РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С КРИОГЕННЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ Советский патент 1994 года по МПК H02K9/197 H02K55/02 

Описание патента на изобретение SU1346011A1

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электрическим машинам с криогенным охлаждением.

Целью изобретения является повышение эксплуатационной надежности ротора путем уменьшения аксиальных размеров при обеспечении минимальных теплопритоков к зоне криостатирования.

На фиг. 1 изображен ротор электрической машины с криогенным охлаждением, продольный разрез; на фиг. 2 показаны расположение стержней относительно колец и каналы для прохода парообразного хладагента.

Ротор содержит каркас 1 со сверхпроводниковой обмоткой возбуждения 2, элементы механического крепления 3, соединяющие каркас 1 с криостатом 4, узел 5 повода хладагента в ротор и узел 6 отвода паров.

Механическое крепление 3 образовано кольцами 7, 8, установленными у хвостовиков 9 ротора, и чередующимися под углом стержнями 10, 11, один из концов 12 которых прикреплен соответственно к кольцам 7, 8, другой конец 13 - к противоположной части каркаса 1 по длине 1, т. е. соседние стержни прикреплены к противолежащим кольцам и частям каркаса с образованием клетки.

Толщина колец 7, 8, размеры и количество стержней 10, 11, угол α и длина 1 выбираются из условий обеспечения механической прочности и допустимости теплопритока к зоне криостатирования.

Профиль стержней 10, 11, может быть любой формы, удобной для конкретного конструктивного исполнения.

При необходимости дополнительного снижения теплопритока по элементам механического крепления 3 за счет их охлаждения по каналам 14 (см. фиг. 2), выполненным в кольцах 7, 8 и стержнях 10, 11, пропускаются отходящие газы гелия из каркаса 1.

При работе ротора элементы механического крепления 3, передают вращающий момент от каркаса 1 с обмоткой возбуждения 2 к хвостовикам 9 и одновременно создают необходимое термическое сопротивление для ограничения теплопритока от хвостовин ротора к зоне криостатирования.

Использование предлагаемого технического решения позволит уменьшить аксиальные размеры ротора и эффективно использовать длину самого каркаса для расположения стержней элементов механического крепления.

Такое расположение стержней дает возможность в широких пределах варьировать длиной и сечением их для обеспечения минимального теплопритока в обмотке возбуждения.

Кроме того, предлагаемое техническое решение выполняет функции демпфера крутильных колебаний ротора, возникающих при к. з. , что позволяет значительно снизить величину ударных моментов, действующих на его узлы, и повысить таким образом эксплуатационную надежность работы ротора электрической машины с криогенным охлаждением. (56) Патент Великобритании N 1315302, кл. H 02 K 9/19, 1971.

Авторское свидетельство СССР N 629602, кл. H 02 K 9/197, 1978.

Похожие патенты SU1346011A1

название год авторы номер документа
РОТОР КРИОГЕННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1986
  • Душков Н.С.
  • Васюков С.А.
  • Кузнецов Б.В.
  • Мальцев В.В.
  • Русаков М.А.
  • Самойлов С.Ф.
SU1414272A1
Ротор электрической машины 1977
  • Белов Владимир Борисович
  • Веселовский Андрей Серафимович
  • Гаврилов Леонид Аркадьевич
  • Самойлов Савосьян Федорович
  • Трусов Николай Борисович
SU629602A1
Ротор электрической машины со сверхпроводящей обмоткой возбуждения 1976
  • Лепехин Владимир Михайлович
SU588596A1
Система криообеспечения 2016
  • Фирсов Валерий Петрович
  • Ковалев Константин Львович
  • Антюхов Илья Владимирович
  • Верещагин Максим Михайлович
  • Равикович Юрий Александрович
  • Холобцев Дмитрий Петрович
  • Ермилов Юрий Иванович
  • Балабошко Николай Георгиевич
  • Тимушев Сергей Федорович
RU2616147C1
Электрическая машина 1977
  • Гаврилов Леонид Аркадьевич
  • Белов Владимир Борисович
  • Трусов Николай Борисович
SU678598A1
РОТОР КРИОГЕННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1984
  • Трусов Н.Б.
  • Душков Н.С.
  • Коварский М.Е.
SU1208994A1
Ротор электрической машины 1980
  • Гаврилов Роланд Владимирович
  • Гладкий Владимир Васильевич
  • Домбровский Вячеслав Вячеславович
  • Житомирский Иосиф Самуилович
  • Коротов Юрий Павлович
  • Тюрин Юрий Григорьевич
  • Филиппов Иосиф Филиппович
  • Хуторецкий Гарри Михайлович
  • Янов Анатолий Евгеньевич
SU1277300A1
Сверхпроводниковый синхронный вентильный генератор 2021
  • Ковалев Константин Львович
  • Ларионов Анатолий Евгеньевич
  • Иванов Николай Сергеевич
  • Кован Юрий Игоревич
  • Егошкина Людмила Александровна
  • Шишов Дмитрий Михайлович
RU2760408C1
РОТОР КРИОГЕННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1979
  • Барбашев Э.В.
  • Веселовский А.С.
  • Душков Н.С.
  • Плещунов Н.Н.
  • Самойлов С.Ф.
SU784662A1
РОТОР КРИОГЕННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1976
  • Белов В.Б.
  • Веселовский А.С.
  • Гаврилов Л.А.
  • Самойлов С.Ф.
  • Трусов Н.Б.
SU656157A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 346 011 A1

Реферат патента 1994 года РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С КРИОГЕННЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ

Изобретение относится к электромашиностроению. Цель изобретения - повышение эксплуатационной надежности. Ротор электрической машины с криогенным охлаждением содержит каркас 1 с обмоткой возбуждения, 2 прикрепленный к криостату 4. Благодаря тому, что элементы крепления выполнены в виде двух колец 7 и 8 и стержней 10, 11, образующих с кольцами и каркасом клетку, обеспечивается минимальный теплоприток в зоне криостатирования и уменьшение аксиальных размеров. 3 з. п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения SU 1 346 011 A1

1. РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С КРИОГЕННЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ, содержащий криостат, каркас с обмоткой возбуждения, элементы механического крепления каркаса к криостату, узлы подвода хладагента в ротор и отвода паров, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности путем уменьшения аксиальных размеров при обеспечении минимальных теплопритоков к зоне криостатирования, крепление каркаса к криостату выполнено в виде двух колец, установленных у хвостовин ротора, снабженных чередующимися стержнями, один из концов которых прикреплен к кольцу, другой - к противоположной части каркаса, причем соседние стержни прикреплены к противолежащим кольцам и частям каркаса с образованием клетки. 2. Ротор по п. 1, отличающийся тем, что клетка расположена на внутренней поверхности каркаса. 3. Ротор по п. 1, отличающийся тем, что клетка расположена на наружной поверхности каркаса. 4. Ротор по пп. 1 - 3, отличающийся тем, что указанные кольца и стержни выполнены с каналами для прохода парообразного хладагента.

SU 1 346 011 A1

Авторы

Барбашев Э.В.

Коварский М.Е.

Трусов Н.Б.

Самойлов С.Ф.

Веселовский А.С.

Душков Н.С.

Даты

1994-04-30Публикация

1985-06-26Подача