ляет повысить наглядность построения плоскостей и линий пересечения тел. Учебная модель содержит два геометрических тела, пересекаюпц хся между собой, например цилиндр 1 с цилиндром 2, причем пересекающий цилиндр 2 выполнен полым, а по периметру его вдоль образующих установлены стержни 5, которые выдвигаются до касания с пересекаемым цилиндром 1. В верх1
Изобретение относится к учебно- демонстрационным устройствам для изучения и построения линий пересечения геометрических тел между собой и может быть использовано во всех высших и средних учебных заведениях.
Цель изобретения - повышение наглядности построения плоскостей и линий пересечения тел,
На фиг, 1 изображена учебная модель из двух цилиндров в соединенном положении; на фиг. 2 - узел I на 4rir, 1; на фиг. 3 - вид А на фиг. 1; на фиг. 4 - пустотелый цилиндр, раз- рез; на фиг. 5 - вид Б на фиг. 4; на фиг. 6 - вид В на фиг. 4; на фиг. 7 - разрез Г-Г на фит. 4; на фиг. 8 - узел II на фиг. 4.
Учебная модель по геометрическому черчению состоит из двух пересекающихся между собой тел вращения, например цилиндра 1 (пересекаемого) и цилиндра 2 (пересекающего). В теле цилиндра 1 закреплено несколько штифтов 3, которые могут быть расположены в нескольких присоединяемых местах под углом к поверхности или перпендикулярно к ней.
Рассмотрим пример пересечения цилиндров по нормали к поверхности. Цилиндр 2 присоединен к цилиндру 1 с помощью одного из этих штифтов 3 (фиг. 2). Штифты установлены в теле цилиндра 1 в углублениях с пазами 4 (фиг. 3) для фиксации цилиндра 2 от проворота. Цилиндр 2 выполнен пустотелым и внутри него по периметру вдоль образующих установлены выдвигаемые до касания с пересекаемым ци- линдром 1 стержни 5, имитирующие
ней крышке 13 по оси цилиндра 2 с возможностью поворота установлена трубка 1А, снабженная на наружной поверхности зубцами 19 для фиксации стакана 6, который перемещается вверх вниз при помощи кнопок 20 по пазам 21 цилиндра 2, В теле пересекаемого цилиндра 1 установлены штифты 3, а в нижней крышке цилиндра 2 установлен цанговый зажим. 8 ил.
д
0
5 0
5
0
проекции точек поверхности одного тела на поверхность другого, например, в количестве 24 шт.
Внутри тонкостенного цилиндра 2 (фиг, 4) установлен с возможностью перемещения вдоль его оси 6 с пазами 7 на наружной поверхности (фиг. 5 и 6). Такие же пазы выполнены в нижней крьш1ке 8 (фиг. 4), закрывающей цилиндр. Крышка и стакан выполнены из антифрикционного материала. Стержни 5 с помощью резиновых шнуров 9 связаны со стаканом 6 и укреплены в нем коническим вкладьш1ем 10, шайбой 11 и винтами 12. Сверху цилиндр закрыт крышкой 13, а в ней по оси цилиндра установлен с возможностью поворота фиксатор положения стакана, состоящий из трубки 14, которая удерживается кольцом 15, припаянным к трубке, и шайбой 16, прикрепленной к верхней крьш1ке 13. Ручка 17 служит для поворота трубки 14 в положение О (Открыто) и 3 (Закрыто). Если ручка 17 в положении О, стакан 6 со стержнями свободно перемещается вверх и вниз, а если в поло- жении 3, стакан со стержнями может перемещаться только вниз. Для такой фиксации стакана относительно трубки служит упругая пластина 18, закрепленная на вкладьш1е 10, а на наружной поверхности трубки с одной из ее сторон нарезаны зубчики 19. Упругая пластина 18 (фиг. 5) выполнена в виде проволочной пружины, которая взаимодействует с зубчиками Трубки l4, а при повороте трубки вы-- ходит из них. Поворот осуществляется
на 90-180° и крайние положения соответствуют положениям О и 3,
Стакан 6 перемещается вверх-вниз при помощи кнопок 20 по пазам 21 цилиндра 2 (фиг, 7).
