ь
11348888
Изобретение относится к учебным приборам по физике для демонстрации законов физики в учебном процессе.
Цель изобретения - повышение наглядности путем обеспечения демонстрации нелинейных колебаний, биения и резонанса на высших гармониках.
На чертеже представлен учебный прибор по физике.
Учебный прибор содержит стойку 1 с консолью 2 и два размещенных на стойке 1 маятника, каждый из которых состоит из стержня 3 и диска 4,
Маятники установлены на консоли 2 с возможностью перемещения и имеют следующее соотношение параметров
а, бО,2 а,
ром маятнике отклоняют первый маятник на угол 90° и отпускают, при этом наблюдают биение колебаний, т.е. периодическое увеличение и уменьшение амплитуды колебаний второго маятника.
Для демонстрации отсутствия влияния колебаний первого маятника на
10 поведение второго сдвигают диск 4 с массой Mj второго маятника вдоль стержня с массой т на 15-20 мм, затем при успокоенном втором маятнике отклоняют первьм маятник на угол
15 90 и отпускают и убеждаются в отсутствии влияния колебаний первого маятника на поведение второго маятника.
га, 0,2 М, М, 0,5 Мг ,
где а, и а - длины стержней 3; т, и m,j - массы стержней 3; М, и Mj - мас сы дисков 4.
Таким образом, прибор позволяет 2Q демонстрировать нелинейные колебания физических маятников при больших углах их отклонения (до 90 ), резонансное возбуждение второго маятника на 3-ей гармонике первого и биение на
При этом консоль 2 выполнена упру- 25 высших гармониках, гой.
Учебный прибор работает следующим Формула изобретения образом.
Двигая вдоль стержней 3 диски 4, настраивают так маятники, чтобы частота колебаний второго маятника была равна утроенной частоте колеба- ний первого маятника.
Для демонстрации резонанса на высших гармониках необходимо при успокоенном втором маятнике с параметрами а, т и М увеличить амплитуду колебаний первого маятника с параметрами а,,т, и М, до 90 , затем первый
маятник отпускают и наблюдают возник- ношения параметров новение колебаний второго маятника а iO,2 а,; с постепенно возрастающей амплитудой. т т, ; Для демонстрации биения колебаний при неполном совпадении собственной частоты колебаний второго маятника с частотой гармоники перемещают диск 4 с массой Н второго маятника вдоль стержня с массой га на 1-2 мм в любую сторону, затем при успокоенном втоУчебный прибор по физике, содержа- JQ щий стойку с консольным подвесом и два размещенных на стойке маятника, каждый из которых состоит из стержня и диска, отличающийся тем, что, с целью повышения наглядности путем обеспечения демонстрации нелинейных колебаний, биения и резонанса на высших гармониках, маятники установлены на консоли с возможностью перемещения и имеют следующие соот35
45
га, tO,2 М, ; М, -0,5 М,
где а, и aj - длины стержней маятников;
т, и т - массы стержней; М, и Mj - массы дисков, при этом консоль выполнена упругой.
Редактор И.Сегляник
Составитель Т.Григорян
Техред А.Кравчук Корректор В. Бутя га
Заказ 5194/51Тираж 432 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная, 4
ром маятнике отклоняют первый маятник на угол 90° и отпускают, при этом наблюдают биение колебаний, т.е. периодическое увеличение и уменьшение амплитуды колебаний второго маятника.
Для демонстрации отсутствия влияния колебаний первого маятника на
поведение второго сдвигают диск 4 с массой Mj второго маятника вдоль стержня с массой т на 15-20 мм, затем при успокоенном втором маятнике отклоняют первьм маятник на угол
90 и отпускают и убеждаются в отсутствии влияния колебаний первого маятника на поведение второго маятника.
Формула изобретения
Учебный прибор по физике, содержа- щий стойку с консольным подвесом и два размещенных на стойке маятника, каждый из которых состоит из стержня и диска, отличающийся тем, что, с целью повышения наглядности путем обеспечения демонстрации нелинейных колебаний, биения и резонанса на высших гармониках, маятники установлены на консоли с возможностью перемещения и имеют следующие соот
ношения параметров а iO,2 а,; т т, ;
5
га, tO,2 М, ; М, -0,5 М,
где а, и aj - длины стержней маятников;
т, и т - массы стержней; М, и Mj - массы дисков, при этом консоль выполнена упругой.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ и устройство для демонстрации и исследования движения ансамбля математических маятников при продольных колебаниях его подвеса | 2017 |
|
RU2658788C1 |
Устройство для демонстрации колебательных процессов | 1989 |
|
SU1707613A1 |
Учебный прибор для демонстрации колебаний связанных систем | 1979 |
|
SU960908A1 |
Учебный прибор по физики для демонстрации положения и состояния центра масс изолированной системы тел | 1972 |
|
SU455361A1 |
Способ и устройство для демонстрации и исследования движения математического маятника при продольных колебаниях его подвеса | 2017 |
|
RU2664230C1 |
ПРИБОР ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ СЛОЖЕНИЯ ГАРМОНИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ | 1992 |
|
RU2067777C1 |
Учебный прибор по физике | 1987 |
|
SU1490683A1 |
Учебный прибор по физике В.А.Чернышева | 1985 |
|
SU1273976A1 |
Учебный прибор по физике | 1985 |
|
SU1300538A1 |
Прибор для демонстрации параметрических колебаний математического маятника | 1977 |
|
SU651401A1 |
Изобретение позволяет повысить наглядность путем обеспечения демонстрации нелинейных колебаний, биения и резонанса на высших гармониках. Учебный прибор состоит из стойки 1, упругой консоли 2 и двух маятников, установленных на упругой консоли 2 с возможностью перемещения и имеющих следующее соотношение параметров: a.,2 а,; , ; m, iO,2M, и М, ьО,5 М,, где а,, а-2 - длины стержней 3 маятников; а,, а, т, т - массы стержней 3; М,, М - массы дисков 4 маятников. Данный прибор позволяет увеличить амплитуду колебаний первого маятника до 90-120 , а соответственную частоту колебаний второго маятника сделать по крайней мере трехкратной собственной частоте первого маятника, что позволяет демонстрировать нелинейные колебания на высших гармониках. 1 ил. сл
Прибор для демонстрации колебаний связанных систем | 1978 |
|
SU736160A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1987-10-30—Публикация
1984-03-02—Подача