Изобретение относится к измерительной технике и может использоваться для диагностики и регулировки сходимости и развала управляемых колес автомобилей, а также их продольных углов наклона шкворпей и соотношений между углами поворота колес.
Целью изобретения является повышение произвбдительности контроля за счет возможности совмешения изображения светового пучка от каждого проектора с нулем шкалы экрана, что устраняет необходимость выполнения арифметических вычислений контролируемого параметра.
На фиг. 1 показано расположение проекторов и экрана относительно контролируемой пары колес; на фиг. 2 - принципиальная схема проектора; на фиг. 3 ход лучей в проекторе при угловых поворотах контролируемого колеса; на фиг. 4 - механизм, поясняющий принцип синхронного и симметричного поворота двух зеркал.
Стенд состоит из двух проекторов 1 и 2, экрана 3 и измерительной шкалы; кромб того, показаны контролируемые колеса 4 транспортного средства (фиг. 1). Оптические оси проекторов лежат на одной линии, в горизонтальной плоскости и расположены перпендикулярно оси контролируемого транспортного средства. Каждый проектор включает в себя (фиг. 2 и 3) источник 5 света, диафрагму 6, конденсатор 7, в фокусе которого установлена диафрагма, полупрозрачное зеркало 8, расположенное под углом к оптической оси конденсора, два зеркала 9 и 10, установленные по разные стороны от оптической оси с возможностью синхронного и симметричного поворота одного относительно другого вокруг осей, перпендикулярных к их нормалям, и третье зеркало 11, предназначенное для скрепления с контролируемым колесом 4.
На фиг. 4 показаны дв а зеркала 9 и 10, оси 12 и 13 их вращения, рычаги 14 и 15, пружина 16, винт 1.7, регулирующий положение зеркал.
Каждый из двух оптических проекторов 1 и 2 установлен с возможностью изменения его пространственного положения по высоте вдоль его оптической оси и по углу поворота относительно кол.чимационных осей.
Стенд работает следующим образом.
Устанавливают автомобиль передними колесами на подвижные площадки, обеспечивающие свободный поворот управляемых колес в обе стороны, так, чтобы центр каждого контролируемого колеса приблизительно был на оптической оси соответствующего проектора, устанавливают и фиксируют на торцовых поверхностях ступиц передних колес зеркала 11 так, чтобы их отражающие плоскости были параллельны продольной плоскости колес.
5
0
5
0
5
0
5
0
5
После этого включают источник 5 света, например, проектора 1 и левое колесо поворачивают рулем влево до появления светящейся точки на вертикально-расположенной шкале продольных углов наклона левого шкворня, при этом световое излучение от источника 5 света подсвечивает диафрагму 6, расположенную в фокусе конденсора 7, в результате чего нучок из него выходит коллимированным. Пройдя полупрозрачное зеркало 8 и последовательно отразившись от зеркал 19 и от зеркала 9, он световозвращается ими на полупрозрачное зеркало 8, которое направляет его на экран 3. Наблюдая световое изображение пучка гроектора на экране 3, выводят его в «О шкалы синхронным поворотом зеркал 9 и 10. Оба зеркала 9 и 10 (ф.иг. 4) установлены одинаково, например вертикально. При этом пружина зеркала 16 прижимает его рычаг 14 к рычагу 15 другого зеркала 10, а рычаг 15 оказывается прижатым (той же пружиной) к регулировочному винту 17. Так как точка соприкосновения рычагов 14 и 15 расположена на биссектрисе угла .между плоскостями зеркал 9 и 10 (угол а), то при вращении винта 17 оба зеркала поворачиваются синхронно на одинаковые углы, обеспечивая перемещение светового пятна вдоль вертикальной шкалы, что позволяет привести изображение светового пучка на экране в «О шкалы.
Затем левое ко/есо вращением руля поворачивают в другую сторону до появления на той же шкале новой светящейся метки теперь уже от другого зеркала 10. Положение этой светящейся точки на шкале опрелеляет численное значение продольного угла наклона шкворня левого колеса. Определение продольного угла наклона шквор1 я правого колеса выполняется аналогично с помощью проектора 2.
Для определения соотношения между углами поворота колес вращают руль влево до появления светящейся точки правого проектора на вертикальной нулевой линии шкалы соотнощений углов поворота колес правого колеса. Соогношепие между углами поворота колб С прочитывается по положению светящейся метки от левого проектора по горизонтальной щкале. Определяется разность между углами поворота колес (или сам угол левого колеса).
То же самое выполняется при повороте руля вправо. Одинаковые разности между углами поворота при поворотах влево и вправо свидетельствуют о правильно установленных д.инах боковых поперечных рулевых тяг.
