(Л
Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к явно- полюсным роторам крупных вертикальных электрических машин.
Целью изобретения является повышение надежности.
На фиг. 1 показан ротор, частичны поперечный разрез{ на фиг. 2-4 - примеры вьшолнения каналов в .изоля- ционной шайбе, аксонометрическая проекция; на фиг. 5 - сечение А-А на фиг. 4.
Ротор состоит из обода 1, на внешнем диаметре которого закреплены по- люса 2, состоящие из сердечника 3 и обмотки 4 возбуждения. Обмотка 4 возбуждения изолирована от сердечника 3 посредством верхней изоляционной шайбы 5, а от обода - нижней изо ляционной шайбы 6.
В витках 7 обмотки 4 предусмотрены поперечные каналы 8.
Для подачи охлаждающего воздуха в каналы 8 между обмоткой 4 возбужде ния и сердечником 3 полюса предусмотрены радиальные каналы 9, в которые охлаждающий воздух поступает со стороны обода 1 через его вентиляционные каналы.
Для исключения накопления пыли и грязи в верхней части 10 канала 9 и исключения межвитковых замыканий верхняя изоляционная шайба 5 снабжена системой открытых отсасывающих каналов 11 на верхней плоскости 12 шайбы, так как выполнение каналов на этой плоскости способствует дополнительному охлаждению поверхности 12 полюсного наконечника 13.
Форма каналов 11 может быть выполнена прямоугольной 14, трапецеидальной 15, а также с элементами 16 и 17 закругления с внутренней стороны канала, обращенной к зазору между сердечником 3 и обмоткой 4 для лучшего протекания охлгикдающего воздуха в наружную сторону и выброса посторонних частиц.
Охлаждающий воздух поступает со стороны обода 1 к вертикальным кана- лам 9, а затем - в каналы 8 витка 7 обмотки 4, интенсивно охлаждая машину. Так как в верхней части 10 канала 9 образуются накопительные кар
.
g
0
5 0
0
5
0
маны-зоны, в которых откладываются постепенно посторонние частицы (пыль, грязь и др.), находящиеся в циркулирующем охлаждающем воздухе и могущие привести к образованию мостиков, замыканиям на землю и межвит- ковым замыканиям, то для отвода пы ли, грязи из части 10 протекающим воздухом и для дополнительного охлаждения поверхностей 12 полюсного нако- 1нечника 13 на верхней плоскости 12 шайбы 5 выполнена система открытых отсасывающих каналов 11. Такая же система каналов 11 может быть выполнена и на плоскости шайбы, примыкающей к верхнему витку.
Технико-экономическая эффективность изобретения заключается в повышении надежности ротора устранением образования мостиков из грязи, приводящих к замыканиям на землю и межвитковын замыканиям, а также в повышении интенсивности охлаждения полюсного наконечника.
Формула изобретения
1.Ротор гидрогенератора, содержа щий обод, закрепленные на нем полюса с полюсными наконечниками и обмотку, витки которой расположены с зазором относительно сердечника полюса с образованием радиального канала, соединенного с поперечными каналами в зоне верхних витков обмотки, изолированных от наконечников изоляционными шайбами, отличающийс я тем, что, с целью повышения надежности, упомянутые поперечные каналы расположены в изоляционной шайбе.
2.Ротор по П.1, о тлич а ю- щ и и с я тем, что упомянутые поперечные каналы выполнены с уклоном в сторону зазора между сердечниками и обмоткой.
3.Ротор по пп. 1 и 2, о тл и - чающийся тем, что упомянутые поперечные каналы имеют в продольном сечении трапецеидальную форму с закруглением кромок, обращенных в сторону зазора между сердечником и обмоткой.
/б
Фиг.2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЯВНОПОЛЮСНЫЙ РОТОР ТЯГОВОЙ СИНХРОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2004 |
|
RU2289877C2 |
ИНДУКТОР ЯВНОПОЛЮСНОГО МАГНИТОПРОВОДА | 1990 |
|
RU2024156C1 |
РОТОР СИНХРОННОЙ ЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1990 |
|
RU2046497C1 |
Ротор синхронной явнополюсной электрической машины | 1985 |
|
SU1309181A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1998 |
|
RU2131637C1 |
Полюс ротора синхронной электрической машины | 1982 |
|
SU1101970A1 |
Ротор синхронной явнополюсной электрической машины с газовым охлаждением | 1987 |
|
SU1705961A1 |
ПОЛЮС РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЕГО ОБМОТКИ ВОЗБУЖДЕНИЯ | 1991 |
|
RU2024158C1 |
Ротор вертикальной электрической машины | 1990 |
|
SU1711290A1 |
Устройство для управления вращающимся выпрямителем | 1982 |
|
SU1056384A1 |
Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения состоит в повышении 1 адежности. Ротор пщрогенератора состоит из обода 1 с полюсами 2 и обмотки,, образующей радиальный канал. Верхние витки 7 обмотки изолированы шайбами 5 и 6. В зоне BepxHirx витков расположены поперечные каналы 8, соединенные с радиальным каналом 9. Благодаря , что в изоляционной шайбе расположены поперечные каналы, обеспечивается достижение поставленной цели. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
Фиг.З
Ь
Фи8
А А
i f /
Полушкин К.П | |||
Монтаж гидроагрегатов | |||
Л.: Энергия, 1977, с | |||
Распределительный механизм для паровых машин | 1921 |
|
SU308A1 |
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
Альпер Г.И | |||
и др | |||
Охлаждение гидрогенераторов | |||
М.: Энергия, 1969, с | |||
Способ размножения копий рисунков, текста и т.п. | 1921 |
|
SU89A1 |
. |
Авторы
Даты
1988-03-15—Публикация
1986-02-04—Подача