Внутри трубки 14 размещен стер- - жень-толкатель 22, связанный с цанговым зажимом, размещенным на нижнем конце трубки 14, выполненной в виде неподвижной части 23, прикрепленной к нижней крьппке 8 фланцем 24. Цанговый зажим выполнен в виде цанговой разжимной пружины 25 (фиг, 8), связанной с втулкой с усиками 26, и возвратной пружины 27, На конце трубки имеется направляющая шпонка 28,
Устройство работает следующим образом,
: При нажатии вниз стержня-толкателя 22 перемещается втулка с усиками 26, раздвигаются концы цанговой разжимной пружины 25, увеличивается ее внутренний диаметр вследствие ее раскручивания, а пружина 27 сжимается. В таком положении цанговый зажим вводят в углубление со щтифтом 3 пересекаемого, цилиндра t, При этом направляющая щпонка 28 входит в паз 4, Когда отпускают стержень-толкатель 22, пружина 27 возвращается в первоначальное положение, поднимает втулку 26, Цанговая пружина 25 скручивается, уменьщается в диаметре и зажимает щтифт 3,
Когда зацепление выполнено, надо опустить стержни 5 с помощью кнопок 20 до полного их касания с пересекаемым цилиндром 1. Точки касания стержней 5 наглядно показывают кривую взаимного пересечения цилиндров 1 и 2,
Выполнение чертежа пересечения двух геометрических тел может быть показано на примере пересечения двух цилиндров под углом 90 .следующим об- разом.
Ручку 17 установить в положение О и поднять стержни 5 вверх. Ручку 17 установить в положение 3, Нажать на стержень-толкатель 22, жестко, закрепить два цилиндра.
Опустить стержни 5 с помощью кнопок 20 до полного касания с. пересекаемым цилиндром 1 (стакан 6 фиксируется упругой пластиной 18 и удерживает стержни 5).
Не перемещая модели, посмотреть на торец цилиндра 1 со стержнями 5. Линии на торце и образующие на поверхности цилиндров указывают, как надо проводить взаимно параллельные секущие плоскости. На этом виде, на
чертеже, в первую очередь определяют точки пересечения цилиндров (точки касания стержней 5 и цилиндра), Из найденных точек проводят линии связи в ту плоскость проекции, где другой цилиндр (без стержней) проецируется в окружность. При пересечении линий связи с этой окружностью определяются точки пересечения двух цилиндров во второй плоскости,. По двум
проекциям строят третью искомую проекцию точек, которые определяют или изображают характер кривой линии пересечения тел. Соединив точки по ле- кало, получают кривую пересечения
двух тел,
Фо рмула изобретения
30
Учебная модель по геометрическому черчению, состоящая из двух пересекающихся тел вращения, отличающая ся тем, что, с целью повьшения наглядности построения плоскостей и линий пересечния тел, она имеет стержни, имитирующие про35 екции точек поверхности одного тела на поверхность другого, установленны в одном из тел вращения с возможностью перемещения вдоль его оси стакан с пазами на наружной поверхнос40 ти, фиксатор положения стакана относительно второго тела вращения, состоящий из расположенной в стакане трубки, имеющей зубцы на наружной поверхности и подпружиненный цанго45 вый зажим на нижнем конце, и упругой пластины, установленной в стакане и взаимодействующей с зубцами трубки, при этом на внутренней стенке тела вращения, несущего стакан, выполнены
50 продольные пазы, а стержни, имитирующие проекции точек, расположены в этих пазах и в пазах стакана и связаны с последним посредством эластичных элементов, причем во втором те55 ле вращения установлены щтифты для хоединения с цанговым зажимом.
ц дид/{
14
fpu,eA
5идд
Фиг. 5
Г-г
Фиг.В
Фиг.
28
Редактор О, Головач
Фиг.8
Составитель Т, Григорян
Техред М.Дидык Корректор В. Бутяга
Заказ 4228/42 Тираж 433Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Учебная модель по проекционному черчению | 1988 |
|
SU1534487A1 |
Устройство для демонстрации способа секущих плоскостей | 1988 |
|
SU1746394A1 |
Установка для резки изоляционныхпРОКлАдОК | 1978 |
|
SU845939A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ СЕЧЕНИЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ОБЪЕМНЫХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ТЕЛ И СВЕТОВОЙ ИМИТАТОР СЕКУЩЕЙ ПЛОСКОСТИ ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ОБЪЕМНЫХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ТЕЛ | 2001 |
|
RU2183354C1 |
Учебное наглядное пособие по начертательной геометрии | 1949 |
|
SU81915A1 |
УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО ГЕОМЕТРИИ | 1987 |
|
RU2010343C1 |
Учебный прибор по теоретической механике | 1985 |
|
SU1305762A1 |
УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО ГЕОМЕТРИИ | 1993 |
|
RU2079894C1 |
Центрировочный патрон | 1983 |
|
SU1194591A1 |
ЗАМОК | 1998 |
|
RU2132439C1 |
Изобретение может быть использовано во всех высших и средних учебных заведениях, профессионально-тех- нических училищах и школах и позво/ (Л Фиг.1
Веннинджер | |||
Модели многогранников | |||
- М., 1974, с | |||
Видоизменение прибора для получения стереоскопических впечатлений от двух изображений различного масштаба | 1919 |
|
SU54A1 |
Авторы
Даты
1987-09-23—Публикация
1986-04-15—Подача