4ib
СО ф а
СП
О
стей, информационньми выходами 30 соединенный с обслуживаемой аппаратурой, компараторы 3, элементы И 4, элемент ИЛИ 5, элемент 6 задержки, счетчик 7 времени, узел 8 сигнализации, узел 9 ввода ответов. Новым в устройстве является то, что в блок 2 формирования неисправностей введены элементы И 26, первые входы которых подключены к соответствующим выходам дешифратора 25, вторые входы соединены с задающим входом 24, выходы - с входами соответствуннцих разделительных элементов 27, а в пульт 1 оператора - элемент 13 задержки, триггер 14, первый 15 и второй 16 генераторы и переключатель 17 режимов работы, выход которого является задающим выходом 21 пульта 1. При этом первый вход перключателя 17 подключен к основной шине питания, второй - к генератору 15, третий - к генератору 16, четвертый - к единичному выходу триггера 14, к единичному входу которого подключен выход элемента 13 задержки, вход которого подключен к управлякяцему выходу 22 пульта 1. Нулевой вход триггера 14 подключен к входу 19 обратной связи пульта 1, а задающий выход 21 пульта - к одноименному входу 24 блока 2 формирования неисправностей. 2 ил.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для обучения операторов | 1987 |
|
SU1472938A1 |
Устройство для обучения операторов | 1987 |
|
SU1439655A2 |
Устройство для обучения операторов | 1987 |
|
SU1439654A1 |
Устройство для обучения операторов | 1989 |
|
SU1709372A1 |
Устройство для обучения операторов | 1989 |
|
SU1633443A2 |
Устройство для обучения операторов | 1986 |
|
SU1357994A1 |
Устройство для обучения операторов | 1988 |
|
SU1585818A1 |
Тренажер оператора радиоэлектронной аппаратуры | 1989 |
|
SU1658193A1 |
Устройство для обучения операторов | 1990 |
|
SU1774365A1 |
Устройство для обучения операторов | 1989 |
|
SU1683051A1 |
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническим средствам, применяемым для обучения операторов навыкам локализации неисправностей в радиоэлектронной аппаратуре. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства для обучения операторов за счет изменения сложности неисправностей по мере роста уровня обученности оператора. Устройство содержит пульт 1 оператора, блок 2 формирования неисправно
Изобретение относится к автомати - ке и вычислительной технике, в частности к техническим средствам, применяемым для обучения операторов навыкам локализации неисправностей в радиоэлектронной аппаратуре.
Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства.
На фиг. 1 изображена структурная схема устройства для обучения операторов; на фиг. 2 - временные диаграммы различных режимов его работы.
Устройство для обучения операторов содержит пульт 1 оператора, блок 2 формирования неисправностей, компараторы 3, элементы И 4, элемент ИЛИ 5, элемент 6 задержки,счетчик 7 времени, узел 8 сигнализации, узел 9 ввода ответов.
Пульт 1 оператора содержит регист 10, переключатель 11 управления, блок 12 памяти, элемент 13 задержки, триггер 14, первый 15 и второй 16 генераторы, переключатель 17 режимов работы, управляющий вход 18, вход 19 обратной.связи, информационные выходы 20, задающий выход 21, управляющий выход 22. . .
Блок 2 формирования неисправностей содержит информационные входы 23, задающий вход 24, дешифратор 25, элементы И 26, разделительные элементы 27, контрольные выходы 28 первой
группы, контрольные выходы 29 второй группы, информационные выходы 30. Устройство может работать в четырех р ежимах.
В первом режиме, когда выход переключателя 17 подключается к первому входу, соединенному с основной шиной питания, в обслуживаемую аппаратуру
вводится статическая помеха его нормальному функционированию в виде уровня напряжения Ец, поступающего в некоторое электрическое соединение аппаратуры через соответствующий
элемент И 26, разделительный элемент 27 и один из информационных выходов 30 блока 2. При этом адрес неисправности задается набором соответствующего кода в регистре 10, а момент
ввода неисправности определяется моментом срабатывания переключателя 11, осуществляющего запись кода неисправности в блок 12, а также установку и запуск счетчика 7. Этот вид
вводимой неисправности является наиболее легко локализируемым. На диаграмме (фиг.2а) показана эпюра напряжения, действующего в электрическом соединении аппаратуры без влияния помех, а на диаграмме (фиг.26) - при воздействии статического помехо- вого уровня от момента tj до момента t.
