Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестрое- HHJo, а именно к системам охлаждения двиг ателей внутреннего сгорания стро- ительных механизмов с устройствами для облегчения запуска и аккумулирования тепла.
Цель изобретения - снижение затрат энергии иа регулирование теплового состояния двигателя.
На чертеже представлена система ;охлаждения двигателя внутреннего сго- Iрания строительного механизма. Система охлаждения двигателя внут:реннего сгорания содержит контур циркуляции -охлаждающей жидкости, включающий рубашку охлаждения двигателя 1, циркуляционный насос 2 с приводом 3, радиатор 4 и датчик 5температуры охлаждающей жидкости, установленный на вьпсоде из рубашки охлаждения двигателя 1, вентилятор 6 обдува радиатора 4 с пр1шодом 7, аналого- вьш блок 8 и аккумулятор 9 тепла, в,ы подненный в виде противовеса строительного механизма и снабжённый резервуаром 10 с теплоаккумулирующим веществом, например нафталином, и каналами 11 и 12, соответственно для прохода охлаждающей жидкости и отра-, ботавших газов.
Каналы 1 для прохода охлаждающей жидкости сообщены при помощи первого .трубопровода 13, в котором установлен обратный клапан 14, с радиатором 4, а при помощи второго трубопровода 15- с рубашкой охлаждения двигателя 1. Каналы 12 для прохода отработавших ; газов с ообщены с выпускной магистралью 16 двигателя 1 при помощи патрубка 17, в месте подключения которого к магистрали 16 установлен газовый распределитель 18. Приводы 3 и 7, соответственно циркуляционного насоса 2 и вентилятора 6, выполнены управляемыми и подключены через аналоговый блок 8 к датчику 5 температуры охлаждающей жидкости. Аккумулятор 9 тепла снабжен теплообменником 19, выполненным с патрубками 20 для подключения к постороннему потребителю или источнику тепла.
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания строительного механизма работает следующим образом.
При запуске холодного двигателя 1 аналоговым блоком 8 по сигналу датчика 5 температуры охлаждающей жидкости
Q
5 д 5 п
5
0
5
устанавливаются минимальная скорость вращения привода 3 и, соответственно, минимальная производительность насоса 2. Нагретая до 80°С охлаждающая жидкость проходит по контуру циркуляции и п каналах 11 для прохода охлаждающей жидкости отдает тепло аккумулятору 9 тепла, за счет чего охлаждается. При этом привод 7 вентилятора 6 выключен. Благодаря значительной массе аккумулятора 9 тепла, двигатель 1 может работать несколько часов с выкл эченным вентилятором 6.
По мере зарядки аккумулятора 9 тепла производительность насоса 2 увеличивается. При расплавлении всего теп- лоаккумулирующего вещества, температура охлаждающей жидкости на выходе из двигателя 1 увеличивается до 85- 90°С. При этом по сигналу датчика 5 включается привод 7 вентилятора 6, вследствие чего температура охлаждающей жидкости, проходящей через радиатор 4, снижается до 80°С. При остановке двигателя 1 тепло, накопленное в аккумуляторе 9, за счет термосифонного эффекта прогревает двигатель 1, что обеспечивает быстрый его запуск при внутрисменных и межсменных простоях. В этом случае поступление тепла в радиатор 4 предотвращает обратный клапан 14.
Для более полного использования тепла, отводимого от двигателя 1, газовый распределитель направляет отработавшие газы в каналы 12, вследствие чего ускоряется зарядка аккумулятора 9 тепла. Накопленное тепло может быть использовано для подогрева воды, масла путем их прокачивания через теплообменник 19. В некоторьпс случаях более удобно использовать аккумулятор тепла для сброса тепла посторонних его источников путем прокачки их теплоносителей через теплообменник 19.
