1
Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к конструкциям магнитопроводов статора, а также внешних роторов обраш:енных асинхронных двигателей, и может быть использовано при изготовлении магнито- проводоБ с пониженными отходами электротехнической стали.
Цель изобретения - упрош;ение конструкции и улучшение массогабарит- ных и виброакустических характеристик .
На фиг.1 изображен асинхронный двигатель с магнитопроводом предложенной конструкции, обш,ий вид в разрезе; на фиг. 2-4 - варианты конструкции слоев электротехнической стали с сегментными участками; на фиг.5 и 6 - изготовление из указанных слоев магнитопровода статора; на фиг.7 8 - варианты малоотходного раскроя электротехнической стали для изготовления магнитопровода предложенной конструкции (пунктиром показаны линии отгиба, зоны отходов стали зачернены) .
Магнитопровод состоит из ярма 1 и зубцов 2 и содержит пластины 3 (фиг,2-5) электротехнической стали (имеющие форму наружного контура, отличную от окружности, например квадрата) с пазами 4 для обмотки 5 и сегментные участки 6, дополняющие указанную форму до окружности. Ярмо 1 состоит из сегментных участков 6 и охватьшающих зубцы 2 периферийных участков пластин 3.
Сегментные участки 6 выполнены заодно с пластинами 3 способом щтам- повки из полосы электротехнической стали (фиг. 7 и 8) и расположены нак пластинам 3 за счет отгиба
лонно к
на 60 участков 6 по граням пластин (фиг.3-5). Указанный угол отгиба необходим для обеспечения сопряжения поверхностей сегментных участков 6 при отсутствии технологического зазора между плоскими гранеными сопрягаемыми участками. Кроме того, сегментные участки 6 смещены друг относительно друга (фиг. 1 и 5) на угол об так, что участки 6 одной из пластин 3 расположены между участками 6 соседних пластин 3. При сборке со смещением на угол (фиг.5) и соединении таких слоев друг с другом образуется Магнитопровод с цилиндрической наружной поверхностью (фиг.6).
5
0
В двигателе (фиг,1) одна часть 7 слоев стали перевернута относительно второй части 8 слоев так, что сегментные участки 6 пластин 3 каждой части 7 и 8 наклонены в противоположные стороны. Обе части 7 и 8 жестко связаны между собой, например облиты алюминиевым сплавом корпуса 9 двигателя (фиг.1).
При работе двигателя с предложенным магнитопроводом магнитное поле замыкается в ярме 1 статора по участкам различного сечения. Однако в связи с тем, что указанные участки чередуются вдоль активной длины (фиг.1) в одной плоскости (что приводит к перераспределению потока из участков слоев ярма 1 с меньшей высотой в сегментные участки 6), а суммарная площадь сечения и жесткость ярма 1 в плоскости, проходящей через ось симметрии участков 6, примерно равна площади сечения и жесткости ярма 1 5 в плоскости между участками 6, достигается постоянство насьш1,ения и механической жесткости ярма 1 в пределах окружности статора.
Указанные преимущества максимально ослабляют пульсацию амплитуды индукции и изгибных колебаний ярма в пределах оборота, имеющих место в известных конструкциях граненых магнитопроводов .
Благодаря выполнению магнитопровода из двух жестко связанных частей 7 и 8, сегментные участки 6 которых наклонены в противоположные стороны, уменьшается тепловое сопротивление потокам тепла, передаваемьм работающим двигателем в окружающую среду. Указанное преимущество достигается за счет увеличения поверхности теплоотдачи от магнитопровода к корпусу 9 и теплоотвода от лобовых частей обмотки 5 за счет их охвата наклонными сегментными участками 6 магнитопровода.
При этом ггавьщ1ается механическая жесткость системы Магнитопровод - корпус и несколько ослабляется вибрация с двойной частотой сети за счет взаимокомпенсации в корпусе (фиг.1) осевык составляющих изгибных колебаний сегментных участков 6 ярма 1,обусловленных магнитострикцией (FMC)Таким образом, предложенное техническое решение по сравнению с известным упрощает конструкцию и на
0
5
0
5
0
5
15-20% снижает массу и габариты малоотходного магнитопровода из граненых пластин с сегментами, так как позволяет собирать указанный магнитопро- вод с формой наружного контура в виде окружности и увеличенной поверхностью теплоотвода из идентичных элементов из однородного материала, по- лучаемьк способом малоотходной штамповки с отгибом.
В предложенной конструкции также достигается улучшение виброакустических характеристик за счет ослабления
осевых составляющих вибрации и низко- 15 равлении и расположены с чередовани- частотных составляющих вибраций, вызванных неравномерностью насьш ;ения магнитопровода в пределах оборота.
Формула изобретения 20
J. Магнитопровод электрической машины, содержащий граненые по наруж2. Магнитопровод по п.1, о т л и- чающийс я тем, что ферромагнитные участки части пластин расположены с наклоном в противоположную сторону по отношению к ферромагнитным участкам остальной части пластин.
НОИ поверхности пластины электротехнической стали с пазами для обмотки и ферромагнитные участки, расположенные на гранях пластин, о т л и ч а ю- ш, и и с я тем, что, с целью упрощения конструкции и улучшения массога- баритных и виброакустических характеристик., ферромагнитные участки выполнены за единое целое с граненными пластинами и расположены с наклоном по отношению к ним, пластины с сегментными участками смещены друг относительно друга в тангенциальном направлении и расположены с чередовани-
2. Магнитопровод по п.1, о т л и- чающийс я тем, что ферромагнитные участки части пластин расположены с наклоном в противоположную сторону по отношению к ферромагнитным участкам остальной части пластин.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Магнитопровод электрической машины | 1989 |
|
SU1690085A2 |
Магнитопровод торцовой электрической машины | 1980 |
|
SU1077010A1 |
Статор электрической машины | 1982 |
|
SU1112488A1 |
СЕРДЕЧНИК СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1996 |
|
RU2103780C1 |
Статор электрической машины переменного тока | 1989 |
|
SU1667192A1 |
Магнитопровод электрической машины | 1985 |
|
SU1350757A1 |
ТРЕХФАЗНЫЙ УПРАВЛЯЕМЫЙ РЕАКТОР | 1970 |
|
SU264534A1 |
Магнитопровод электрической машины | 1981 |
|
SU1137554A1 |
ОДНОФАЗНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 1991 |
|
RU2028024C1 |
Статор электродвигателя переменного тока | 1989 |
|
SU1746471A1 |
Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения состоит в упрощении конструкции и улучшении массогабаритных и виброакустических характеристик. Магнитопровод электрической машины содержит граненые пластины 3 и расположенные на гранях пластин сегментные участки. Благодаря тому, что участки выполнены за единое целое с пластинами и наклонены к ним и пластины с сегментными участками смещены в тангенциальном направлении и расположены с чередованием, обеспечивается сборка маг- нитопровода из идентичных пластин и снижение массы и габаритов. 1 з.п. ф-лы, 8 ил. (Л :о со j;; CD 3 6,8 N J N7 6,7 ffC г./
Ф«г.2
ФигЛ
Фиг. 5
Фиг.6
Фиг.7
Фаг. 8
Редактор О ЛОрковецкая
Составитель В.Константинов
Техред В.Кадар Корректор А.Обручар
Заказ 4237/48
Тираж 659Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д.4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная, 4
Виноградов Н.В | |||
Кинематографический аппарат | 1923 |
|
SU1970A1 |
машин | |||
- М.: Энергия, |
Авторы
Даты
1987-09-23—Публикация
1985-07-04—Подача