31
Во втором режиме на входы элементов И 26 поступают видеоимпульсы с высокой частотой повторения F от генератора 15, имитирующие в обслуживаемой аппаратуре неисправность типа наводки импульсного напряжения на одно из ее электрических соединений, как показано на диаграмме (фиг. 2в). В этом случае неисправность локализовать значительно труднее, так как реализация временной диаграммы (фиг.2а) может носить случайный характер. В отсутствии эталона реализация, представленная на диаграмме (фиг.2в) и наблюдаемая обучаемым с помощью осциллографа, воспринимается им в первом приближении как вполне нормальная. Только очень детальньй анализ с применением специфических режимов работы обслуживаемой аппаратуры позволяет обнаружить факт наводки на данное электрическое соединени видеоимпульсов частоты Fg, которые показаны на диаграмме (фиг. 2в) в заштрихованном виде.
Третий режим работы устройства предназначен для имитации периодичес
ся уровень, который посту пает через переключатель 17 и элеме И 26 в качестве помехового уровня в обслуживаемую аппаратуру. После вы работки системой аппаратурно-програ много контроля аппаратуры сигнала Неисправность последний поступает от аппаратуры через вход 19 на вход триггера 14, переводя его в нулевое состояние, в результате снимается п меха нормальному функционированию аппаратуры. Необходимость введения обратной связи обусловлена тем, что единичный импульс помехи не всегда способен вызывать сбой в работе апп ратуры, так как он может совпасть по времени воздействия с действием в выбранном электрическом соединени аппаратуры единичного сигнала такой же амплитуды . Длительность помехового импульса, заштрихованного на диаграмме (фиг.2д), в калдом конкретном случае может быть различ 25 ,ной и определяется временем реакции системы аппаратурно-программного кон троля на введенную помеху. Идентификация одиночного сбоя не может быт осуществлена прежним методом, так ка
ких сбоев в работе обслуживаемой аппаратуры путем ввода в определен- ЗО одновременно с помехой по сигналу нов электрическое соединение видео- обратной связи от аппаратуры снима- импульсов с низкой F, частотой повторения от генератора 16. В данном случае сложность локализации неисправноется единичный уровень с соответствующего контрольного выхода 28 перво группы блока 2 формирования неиспра
сти еще более возрастает, так как в gg ностей. Поэтому процесс идентификации
одиночного сбоя состоит в сопоставлении гипотез, формулируемых обучаемыми в результате анализа последствий сбоя, с достоверными данными, рас- дд полагаемыми инструктором.
отличие от второго режима, характеризуемого наличием устойчивой неисправности, в третьем режиме аппаратура переходит в неисправное состояние лишь на короткое время на фоне большей частью ее нормального функционирования (фиг.2г).
Метод идентификации неисправностей при использовании указанных режимов работы устройства аналогичен ме- 45 которую можно осуществить
тоду, использованному в известном устройстве, поэтому дальнейшая работа предлагаемого устройства ничем не отличается от работы известного.
Четвертый режим работы служит для gQ ройство обладает гораздо более широ- имитации одиночных сбоев в работе кими дидактическими возможностями обслуживаемой аппаратуры. Отличие ра- по сравнению с известным. Его исполь- боты устройства от работы в указанных режимах состоит в следующем. Переключатель 17 переводится в четвер- gg сложным неисправностям по мере воз- тое положение. Сигнал записи от пере- растания уровня обученности опера- ключателя 11 поступает через элемент 13 на вход триггера 14, в результате на его единичном выходе вырабатываетзование позволяет осуществлять адаптивное обучение, переходя к более
торов, используя для этого последовательно первый, второй, третий и четвертый режимы работы устройства.
