавками 5 по форме противовесов 3, которые ограничивают перемещение противовесов в осевом направлении,

Для предупреждения повреждения поверхности центрального канала и облегчения условий перемещения противовесов последние могут быть покрыты антифрикционной оболочкой 6.

Предлагаемое устройство может быть применено для роторов, номинальная частота вращения которых лежит выше первой критической скорости собственных колебаний ротора. При этом используется свойство таких роторов изменять фазу вибрации от небаланса в пределах до 180 в период разворота и перехода через первую критическую скорость.

При вращении ротора в период прохождения первой критической частоты прогиб ротора в рассматриваемом сечении смещается по фазе от вектора небаланса на угол, изменяющийся от О до 180°. Как только образуется первоначальное смещение векторов небаланса и прогиба ротора в зоне подхода к первой критической скорости вращения подвижные противовесы займут положение, наиболее удаленное от оси вращения, в зоне максимальног прогиба. При этом суммарный вектор от центробежных сил небаланса и противовесов смещается, например, по часовой стрелке. В этом случае фаза прогиба ротора смещается от вектора первоначального небаланса на больший угол и соответственно подвижные противовесы занимают новое положение.

перекатившись по часовой стрелке. Этот процесс будет идти до тех пор, пока противовесы не урависнесят первоначальный небаланс.

Кроме того, подвижные противовесы при неполном заполнении центрального отверстия ротора могут перемещаться не только в определенной поперечной плоскости ротора, но и

вдоль продольной оси, повторяя форму прогиба ротора. Этим обеспечивается устранение небаланса в плоскости максимального его проявле шя.

Когда необходимо осуществление автоматического уравновешивания в определенной поперечной плоскости ротора, используется установка в центральном канале ротора цилиндрического стержня с канавками, имеющими профиль противовесов.

Расчеты показывают, что при диаметрах центрального канала 100- 200 мм ( которые характерны для сов- ременнь1х крупных турбогенераторов ) в канале могут быть установлены противовесы суммарной массой до 100 кг, что эквивалентно установке на наружную поверхность бочки ротора турбогенератора грузов массой 5-6 кг.

Формула изобретения

1.Ротор машины, например, турбогенератора, с номинальной частотой вращения выше первой критической скорости, содержащей не менее двух противовесов для автоматического уравновешивания небаланса, установленных в плоскости, перпендикулярной оси вращения, с возможностью качения по окружности, отличающий- с я тем, что, с целью повышения надежности, ротор выполнен с центральным продольным каналом, в котором размещены указанные противовесы.

2.Ротор ПОП.1, отличающийся тем, что в центральном продольном канале установлен цилиндрический стержень с поперечными

кольцевыми канавками по профилю противовесов, которые размещены в канавках между стержнем и ротором.

3.Ротор по пп.1 и 2, о т л и - чающийся тем, что противовесы покрыты антифрикционной оболоч кой.

pt/PZ

Похожие патенты SU1337971A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ВАЛА РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2003
  • Аврух В.Ю.
RU2248081C1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ПОСАДОЧНОГО НАТЯГА БАНДАЖНЫХ КОЛЕЦ НА БОЧКУ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2003
  • Аврух В.Ю.
RU2249899C1
Способ балансировки гибкого ротора с распределенной неуравновешенностью 1956
  • Зенкевич В.А.
SU114957A1
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ПОСАДОЧНЫХ НАТЯГОВ БАНДАЖНЫХ КОЛЕЦ НА БОЧКУ РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2005
  • Аврух Владимир Юрьевич
RU2289185C1
Турбогенератор для питания скважинной аппаратуры 2022
  • Жиляев Юрий Павлович
  • Жиляев Александр Юрьевич
  • Захаров Александр Евгеньевич
  • Ларионов Евгений Николаевич
  • Шапошников Александр Михайлович
  • Яковлев Сергей Михайлович
RU2785073C1
ЭЛЕКТРОМАШИНА 2009
  • Дидов Владимир Викторович
  • Сергеев Виктор Дмитриевич
  • Халченко Марина Михайловна
  • Левшов Антон Павлович
RU2385523C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ГОРИЗОНТАЛЬНЫМ ВАЛОМ 1990
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2007820C1
РОТОР СИНХРОННОЙ НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2005
  • Аврух Владимир Юрьевич
RU2295820C1
АКСИАЛЬНО-ПОРШНЕВАЯ МАШИНА 1993
  • Зленко М.А.
  • Кузнецов Г.В.
  • Кутенев В.Ф.
  • Митряев В.А.
  • Романчев Ю.А.
RU2076926C1
РОТАЦИОННО-ПЛАСТИНЧАТЫЙ КОМПРЕССОР 2000
  • Гулевский А.Н.
RU2202713C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 337 971 A1

Реферат патента 1987 года Ротор машины

Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения состоит в повышении надежности. Ротор содержит противовесы 3 для автоматического уравновешивания небаланса, имеющие возможность качения по окружности. Благодаря тому, что ротор выполнен с центральным продольным каналом 2, в котором размещены противовесы, обеспечивается достижение поставленной цели, 1 з.п.ф-лы, 3 ил. / % (Л Л ооооооооооооо уХЧХЧ ЛУчУчХУ Ж ;о со фиг.

Формула изобретения SU 1 337 971 A1

/

фиг 5

SU 1 337 971 A1

Авторы

Аврух Владимир Юрьевич

Даты

1987-09-15Публикация

1984-07-27Подача