со
1Ю
ел
4:
Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к системам автоматического регулирования тенлового состояния двигателя.
Цель изобретения - повышение долговечности путем снижения износа фрикционной муфты.
На чертеже представлен привод вентилятора двигателя внутреннего сгорания в выключенном состоянии.
Привод вентилятора размешен на водяном насосе системы охлаждения двигателя. В корпусе 1 насоса расположен вал 2, на конце которого закреплен шкив 3. В шкиве 3 расположена бустерная полость 4 с подвижной стенкой 5, выполненной в виде эластичной диафрагмы. В вале 2 выполнены каналы 6 и 7 для подачи масла в бус- терную полость 4. К шкиву 3 крепится корпус 8 фрикционной муфты, в котором размещены ведомый диск 9 с фрикционными накладками 10 и ведущий диск 11. Под воздействием разжимных пружин 12 ведущий диск 11 отжат к подвижной стенке 5 бустерной полости 4, т. е. фрикционная муфта разомкнута. При помощи шлицевого соединения ведомый диск 9 соединен с ведомым валом 13, на конце которого закреплен вентилятор 14. На корпусе 1 водяного насоса установлен включатель, в корпусе 15 которого размещены золотник 16, плунжер 17 и поджимающая пружина 18. На корпусе 15 включателя закреплен датчик 19 температуры, чувствительный элемент которого размещен в полости 20 водяного насоса. Плунжер 17 одним концом упирается в шток 21 датчика 19 температуры, а другим - в возвратную пружину 22. В золотнике 16 соосно с плунжером 17 выполнено сквозное продольное отверстие 23, охватывающее плунжер 17 и сообщающее между собой первую и вторую полости 24 и 25 включателя, расположенные по обе стороны от золотника 16. Первая полость 24 размещена в крышке 26 включателя и через жиклер 27 сообщена с системой смазки двигателя. Вторая полость 25 включателя через отверстие 28 сообщена со сливом в картер двигателя. Поджимающая пружина 18 размещена во второй полости 25 включателя и подключена к золотнику 16, причем жесткость этой пружины выполнена меньшей, чем результат деления силы давления масла, действующей на золотник 16, на величину заданной деформации пружины. В золотнике 16 выполнена канавка 29, в а в корпусе 15 включателя и в корпусе 1 насоса выполнены каналы 30 и 31 подвода масла в бустерную полость 4 из системы смазки.
Привод вентилятора двигателя внутреннего сгорания работает следующим образом.
Шкив 3 посредством клиноременной передачи приводится во вращение от коленчатого вала двигателя. В включенном положении, когда температура жидкости в системе охлаждения двигателя не достигла температуры начала срабатывания датчика 19 температуры, шток 21 и плунжер 17 находятся в нижнем положении, а золотник 16 под действием поджимающей пружины 18 - в верхнем положении, пе0 рекрывая при этом подачу масла из системы смазки в канал 30. Масло из системы смазки через жиклер 27, первую полость 24 включателя, отверстие 23 а в золотнике 16, вторую полость 25 включателя и отверстие 28 поступает на слив в картер двигателя.
Поскольку бустерная полость 4 и система смазки разобщены золотником 16, давления в полости 4 нет и ведущий диск 11 под действием пружин 12 отжат к подвиж0 ной стенке 5, фрикционная муфта разомкнута и крутящий момент на вентилятор 14 не передается.
При достижении температурой воды в системе охлаждения значения, при котором начинает срабатывать датчик 19 температу5 ры, его шток 21 перемещает плунжер 17 вверх, по направлению к золотнику 16, сжимая при этом возвратную пружину 22. По мере роста температуры плунжер 17 приближается к золотнику 16 и уменьшает проходное сечение отверстия 23, повышая тем самым давление масла в первой полости 24 включателя. В момент, когда усилие от давления масла на золотник 16 превысит усилие поджимающей пружины 18, золотник 16 перемещается в нижнее положение. При этом плунжер 17 входит в отверстие 23 золотника 16 и давление в первой полости 24 включателя становится равным давлению в системе смазки. Перемещение золотника 16 происходит скачкообразно, т. к. при его трогании с места
0 в сторону плунжера 17 проходное сечение отверстия 23 для масла, перетекающего из первой полости 24. включателя во вторую, становится еще меньше и это, в свою очередь, влечет еще большее нарастание давления в первой полости 24 включателя. Таким образом исключается возможность нахождения золотника 16 в промежуточном положении.
Оказавшись в нижнем положении, золот- Q ник 16 открывает доступ масла из системы смазки по каналам 30, 31, 6 и 7 в бустерную полость 4. Давление в ней возрастает, диафрагма 5 прогибается, прижимает ведущий диск 11 к ведомому диску 9 и включает фрикционную муфту. Крутящий 5 момент от щкива 3 через фрикционную муфту передается на вентилятор 14, который начинает вращаться с угловой скоростью шкива 3.