4
0
5
ся уровень, который поступает через переключатель 17 и элемент И 26 в качестве помехового уровня в обслуживаемую аппаратуру. После выработки системой аппаратурно-программного контроля аппаратуры сигнала Неисправность последний поступает от аппаратуры через вход 19 на вход триггера 14, переводя его в нулевое состояние, в результате снимается помеха нормальному функционированию аппаратуры. Необходимость введения обратной связи обусловлена тем, что единичный импульс помехи не всегда способен вызывать сбой в работе аппаратуры, так как он может совпасть по времени воздействия с действием в выбранном электрическом соединении аппаратуры единичного сигнала такой же амплитуды . Длительность помехового импульса, заштрихованного на диаграмме (фиг.2д), в калдом конкретном случае может быть различ- 5 ,ной и определяется временем реакции системы аппаратурно-программного контроля на введенную помеху. Идентификация одиночного сбоя не может быть осуществлена прежним методом, так как
0
О одновременно с помехой по сигналу обратной связи от аппаратуры снима-
одновременно с помехой по сигналу обратной связи от аппаратуры снима-
ется единичный уровень с соответствующего контрольного выхода 28 первой группы блока 2 формирования неисправностей. Поэтому процесс идентификации
одиночного сбоя состоит в сопоставлении гипотез, формулируемых обучаемыми в результате анализа последствий сбоя, с достоверными данными, рас- полагаемыми инструктором.
На диаграмме (фиг.2е) показана эпюра напряжения на выходе элемента ИЛИ 5, где отображен импульс идентификации неисправности аппаратурным
в первых трех режимах предлагаемого устройства методом, использованным в известном.
Таким образом, предлагаемое устройство обладает гораздо более широ- кими дидактическими возможностями по сравнению с известным. Его исполь- сложным неисправностям по мере воз- растания уровня обученности опера-
зование позволяет осуществлять адаптивное обучение, переходя к более
ройство обладает гораздо более широ- кими дидактическими возможностями по сравнению с известным. Его исполь сложным неисправностям по мере воз- растания уровня обученности опера-
торов, используя для этого последовательно первый, второй, третий и четвертый режимы работы устройства.
Формула
5
и 3 о б
р е т е н и я
Устройство для обучения операторов, содержащее пульт оператора, состоящий из регистра, выходы которого соединены с соответствукнцими информационными входами блока памяти, вход записи которого подключен к выходу переключателя, вход которого соединен с первой шиной питания, блок формирования неисправностей, состоящий из дешифратора, входы которого соединены с соответствующими выходами блока памяти, и разделительных элементов, выходы которых являются соответствующими И1 ормаци- онными выходами устройства, компараторы, одни входы которых подключены
к второй шине питания,другие - к выхо-20 танин, второй и третий входы - с вы-.
дам соответствующих разделительных элементов, а выходы - к первым входам соответствующих элементов И первой группы, входы второй группы которых соединены с входами соответст- вующих разделительных элементов, а выходы - с соответствующими входами элемента ИЛИ, первый элемент задержки, выход которого подключен к входу запуска счетчика времени, а вход - к выходу переключателя управления, соединенному с установочньм входом
1439656
5
счетчика времени, вход останова которого, вход узла сигнализации и ., установочный вход блока памяти соединены с выходом элемента ИЖ, и узел ввода ответов, вход которого подключен к третьей шине питания, а выход является выходом ответов устройства, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в блок формирования неисправностей введены элементы И второй группы, а в пульт оператора - второй элемент задержки, триггер, п&рвыА и второй генераторы и переключатель режимов работы, выход которого соединен с первыми входами элементов И второй группы, первый вход - с первой шиной пиходами первого и второго генераторов соответственно, а четвертый вход - с единичным выходом триггера, R- вход котброго является входом устройства, а S-вход подклинен к выходу второго элемента задержки, вход которого соединен с выходом переключателя управления, вторые входы элементов И второй группы подключены к соответствующим выходам дешифратора, а выходы - к входам соответствующих разделительных элементов.
Ф1л2
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1988-11-23—Публикация
1987-04-21—Подача