Таким образом, использование предлагаемого изобретения позволяет снизить затраты энергии на регулирование теплового состояния двигателя путем отключения или включения на неполную мощность вентилятора и насоса, использования тепла посторонних источников и/или сброса накопленного тепла постороннему потребителю. Формула изобретения
Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания строительного механизма, содержащая контур циркуляции охлаждающей жидкости, включающий рубашку охлаждения двигателя, циркуляционный насос с пр иводом, радиатор и датчик температуры охлаждающей жидкости, установленный на выходе из рубашки, вентилятор обдува радиатора, снабженный приводом, и аккумулятор тепла, выполненный в виде противове- са строительного механизма, снабженный резервуйром с теплоаккумулирующим веществом и каналами для прохода охлаждающей жидкости и отработавших газов и установленный ниже уровня кон- тура циркуляции, причем каналы для прохода охлаждающей жидкости аккумулятора тепла сообщены при помощи по меньшей мере двух трубопроводов, первого и второго, с контуром циркуляции, и в первом трубопроводе установлен обратньй клапан, а каналы для прохода
отработавших газов сообщены с вьшускной магистралью двигателя при помощи патрубка, в месте подключения которого к магистрали установлен газовый распределитель, отличающаяс я тем, что, с целью снижения затрат энергии на регулирование теплового состояния двигателя, она снабжена аналоговым блоком, а приводы насоса и вентилятора выполнены управляемыми и подключены через аналоговый блок к датчику температуры, аккумулятор тепла снабжен теплообменником, выполненным с патрубками для подключения к постороннему потребителю или источнику тепла, а каналы для прохода охлаждающей жидкости сообщены при помощи первого трубопровода с радиатором, а при помощи второго - с рубашкой охлаждения двигателя.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА ПОДДЕРЖАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2134804C1 |
СИСТЕМА ПРЕДПУСКОВОГО РАЗОГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1993 |
|
RU2075626C1 |
СИСТЕМА ЖИДКОСТНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ТЕПЛОВОЙ МАШИНЫ | 2011 |
|
RU2493385C2 |
СИСТЕМА РАЗОГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2043532C1 |
ТЕПЛОВОЙ АККУМУЛЯТОР ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ПУСКОВОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ДВС В ПЕРИОД МЕЖСМЕННОЙ СТОЯНКИ СТРОИТЕЛЬНОЙ МАШИНЫ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД | 2010 |
|
RU2431056C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРЕДПУСКОВОГО РАЗОГРЕВА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2008 |
|
RU2377435C1 |
СИСТЕМА ПРЕДПУСКОВОЙ ТЕПЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2001 |
|
RU2211943C2 |
Способ комплексной утилизации энергии выхлопных газов в моторно-трансмиссионных установках самоходных машин и система для его реализации | 2022 |
|
RU2803593C1 |
СИСТЕМА ПОДДЕРЖАНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ТЕПЛОВОГО РЕЖИМА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2012 |
|
RU2488015C1 |
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2022130C1 |
Изобретение относится к двигате- лестроению и позволяет снизить затраты энергии на регулирование теплового состояния двигателя. Контур циркуляции охлаждающей жидкости содержит последовательно соединенные рубашку охлаждения двигателя 1, датчик 5 т-ры охлаждающей жидкости, циркуляционный насос 2 с приводом 3, радиатор (Р) 4 и аккумулятор (А) 9 тепла, выполненный в виде противовеса строительного механизма, снабженный резервуаром 10 с теплоаккумулирующим в-вом и каналами 11 и 12 для прохода охлаждающей жидкости и отработавших газов. Каналы II сообщены трубопроводом 13 с Р 4 а трубопроводом 15 - с рубашкой. Каналы 2 сообщены с выпускной магист- j ралью 16. А 9 снабжен теплообменником 19, выполненным с патрубком 20 для подключения к постороннему потребителю или источнику тепла. Приводы 3 и 7 насоса и вентилятора 6, охлаждающего Р 4, выполнены тгравляемыми и подключены через аналоговый блок 8 к датчику. При запуске холодного двигателя блоком по сигналу датчика устанавливается минимальная производительность насоса и минимальная скорость вращения привода. По мере зарядки А 9 производительность насоса увеличивается. При расплавлении всего теплоакуммулирую- щего в-ва датчик включает привод 7. При остановке двигателя тепло, накопленное в А 9, обеспечивает быстрый запуск двигателя при внутрисменных и межсменных простоях. 1 ил. Р л 00 о ел О5 00 16
Система подогрева двигателя внутреннего сгорания | 1977 |
|
SU739250A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1988-10-15—Публикация
1986-06-10—Подача