Полюс ротора синхронной электрической машины Советский патент 1984 года по МПК H02K1/32 H02K9/08 

Описание патента на изобретение SU1101970A1

Изсбретение относится к электротехнике, а именно к крупным синхронным явнополюсным электрическим ма шинам, и может быть использовано в электротехнической промыпшенности. Известен полюс ротора, содержащий сердечник, катушку обмотки возбуждения, выполненную из шинной меди, нанагываемой на узкое ребро, насаженную на сердечник полюса, причем катушка имеет ширину, большую ширину сердечника полюса, образуя с обеих сторон Сердечника внутренние вентиляционные каналы. К указанньш каналам каждой катушки охлаждающий газ поступае из радиальных каналов остова ротора и затем через отверстия в полюсном башмаке вькодит в воздушный зазор Однако охлаждение Катушев полюсов в указанной конструкции недостаточно из-за малой площади поверхности, омываемой охлаждающим газом. Наиболее близким к изобретению Является полюс ротора синхро 1ной электрической машины, содержащий сер дечник, катушку возбуждения с изоляц ей между витками, имеюпдами обращенные к сердечнику ребра и вентиляционные каналы между сердечником и катушкой для прохождения охлаждающего газа 2 , Однако такое исполнение полюса и охлаждения катушек имеет ограничен ные возможности для. уменьшения габаритов электрической машины, В этом случае при увеличении токовой нагруз ки требуется увеличивать поверхность теплообмена, что приводит к увеличе,нию размеров катушеквозбуждения Кроме TorOj наличие ребер на внутрен ней стороне катушек значительно уве-личивает аэродинамическое сопротивление потоку газа в вентиляционном канале Цель изобретения - уменьшение габ ритов электрической машины путем улу шения охлаждения катушек возбуждения -и увеличения токовой нагрузки обмотки . Указанная цель достигается тем, что в полюса ротора синхронной электрической машины, ссодержащем сердеч ник, катушку возб твдения с изоляцией между витками имеющими обращенные к сердечнику ребра, причем между сер дечником и катушкой выполнены вентиляционные каналы для прохож,цения ох лаждающего газа, ребра имеют полукруглую форму с плавным переходом к плоскости витков, высоту, равную 0,05-0,12 ширинь вентиляционного канала, и расстояние между ребрами в 10-15 раз превышающее их высоту. На фиг. 1 показан полюс ротора синхронной электрической машины, общий вид; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1} на фиг. 3 - узел 1 на фиг. 1. Полюс синхронной явнополюсной электрической машины содержит сердечник 1 полюса, изолированный при помощи твердопрессованной изоляции 2, на котором установлена катушка 3 обмотки возбуждения. Между катушкой 3 и сердечником 1 полюса выполнены вентиляционные каналы 4, охватывающие сердечник полюса, а в полюсных башмаках 5 отверстия 6, предназначенные для охлаждения внутренней боковой поверхности катушки 3. Каналы 4 разделены изоляционными прокладками 7, например, стеклотекстолитовыми, образующими отдельные камеры 8, обеспечивающими равномерное распределение охлаждающего газа по длине сердечника, а также надежное крепление катушки на сердечнике полюса. Распределение прокладок по длине полюса выполняется таким, чтобы они совпадали с распорками, установленными на роторе между внешними сторонами смежных катушек, для предохранения от поперечного сдвига витков от тангенциальной составляющей центробежной силы катушки. Прокладки 7 могут выполняться из двух частей - клиновыми, при этом на поверхности, прилегающей к катушке, выполнены пазы против выступов витков. Катушка выполняется из шинной меди сваркой витков 9 встык (фиг. 2). Витки 9 катушки изолируются друг от друга стеклотекстолитовыми прокладками 10 или двумя слоями стеклоткани пропитанной эпоксиднофенольным лаком. Для придания монолитной формы катушка запекается при 150-160 С и заданном давлении. Катушка изолируется от полюсного башмака и остова ротора стеклотекстолитовыми шайбами 11, установленными сверху и снизу катушки, или путем изолирования верхнего и нижнего витков катушки термореактивной изоляцией. Особенностью предлагаемого полюса отличающей его от известного является наличие на внутренних сторонах витков 9 катушки в продольном направлении обращенньк к сердечнику полюса ребер, выполненных в виде выступов 12.полукруглой формы. Они выполняются с равномерным чередованием через п витков, где 1 i п 4, таким образом, расстояние между серединой соседних выступов i в 10-15 раз больше ширины Ъ выступа витка, которая принимается равной 0,05-0,12 ширины вентиляционного канала а . Сечение меди нитка практически не увеличивается. При этом форма вентиляционного канала между катушкой и сердечником полюса получается переменного сечения, где обычная ширина канала, полученная на основании вентиляционного расчета, чередуется с местными сужениями канала. Выступы 12 выполняются с радиусом кривизны, не менее величины выступа витка Ь и плавным переходом к боковой плоскости витка, выбираемым по технологическим соображениям.

Коэффициент увеличения теплоотдач с нагретой внутренней поверхности катушки к охлаждающему газу зависит от принятых размеров: величины выступа витков и шага между ними, которые определяются расчетным путем и на основании экспериментальных данных.

