ФРИКЦИОННАЯ МУФТА Советский патент 1971 года по МПК F16D25/638 

Описание патента на изобретение SU293146A1

Изобретение относится к механизмам с Трансмиссией трансиортных средств.

Известны муфты, содержащие пакет фрикционных дисков, установленный в корпусе, разделенном поршнем на две полости для подачи рабочей жидкости под давлением, одна из которых предназначена для предварительного сЛСатия дисков, а другая - для окончательного пх сжатия. Однако в таких муфтах возникают большие динамические нагрузки.

Отличием предлагаемой муфты является то, что полость окончательного сжатия дисков соедииена с атмосферой, а в норшне вынолнено дроссельное отверстие для нодачи иод давлением рабочей жидкости, сжимаюш,ей атмосферный воздух и осуществляюшей плавное нарастан.ие усилия сжатия дисков. При этом в дниш.е поршня смонтированы толкатели, обесиечиваюш.ие гарантированный зазор между поршнем и пакетом фрикцпопиых дисков при иеремендении поршня. Полость окончательного сжатия дисков соеди1нена с атмосферой посредством отверстий в поршне или клапана. Такое выполнение обеспечивает снижеппе динамических нагрузок.

На фиг. 1 показана фрикциопиая муфта в разрезе; на фиг. 2 - мехаиизмы толкателя шарикового типа (а), цилиндрического типа (б) л с гидра1влпческим ноджатием (в) в разрезах; на фиг. 3 - схема клапана, обеспечивающего увеличение количества поступившего в полость цилиндра воздуха.

Фрикционная муфта состоит из корпуса /, образующего с поршнем 2 две полости А и

Б цилиндра, уплотняемые кольцами 3-5. Между нажимной поверхностью поршня и упорнылг диском 6, закрепленном в корпусе стопорным кольцом 7, расположены ведущ 1с 8 п ведомые 9 диски. В отверстиях поршпя

п опоры 10 пружии расиоложены пружины // для возврата поршня в исходное положение. Полость А соедииена с каналом подвода масла одним пли несколькими отверстиями 2.

Полость Б соединена с атмосферой одним илл несколькими отверстпямп 13, предназначеннымп для впуска воздуха, а также с каналом подвода масла под давлением посредством дроссельного отверстия 14, выполнениого, например, в поршне между полостями А и Б. Е иоршпе расположены толкатели, напрпмер. в виде шариков 15, поджимаемых пружинами 16, обеспечивающими выступаппе толкателей над поверхностью поршпя, сжпмающей дпски. Толкатели могут быть выполнены также в виде подпружиненных плунжеров 17 или таких же плунжеров 18, поджимаемых давлением масла, подводимого по каналу 19 из канала подвода под давлеты или из полости А предварительного сжатия дисков.

Другой вариант устройства, обеспечивающий более полное заполнение полости Б цилиндра воздухом, представляет собой золотник 20, поджатый пружиной 21, расположенный, например, в стенке корпуса или в поршне. Полость Б соединена с атмосферой отверстием 22. Между полостью Б и клапаном расположен дроссель 23. Торец золотника 20 соединен каналом 24 с полостью А. Вместо золотникового клапана может быть применен шариковый либо грибковый клапан.

Фрикционная муфта работает следующим образом.

При включении муфты масло подается под давлением в полость А через отверстия 12, и норшень 2 быстро перемещается, выбирая зазоры между дисками 5 и 9, и обеспечивает предварительное их сжатие, при котором начинается буксование муфты.

При иеремеш.ении порщня в полость Б через зазор между диском 8 и нажимной поверхностью порщня 2, обеспечиваемый толкателями, и отверстие 13 в поршне засасывается воздух. Количество масла, поступающего в полость Б в процессе перемещения порщня, незначительно в связи с кратковременностью этого процесса и малым диаметром отверстия J4.

В момент сжатия дисков толкатели утапливаются заподлицо с нажимной поверхностью порщня, сжимая иружины 16 (или выдавливая масло).

Прижатие нажимной поверхности порщня к плоскости диска 8 обеспечивает герметичное закрытие отверстий 13. Масло, поступающее под давлением через отверстие 14 в полость Б, плавно изменяет давление от нуля до рабочего в канале подвода масла, производя дожатие дисков и обеспечивая необходимый запас момента трения.