Для определения развала колес и сходимости передние колеса поворачиваются рулем в положение езды по прямой, па экране появляются две светящиеся метки (от каждого проектора по метке). По положению обеих светящихся меток прочитываются по вертикальной шкале значения углов развала каждого из колес, а по расстоянию между ними, по горизонтальной шкале - сходимость колес.
Формула изобретения
Стенд для контроля углов установки управляемых колес транспортного средства, содержаший экран с измерительной шкалой и два проектора, оптически связанные с экраном, предназначаемые для установки их по разные стороны от контролируемой пары колес и расположенные таким образом, что их оптические оси лежат на одной линии, причем каждый из проекторов включает источник света и конденсор, образующие осветитель, и три зеркала, первое из которых предназначено для установки на одном из двух
0
5
контролируемых колес, а второе и третье установлены симметрично относительно оси осветителя под углом к ней и расположены между конденсором и первым зеркалом, отличающийся Тем, что, с целью повышения производительности контроля, он снабжен двумя полупрозрачными зеркалами, каждое из которых установлено в одном из проекторов между осветителем и еоответ- ственно вторым и третьим зеркалом под углом к оптической оси проектора и оптически связывает первое зеркало соответствующего проектора с экраном, и двумя диафрагмами, установленными в фокусах соответствующих конденсоров, а второе и третье зеркала каждого проектора установлены с возможностью синхронного и симметричного поворота вокруг соответствующих осей, которые перпендикулярны к нормалям соответствующего зеркала.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Стационарный оптический стенд для контроля углов установки управляемых колес транспортного средства | 1983 |
|
SU1105776A1 |
Стенд для контроля углов установки управляемых колес транспортного средства | 1988 |
|
SU1626084A1 |
ПРОЕКТОР ОПТИЧЕСКОГО СТЕНДА ДЛЯ ПРОВЕРКИ УГЛОВ УСТАНОВКИ УПРАВЛЯЕМЫХ КОЛЕС АВТОМОБИЛЯ | 1972 |
|
SU349886A1 |
СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ УГЛОВ УСТАНОВКИ КОЛЕС АВТОМОБИЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1991 |
|
RU2033602C1 |
ОПТИЧЕСКИЙ СТЕНД ДЛЯ КОНТРОЛЯ УГЛОВ УСТАНОВКИ УПРАВЛЯЕМЫХ КОЛЕС ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2034261C1 |
ЁСЕСОгОЗНЛЯ mmm-^ij^^icm | 1973 |
|
SU370459A1 |
ЛАЗЕРНЫЙ ЦЕНТРАТОР ДЛЯ РЕНТГЕНОВСКОГО ИЗЛУЧАТЕЛЯ | 2000 |
|
RU2179789C2 |
Проектор для измерения параметров сечения кристаллов | 1975 |
|
SU550527A1 |
ЛАЗЕРНЫЙ ЦЕНТРАТОР ДЛЯ РЕНТГЕНОВСКОГО ИЗЛУЧАТЕЛЯ | 2001 |
|
RU2204821C1 |
Измеритель крутящего момента | 1977 |
|
SU685938A2 |
Изобретение позволяет проводить диагностику и регулировку управляемых колес транспортного средства. Целью изобретения является повьипение производительности контроля за счет исключения вычислений контролируемого параметра. Излучение от каждого из двух проекторов, расположенных по разные стороны от пары контролируемых колес транспортного средства направляют на одно из двух зеркал. каждое из которых скреплено с торцом ступицы одного из двух управляемых колес. При угловых разворотах колес отраженное излучение от зеркала, скрепленного с колесом, возвращают в проектор с помощью второго или третьего зеркала, расположенного под углом к проектору, .и первого зеркала. Световозвращенный пучок направляют с помопдью полупрозрачного зеркала на экран, являющийся общим для обоих проекторов. Поворачивая второе и третье зеркала каждого проектора, синхронно приводят световую метку от каждого проектора на экране в «О его щкалы. После этого поворачивают колеса в другую сторону на требуемый угол и по положению световых меток на экране судят об угловом положении колес, в частности развале и их сходимости, а также о соотнощении между их углами поворота. 4 ил. § (Л со ел to со сл
фиг.1
фиг2
фиаЗ
W
фиеЛ
Составитель Н. Солоухин
Редактор Л. ПовханТехред И. ВересКорректор И. Муска
Заказ 5270/34Тираж 677Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
I 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Стационарный оптический стенд для контроля углов установки управляемых колес транспортного средства | 1983 |
|
SU1105776A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1987-11-15—Публикация
1986-01-23—Подача