Меньшие размеры выступа витков и шага между ними, выраженные по отношению к ширине вентиляционного канала, принимаются в тех случаях, г когда средняя скорость газа в канале по вентиляционному расчету превышает 20-25 м/с.

Размеры выступа витка 0,1-0,12 ширины канала и с большим шагом между

ними принимаются для средней скорости газа в пределах 15-20 м/с, при этом процесс турбулизации потока пристенного слоя газа повьш1ается при небольшом росте аэродинамического сопротивления, благодаря чему общий расход газа через полюс практически не уменьшается. Окончательные величины принимаются на основании конструктивных проработок нескольких вариантов и экспериментальных данных.

Вентиляция полюса и охлаждение катушки при работе машины осуществляются за счет напора, создаваемого радиальными каналами остова и вентиляционными каналами полюсов при вращении ротора. Поток охлаждающего газа, пройдя по радиальным каналам остова, поступает в вентиляционные каналы между катушкой и полюсом и при последовательном пересечении выступов части витков катушки образует в этих зонах устойчивые вихри газа у охлаждаемой поверхности. Возникающая при этом интенсивная турбулизация газового потока у охлаждаемой поверхности обеспечивает эффективную теплоотдачу от катушки к газу и ее охлаждение.

. Указанная конструкция полюса ротора синхронной машины позволяет существенно повысить токовую нагрузку обмотки возбуждения ротора без увеличения высоты полюсов и добавления

витков и массы меди катушек возбуждения и тем самым уменьшить активные размеры и общую массу машины, имеющей эффективное охлаждение обмотки статора, например водяное. При этом улуч0 шаются технические и эксплуатацион,ные характеристики машины.

CM

-6-Ф-4

Похожие патенты SU1101970A1

название год авторы номер документа
Ротор синхронной явнополюсной электрической машины с газовым охлаждением 1987
  • Пекне Владимир Зусевич
  • Краев Леонид Павлович
  • Русаков Геннадий Ермолаевич
SU1705961A1
Ротор синхронной явнополюсной машины 1981
  • Бирюков Юрий Александрович
  • Радченко Юрий Николаевич
  • Фишлер Лев Яковлевич
SU987745A1
РОТОР СИНХРОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2004
  • Тилес Сергей Александрович
  • Виноградов Евгений Николаевич
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2279749C1
Полюс синхронной явнополюсной электрической машины 1990
  • Пронько Юрий Борисович
  • Лейбович Анатолий Романович
  • Кухарев Александр Сергеевич
SU1778871A1
Ротор синхронной явнополюсной электрической машины 1982
  • Виноградов Евгений Николаевич
  • Пинский Григорий Борисович
  • Папер Александр Соломонович
SU1032531A1
Ротор синхронной явнополюсной электрической машины 1978
  • Пекне Владимир Зусевич
SU777775A1
Ротор синхронной явнополюсной машины 1981
  • Воробей Валерий Константинович
  • Глебов Игорь Алексеевич
  • Пекне Владимир Зусевич
  • Федоров Владимир Феодосьевич
SU1040568A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КАТУШКИ ПОЛЮСА РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1992
  • Краев Л.П.
  • Пекне В.З.
RU2036545C1
Система охлаждения ротора электрической синхронной машины 1959
  • Домбровский В.В.
  • Дубинин В.Г.
  • Еремеев А.С.
  • Иванов Н.П.
  • Ипатов П.М.
  • Каплан М.Я.
  • Левчук Ф.М.
  • Прутковский С.А.
  • Филиппов И.Ф.
  • Школьник Э.Д.
SU127738A1
НЕЯВНОПОЛЮСНЫЙ РОТОР СИНХРОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2011
  • Новосельцев Михаил Сарпионович
  • Замира Юрий Васильевич
RU2485659C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 101 970 A1

Реферат патента 1984 года Полюс ротора синхронной электрической машины

ПОЛЮС РОТОРА СИНХРОННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий сердечник, катушку возбуждения с изоляцией между витками, имеющими обращенные к сердечнику ребра, причем между сердечником и катушкой выполнены вентиляционные каналы для прохождения охлаждающего газа, отличающийся тем, что, с целью уменьшения габаритов электрической машины путем улучшения охлаждения катушки возбуждения и увеличения токовой нагрузки обмотки, ребра имеют полукруглую форму с плавным переходом к плоскости витков, высоту, равную ОJ05-0,12 ширины вентиляционного канала и расстояние между ребрами в С 10-15 раз превьш)ающее их высоту. S со

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1984 года SU1101970A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Пекне В.З
Синхронные компенсаторы
М., Энергия, 1980, с
Способ сужения чугунных изделий 1922
  • Парфенов Н.Н.
SU38A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
ЖИДКОСТЬ ДЛЯ ГЛУШЕНИЯ СКВАЖИН 2016
  • Федоренко Виталий Юрьевич
  • Якупов Ильяс Юсупович
  • Булыгина Татьяна Владимировна
  • Петухов Алексей Сергеевич
  • Давыдов Николай Александрович
  • Заров Андрей Анатольевич
  • Галиев Азат Аглямутдинович
RU2617661C1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

SU 1 101 970 A1

Авторы

Пекне Владимир Зусевич

Дрейцер Генрих Александрович

Школьник Марк Ефимович

Даты

1984-07-07Публикация

1982-03-01Подача