Таким образом предложенная фрикционная муфта обеспечивает нарастание усилия сл ;атия дисков, что позволяет увеличить долговечность узлов и деталей трансмиссии путем всасывания воздуха в полость Б цилиндра при движении поршня и последующего сжатия воздуха давлением масла после соприкосновения дисков.

При соединении отверстий 12 подвода масла на включение со сливом порщень 2 возвращается в исходное положение посредством механизма возврата, выполненного, например, в виде пружин //.

В варианте фрикционной муфты с клапаном

открытием и закрытием отверстия 22 впуска воздуха и дросселя 23 управляет золотник 20. При перемещении поршня 2 воздух в полости Б засасывается через открытое отверстие 22. Дроссель 23 закрыт золотником 20, поджимаемым пружиной 21, и масло в полость Б не постунает. После выбора зазора между дисками в полости Л начинает возрастать давление, сжимающее диски. При определенной величине давления в полости А масло, (воздействия на торец золотника 20 через канал 24, преодолевает усилие пружины 21 и центробежного усилия золотника 20 и перемещает последний в нижнее положение, в результате чего вначале закрывается отверстие впуска воздуха боковой поверхности золотника 20, а затем открывается дроссель 23, через который поступает под давлением масло в полость Б, осуществляя

плавное увеличение в ней давления, а значит и усилия сжатия дисков.

Таким образом, в этом варианте также обеспечивается плавное увеличение усилия сжатия дисков в процессе включения гидравлического цилиндра. Однако в этом случае за счет усложнения конструкции удается несколько увеличить наполнение полости Б воздухом.

Предмет изобретения

1. Фрикционная муфта, содержащая пакет фрикционных дисков, установленный в корпусе, разделенном порщнем на две полости

для подачи рабочей жидкости под давлением, одна из которых предназначена для предварительного сжатия дисков, а другая - для окончательного их сжатия, отличающаяся тем, что, с делью снижения динамических нагрузок, полость окончательного сжатия дисков соединена с атмосферой, а в поршне выполнено дроссельное отверстие для подачи под давлением рабочей жидкости, сжимающей атмосферный воздух и осуществляющей плавное

нарастание усилия сжатия дисков, при этом в днище поршня смонтированы толкатели, обеспечивающие гарантированный зазор между поршнем и пакетом фрикционных дисков при перемещении поршня.

2. Муфта по п. I, отличающаяся тем, что полость окончательного сжатия дисков соединена с атмосферой посредством отверстий, выполненных в поршне. 3. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что,

полость окончательного сжатия дисков соединена с атмосферой посредством клапана.

ч «

Похожие патенты SU293146A1

название год авторы номер документа
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА 1973
  • В. П. Тарасик, В. Я. Корейво, И. С. В. Кежун М. Н. Жук
SU394603A1
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА 1971
SU430247A1
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА 1973
  • М. Н. Жук, Тарасик, В. Я. Корейво И. С. В. Кежун
SU408075A1
Фрикционная муфта 1974
  • Корейво Вацлав Янович
  • Зотов Анатолий Васильевич
  • Митяев Альберт Федорович
SU553372A1
Устройство для переключения ступеней в коробке передач 1977
  • Корейво Вацлав Янович
  • Митяев Альберт Федорович
  • Гурленя Валерий Николаевич
  • Знак Иван Александрович
SU734030A2
МНОГОДИСКОВАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ 1970
SU258863A1
В П Т Б 1973
  • В. Я. Корейво В. П. Тарасик
SU397698A1
ФРИКЦИОННАЯ МНОГОДИСКОВАЯ МУФТА С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ УПРАВЛЕНИЕМ 1971
  • Л. Сироткин, А. В. Зотов, А. С. Лосьмаков, А. Ф.
  • В. Я. Корейво
SU289695A1
Устройство для переключения ступеней в коробке передач 1986
  • Корейво Вацлав Янович
  • Митяев Альберт Федорович
  • Гурленя Валерий Николаевич
  • Знак Иван Александрович
SU1346459A1
Дисковая муфта 1979
  • Корейво Вайлав Янович
  • Митяев Альберт Федорович
  • Гурленя Валерий Николаевич
SU842282A2

Иллюстрации к изобретению SU 293 146 A1

Реферат патента 1971 года ФРИКЦИОННАЯ МУФТА

Формула изобретения SU 293 146 A1

§ v

чэ -tvj 5s

е ча 5J

24- . 2tf 21 23 3

1 A it2

us 3

SU 293 146 A1

Даты

1971-01-01Публикация