Изобретение относится к криогенным электрическим машинам (КЭМ), в частности к ротору этих машин, имеющему сверхпроводниковую или гиперпроводниковую обмотку возбуждения.
Целью изобретения является увеличение эксплуатационной надежности ротора путем предотвращения переохлаждения устройства уплотнения хладагента.
На фиг. 1 изображен общий вил ротора криогенной электрической машины; на фиг. 2 - цапфа ротора с электронагревателем (разрез А-А на фиг. 1) и устройство уплотнения хладагента; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 2.
Ротор содержит обмотку возбуждения 1, хвостовину ротора 2, трубы 3, 4 вакуумированного трубопровода подачи хладагента, тракт 5 выхода хладагента, электродвигатель 6, контактные кольца 7 и узел 8 уплотнения хладагента.
Электронагреватель 6 содержит нагревательный элемент 9, каналы 10 прохода хладагента, корпусную изоляцию 11, прокладки 12 и выводы 13.
При криостатировании обмотки возбуждения 1 хладагент подается в вакуумированный трубопровод и затем поступает на охлаждение указанной обмотки до рабочей температуры.
Отработанный газообразный хладагент с пониженной относительно окружающей среды температурой поступает в тракт 5, образованный хвостовиной ротора 2 и трубой 3, затем в канал 10, образованный нагревательным элементом 9 электронагревателя 6. В каналах 10 выходящий хладагент подогревается до величины, обеспечивающей нормальную работу узла 8 уплотнения и поступает в это устройство, а затем на выход из ротора.
Электродвигатель может быть снабжен системой регулирования температуры выходящего хладагента.
Причиной переохлаждения узла уплотнения хладагента в роторе является недогрев выходящего из ротора хладагента относительно окружающей среды.
Величина недогрева выходящего хладагента определяется конструкцией ротора и может достигать десятков градусов.
В переходных режимах работы ротора (остановка машины с последующим пуском, ускоренное захолаживание обмотки, работа ротора с низкими частотами вращения и др. ) расход хладагента увеличивается, например, при ускоренном захолаживании обмотки после ее перехода в нормальное состояние, при этом величина недогрева хладагента по сравнению с нормальным режимом увеличивается.
Так как работа ротора в переходных режимах проходит с пониженной частотой вращения, то тепловыделение от трения в уплотнении устройства по сравнению с нормальным режимом уменьшается, в то же время увеличивается недогрев хладагента, контактирующего с этим уплотнением, что может привести к переохлаждению указанного устройства, замерзанию уплотняющей жидкости и выходу из строя уплотнения.
Для предотвращения замерзания уплотнения предлагается повысить температуру выходящего из ротора хладагента путем подогрева его внутри тракта перед узлом уплотнения хладагента.
(56) Патент ФРГ N 3043884, кл. H 02 K 9/197, 1983.
Авторское свидетельство СССР N 635563, кл. H 02 K 9/197, 1974.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РОТОР КРИОГЕННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1984 |
|
SU1208994A1 |
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С КРИОГЕННЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 1985 |
|
SU1346011A1 |
Система криообеспечения | 2016 |
|
RU2616147C1 |
Установка для исследования теплофизических параметров криогенных хладагентов в поле центробежных сил | 1983 |
|
SU1165956A2 |
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ СО СВЕРХПРОВОДЯЩЕЙ ОБМОТКОЙ ВОЗБУЖДЕНИЯ | 1979 |
|
SU805901A1 |
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С КРИОГЕННЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 1984 |
|
SU1256637A1 |
АДСОРБЦИОННЫЙ НАСОС | 2001 |
|
RU2208182C1 |
Ротор электрической машины с криогенным охлаждением | 1979 |
|
SU786806A1 |
Криостат для проведения физических экспериментов | 2023 |
|
RU2820222C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСОКИМ ДАВЛЕНИЕМ В ПЕРИОДИЧЕСКИ ФУНКЦИОНИРУЮЩЕЙ СУПЕРКРИТИЧЕСКИ ХОЛОДИЛЬНОЙ СХЕМЕ | 2005 |
|
RU2373462C2 |
Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения состоит в увеличении эксплуатационной надежности путем предотвращения переохлаждения. Ротор криогенной электрической машины содержит узел уплотнения хладагента, расположенный на его хвостовике 2, трубопровод подачи и тракт 5 выхода хладагента. Благодаря тому, что ротор снабжен электронагревателем 6 с каналами, расположенным в тракте выхода перед узлом уплотнения, обеспечивается достижение поставленной цели. 3 ил.
РОТОР КРИОГЕННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащий вакуумированный трубопровод подачи хладагента и тракт выхода хладагента, узел уплотнения хладагента, расположенный на хвостовине ротора со стороны подачи хладагента, отличающийся тем, что, с целью увеличения эксплуатационной надежности путем предотвращения переохлаждения, ротор снабжен электронагревателем с каналами для прохода хладагента, расположенным в тракте выхода перед узлом уплотнения хладагента.
Авторы
Даты
1994-04-30—Публикация
1986-07-07—Подача