Изобретение относится к механизмам с Трансмиссией трансиортных средств.
Известны муфты, содержащие пакет фрикционных дисков, установленный в корпусе, разделенном поршнем на две полости для подачи рабочей жидкости под давлением, одна из которых предназначена для предварительного сЛСатия дисков, а другая - для окончательного пх сжатия. Однако в таких муфтах возникают большие динамические нагрузки.
Отличием предлагаемой муфты является то, что полость окончательного сжатия дисков соедииена с атмосферой, а в норшне вынолнено дроссельное отверстие для нодачи иод давлением рабочей жидкости, сжимаюш,ей атмосферный воздух и осуществляюшей плавное нарастан.ие усилия сжатия дисков. При этом в дниш.е поршня смонтированы толкатели, обесиечиваюш.ие гарантированный зазор между поршнем и пакетом фрикцпопиых дисков при иеремендении поршня. Полость окончательного сжатия дисков соеди1нена с атмосферой посредством отверстий в поршне или клапана. Такое выполнение обеспечивает снижеппе динамических нагрузок.
На фиг. 1 показана фрикциопиая муфта в разрезе; на фиг. 2 - мехаиизмы толкателя шарикового типа (а), цилиндрического типа (б) л с гидра1влпческим ноджатием (в) в разрезах; на фиг. 3 - схема клапана, обеспечивающего увеличение количества поступившего в полость цилиндра воздуха.
Фрикционная муфта состоит из корпуса /, образующего с поршнем 2 две полости А и
Б цилиндра, уплотняемые кольцами 3-5. Между нажимной поверхностью поршня и упорнылг диском 6, закрепленном в корпусе стопорным кольцом 7, расположены ведущ 1с 8 п ведомые 9 диски. В отверстиях поршпя
п опоры 10 пружии расиоложены пружины // для возврата поршня в исходное положение. Полость А соедииена с каналом подвода масла одним пли несколькими отверстиями 2.
Полость Б соединена с атмосферой одним илл несколькими отверстпямп 13, предназначеннымп для впуска воздуха, а также с каналом подвода масла под давлением посредством дроссельного отверстия 14, выполнениого, например, в поршне между полостями А и Б. Е иоршпе расположены толкатели, напрпмер. в виде шариков 15, поджимаемых пружинами 16, обеспечивающими выступаппе толкателей над поверхностью поршпя, сжпмающей дпски. Толкатели могут быть выполнены также в виде подпружиненных плунжеров 17 или таких же плунжеров 18, поджимаемых давлением масла, подводимого по каналу 19 из канала подвода под давлеты или из полости А предварительного сжатия дисков.
Другой вариант устройства, обеспечивающий более полное заполнение полости Б цилиндра воздухом, представляет собой золотник 20, поджатый пружиной 21, расположенный, например, в стенке корпуса или в поршне. Полость Б соединена с атмосферой отверстием 22. Между полостью Б и клапаном расположен дроссель 23. Торец золотника 20 соединен каналом 24 с полостью А. Вместо золотникового клапана может быть применен шариковый либо грибковый клапан.
Фрикционная муфта работает следующим образом.
При включении муфты масло подается под давлением в полость А через отверстия 12, и норшень 2 быстро перемещается, выбирая зазоры между дисками 5 и 9, и обеспечивает предварительное их сжатие, при котором начинается буксование муфты.
При иеремеш.ении порщня в полость Б через зазор между диском 8 и нажимной поверхностью порщня 2, обеспечиваемый толкателями, и отверстие 13 в поршне засасывается воздух. Количество масла, поступающего в полость Б в процессе перемещения порщня, незначительно в связи с кратковременностью этого процесса и малым диаметром отверстия J4.
В момент сжатия дисков толкатели утапливаются заподлицо с нажимной поверхностью порщня, сжимая иружины 16 (или выдавливая масло).
Прижатие нажимной поверхности порщня к плоскости диска 8 обеспечивает герметичное закрытие отверстий 13. Масло, поступающее под давлением через отверстие 14 в полость Б, плавно изменяет давление от нуля до рабочего в канале подвода масла, производя дожатие дисков и обеспечивая необходимый запас момента трения.
Таким образом предложенная фрикционная муфта обеспечивает нарастание усилия сл ;атия дисков, что позволяет увеличить долговечность узлов и деталей трансмиссии путем всасывания воздуха в полость Б цилиндра при движении поршня и последующего сжатия воздуха давлением масла после соприкосновения дисков.
При соединении отверстий 12 подвода масла на включение со сливом порщень 2 возвращается в исходное положение посредством механизма возврата, выполненного, например, в виде пружин //.
В варианте фрикционной муфты с клапаном
открытием и закрытием отверстия 22 впуска воздуха и дросселя 23 управляет золотник 20. При перемещении поршня 2 воздух в полости Б засасывается через открытое отверстие 22. Дроссель 23 закрыт золотником 20, поджимаемым пружиной 21, и масло в полость Б не постунает. После выбора зазора между дисками в полости Л начинает возрастать давление, сжимающее диски. При определенной величине давления в полости А масло, (воздействия на торец золотника 20 через канал 24, преодолевает усилие пружины 21 и центробежного усилия золотника 20 и перемещает последний в нижнее положение, в результате чего вначале закрывается отверстие впуска воздуха боковой поверхности золотника 20, а затем открывается дроссель 23, через который поступает под давлением масло в полость Б, осуществляя
плавное увеличение в ней давления, а значит и усилия сжатия дисков.
Таким образом, в этом варианте также обеспечивается плавное увеличение усилия сжатия дисков в процессе включения гидравлического цилиндра. Однако в этом случае за счет усложнения конструкции удается несколько увеличить наполнение полости Б воздухом.
Предмет изобретения
1. Фрикционная муфта, содержащая пакет фрикционных дисков, установленный в корпусе, разделенном порщнем на две полости
для подачи рабочей жидкости под давлением, одна из которых предназначена для предварительного сжатия дисков, а другая - для окончательного их сжатия, отличающаяся тем, что, с делью снижения динамических нагрузок, полость окончательного сжатия дисков соединена с атмосферой, а в поршне выполнено дроссельное отверстие для подачи под давлением рабочей жидкости, сжимающей атмосферный воздух и осуществляющей плавное
нарастание усилия сжатия дисков, при этом в днище поршня смонтированы толкатели, обеспечивающие гарантированный зазор между поршнем и пакетом фрикционных дисков при перемещении поршня.
2. Муфта по п. I, отличающаяся тем, что полость окончательного сжатия дисков соединена с атмосферой посредством отверстий, выполненных в поршне. 3. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что,
полость окончательного сжатия дисков соединена с атмосферой посредством клапана.
ч «
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА | 1973 |
|
SU394603A1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА | 1971 |
|
SU430247A1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА | 1973 |
|
SU408075A1 |
Фрикционная муфта | 1974 |
|
SU553372A1 |
Устройство для переключения ступеней в коробке передач | 1977 |
|
SU734030A2 |
МНОГОДИСКОВАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 1970 |
|
SU258863A1 |
В П Т Б | 1973 |
|
SU397698A1 |
ФРИКЦИОННАЯ МНОГОДИСКОВАЯ МУФТА С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ УПРАВЛЕНИЕМ | 1971 |
|
SU289695A1 |
Устройство для переключения ступеней в коробке передач | 1986 |
|
SU1346459A1 |
Дисковая муфта | 1979 |
|
SU842282A2 |
§ v
чэ -tvj 5s
е ча 5J
24- . 2tf 21 23 3
1 A it2
us 3
Даты
1971-01-01—Публикация