0
5
При снижении температуры жидкости в системе охлаждения под действием возвратной пружины 22 плунжер 17 перемещается в обратном направлении и постепенно приоткрывает отверстие 23 в золотнике 16. Давление в первой полости включателя падает, и в момент, когда усилие поджимающей пружины 18 превысит усилие 7 от воздействия на золотник 16 давления масла, он скачкообразно перемещается в
муфту, бустерную полость с подвижной стенкой и включатель, снабженный золотником, разделяющим внутренний объем включателя на первую и вторую полости, и возвратной пружиной, связанной со штоком датчика температуры, и установленный в магистрали подачи масла из системы смазки в бустерную полость, отличающийся тем, что, с целью повыщения долговечности путем снижения износа фрикционной муфты.
верхнее положение. Доступ масла в бус- Ю включатель дополнительно снабжен поджи- терную полость прекращается, пружины 12мающей пружиной и плунжером, причем
размыкают фрикционную муфту, вентилятор 14 останавливается.
плунжер установлен между щтоком датчика температуры и возвратной пружиной, золотник выполнен с отверстием, охватывающим
буксовки фрикционной муфты при ее вклю- с плунжер и сообщающим между собой пер- чении и выключении снижают износ фрик-вую и вторую полости включателя, первая
полость включателя сообщена с системой смазки, вторая - со сливом масла и в ней размещена подключенная к золотнику поджимающая пружина, жесткость которой вы- 20 полнена меньщей, чем результат деления силы давления масла, действующей на золотник, на величину заданной деформации пружины.
Таким образом, путем исключения проционных дисков, что повышает долговечность муфты, и надежность привода в целом.
Формула изобретения
Привод вентилятора двигателя внутреннего сгорания, содержащий фрикционную
муфту, бустерную полость с подвижной стенкой и включатель, снабженный золотником, разделяющим внутренний объем включателя на первую и вторую полости, и возвратной пружиной, связанной со штоком датчика температуры, и установленный в магистрали подачи масла из системы смазки в бустерную полость, отличающийся тем, что, с целью повыщения долговечности путем снижения износа фрикционной муфты.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Муфта сцепления и привод ее управления | 1977 |
|
SU1004681A1 |
МУФТА ИЗМЕНЕНИЯ УГЛА ОПЕРЕЖЕНИЯ НАЧАЛА ПОДАЧИ ТОПЛИВА | 1996 |
|
RU2109978C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО СТАБИЛИЗАЦИИ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2004 |
|
RU2288383C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВКИ ФАЗ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ | 1998 |
|
RU2133348C1 |
Система смазки и управления фрикционной муфты сцепления | 2020 |
|
RU2730801C1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА | 1971 |
|
SU293146A1 |
МНОГОДИСКОВАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 1970 |
|
SU258863A1 |
Стенд для испытания гидравлических фрикционных муфт коробки передач | 1983 |
|
SU1139991A1 |
Система включения фрикционных муфт с гидравлическим управлением судового зубчатого редуктора | 2020 |
|
RU2753978C1 |
СИСТЕМА ДЛЯ ПОДАЧИ ТОПЛИВА В ДИЗЕЛЬ | 2004 |
|
RU2290526C2 |
Изобретение относится к системам автоматического регулирования теплового состояния двигателя. Цель изобретения - повышение долговечности путем снижения износа фрикционной муфты. Подвижная стенка 5 бустерной полости 4 выполнена в виде эластичной диафрагмы. Включатель установлен в магистрали подачи масла из системы смазки в полость 4. Золотник 16 разделяет внутренний объем включателя на полости 24 и 25 и выполнен с отверстием 23, охватывающим плунжер 17, установленный между штоком 21 датчика 19 т-ры и возвратной пружиной 22, связанной со штоком. Отверстие 23 сообщает межд собой полости 24 и 25, первая из которых сообщена с системой смазки, а вторая - со сливом масла и в ней размеи1,ена подключенная к золотнику поджимающая пружина 18. Жесткость пружины 18 выполнена меньщей, чем результат деления силы давления масла, действующей на золотник, на величину заданной деформации пружины. Путем исключения пробуксовки фрикционной муфты при включении и выключении снижают износ фрикционных дисков, что повЕз1шает долговечность муфты. 1 ил. S (Л
ЧУГУН | 2006 |
|
RU2314357C1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Шеститрубный элемент пароперегревателя в жаровых трубках | 1918 |
|
SU1977A1 |
Авторы
Даты
1988-07-30—Публикация
1986-07-02—Подача