Изобретение относится .к измерительной технике, в частности, к злектрооптическим стендам для измерения углов установки управляемых колес.
Известны электрооптические стенды для измерения углов установки управляемых колес преимущественно автомобилей, содержащие проекторы, укрепляемые на ободах управляемых колес параллельно плоскости их вращения, и экраны со ш.кала.ми. Одна.ко пр,и определении ряда параметров управляемых колес, например угла продольного наклона оси нх поворота, необходимо наличие дополнительных боковых экранов и проекторов, обеспечивающих направление луча не только параллельпо плоскости вращения колеса, но и перпендикулярно ей. Это усложняет конструкцию стенда и технологию измерения углов установки управляемых колес. Кроме того, установка экранов известных стендов па уровне поверхпостк пола вызывает необходимость увеличения консоли проектора относительно плоскости вращения колеса, что увеличивает габариты стенда и погрещпостъ измерения.
Цель изобретения - улучшение удобства пользования, упрощение технологии измерения и конструкции стенда.
Для этого каждый экран установлен перед колесом ниже его оси вращения и снабл ен двумя боковыми вертикальными угловы.ми
масщтабными щкалами, градуированными в значениях угла продольного наклона оси колеса и направленными вниз из центров отсчета, и линейной индекс юй щкалой, центр которой совмеще с центром одной из упомянутых боковых шкал.
На фиг. 1 изображен предлагаемый степд, общий вид; на фиг. 2 - схема измерения сходимости и развала колес; на фиг. 3 - схема нз.мерения углов наклона осп поворота колес и вид по стрелке А; на фиг. 4 - узел I на фиг. 3; на фиг. 5 - узел II на фиг. 3.
Основными устройствами стенда являются экраны /, устанавливаемые перед автомобилем ниже уровня пола и перемещающиеся на роликах 2 по направляющим 3, и короткоконсольные проекторы 4, закрепляемые на передних колесах автомобиля с помощью треножных штативов 5 и выставленные в таком положеннн, чтобы луч направлялся параллельно и на определепном расстоянии относительно плоскости вращения колеса. Это достигается регулировкой положения поворотной оси 6 проектора (относительно которой проектор может поворачиваться или быть зажатым) с помощью трех воротков 7 до тех пор, пока луч ие будет «бить при вращении вывешен ного колеса, т. е. до тех пор, пока ось вращения проектора (по отношению к которой луч перпендикулярен) перпендикулярна к
плоскости вращения колеса. Отсутствие биения луча прозеряется по линейной шкале 8 экрана. Для коитроля углов установки передних колес каждый экран стенда снабжен вертикальной угловой шкалой 9 для онределения развала колеса а; вертикальным ; отметками W поворота колеса на определенный угол (вправо и влево); вертикальной линейной шкалой // для определения соотношения углов поворота колес; горизонтальной угловой шкалой 12 для определения понеречного угла / ла. ш кворня; двумя вертякальными угловыми шкалами 13 и 14 (на отметках поворота колеса на определенный угол вправо и влево) для проектирования углов развала колеса при поворотах и вычисления продольного угла наклона гнкворня г; индексной лннейной шкалой 15, нозволяюшей определять угол У непосредственно по шкале М без вычислепия по разнице развалов путем проектироваиня луча с отметки шкалы 15, выбранной с учетом показания развала, спроектированного на шкале 13. Шкалы 13, 14 н 15 градуируются в значениях угла т нродольного наклона
ШКВОРНЯ.
Для поворота колес, необходимого по технологии измере 1ия углов нх установки, служат плавающие диски 16. Сзадн экранов за отверстиями, раснолол енными на вертикальных отметках 17, уста-новлены на поворотной штанге в одной нлоскости зеркала 18. Штанга 19 устанавливается в призмах опорных стоек 20 так, чтобы ось ее располагалась параллельно и па определенном расстоянии от оси передних колес. Зеркала используются для отражения лучей проекторов н проектирования аначений сходимости колес «а линейных н(калах 21 и 22. Для измерения развала колеса и сходимости колес одно из них скачала ставится в нрямое положение (см. фиг. 2), при котором луч проектора, иредварнтельно отрегулированный параллельно плоскости вращения колеса, паправляется па зеркало 8 и отражается на нулевую отметку шкалы 21 сходимости. В этом положении поворотом проектора вокруг своей осн из центра 23 (см. фиг. 3) проектируется угол а развала колеса н считывается по шкале 9, а по шкале 22 (см. фиг.
2)проектора другого колеса считывается значение сходимости колес.
Для контроля соотношен; л углов поворота колес одно нз них (например, левое) поворачивается (с проектором, зажатым па поворотной оси) на определенный угол влево до боковой отметки 10 (см. фиг. 1), а на другом колесе по шкале 11 иравого экрапа считывается разница в угле поворота.
Угол поперечного нажлона оси поворота колеса проектируется из центра 24 (см. фиг.
3)на 1лкалу 12 (см. отметку 25 на фиг. 3). Для определения угла у продольного наклона осн поворота колеса колесо с зажатым нроектором поворачивается от прямого положения (с.Д1. точку 26 на фиг. 3) на определенный угол влево, ч1о контролируется положением луча на отметке 10 (см. точку 24 на фнг. 3) н поворотом проектора вокруг своей осн. Из центра 27 проектируется угол развала колеса по шкале 13 (см. точку 28 в значении у. Затем колесо новорачивается снова с зажатым проектором от центра 24 до точки 25 внраво (на расчетный угол) и в этом положении новороTO.VI проектора вокруг своей оси проектирует с оиметки 29 индексной шкалы или шакалы 15, выбранной с учетом показаний шкалы 13. угол V по шкале 14 (см. отметку 30 иа фиг. 3).
П р е д 1 е т н 3 о б р е т е н н я
Эле1ктрооптичеокий стенд для измерения углов устаиовки управляемых колес преи мущест1венно а1вто1мобилей, осдержащий проекторы, у:К|р0нлябмые на ободах управляемых колес параллельно плоскости их вращения, и экраны со шкалами, отличающийся тем, что, с целью улучшения удобства пользования и упрощения
технологии измерения и конструкции стенда, каждый экран установлен перед колесом ниже его оси враихення и снабжен дву.мя боковымн вертикальными масн1табнымн шкалами, градуированными в значениях угла продольиого наклопа оси поворота колеса и nanpaisленными вниз нз нентров отсчета, н линейной индексной шкалой, центр которой совмещен с центром одной из упомя1нутых боковых шкал.
75
2f
22
Авторы
Даты
1973-01-01—Публикация