23 23 23
2И
Qyv
На аппаратуру
О 00 СА) О
сл
Изобретение относится к тренажерам для обучения обслуживанию аппаратуры и предназначено для использования в радиоэлектронной аппаратуре различного назначения, в том числе для испытаний систем аппаратно-программного контроля и диагностики аппаратуры.
Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства.
На чертеже представлена функциональная схема устройства.
Устройство содержит регистры 1 и 2, блоки 3 и 4 памяти, коммутационный элемент 5, элементы И 6 и 7, дешифратор 8 адреса, группу элементов И 9, элементы 10 развязки, генераторы 11 и 12 импульсов, элемент ИЛИ 13, элемент 14 задержки, элемент И 15, счетчик 16, дешифратор 17, элемент ИЛИ 18, счетчик 19, дешифратор 20, счетчик 21 (времени), узел 22 сигнализации, выходы 23 формирования неисправностей, узел 24 ввода ответов.
Устройство работает следующим образом,
Инструктор вводит код адреса неисправности с помощью первого регистра 1 в блок 3, с выхода которого код адреса неисправности подается на вход дешифратора 8 адреса, на одном из выходов которого появляется сигнал, поступающий на первый вход соответствующего элемента А 9 группы. Затем инструктор с помощью регистра 2 выбирает режим устойчивых или случайных сбоев, который запоминается в блоке 4. В режиме устойчивых сбоев сигнал с первого выхода блока 4 поступает на первый вход элемента И 6, а в режиме случайных сбоев сигнал с второго выхода блока 4 поступает на второй вход элемента И 1. После этого инструктор нажимает кнопку элемента 5, импульсный сигнал с которого поступает на вторые входы элементов И 6 и 7 непосредственно и через элемент 14 задержки на входы счетчика 21 (времени), а также на вход элемента ИЛИ 18, с выхода которого сигнал поступает на входы сброса счетчиков 16 и 19. Счетчик 21 начинает отсчет времени от момента ввода неисправности в аппаратуру.
В режиме устойчивых сбоев сигнал с выхода элемента И 6 поступает на вход запуска генератора 11 импульсов. Импульсы с выхода генератора 11 поступают на вход элемента ИЛИ 13, с выхода которого импульсы поступают на вторые входы элементов И 9 группы, с одного из выходов которых через элемент 10 и выход 23 формирования неисправностей импульсы поступают на одно из межблочных соединений аппаратуры. Эти импульсы используются в качестве помехового сигнала, препятствующего нормальному функционированию аппаратуры. В работе аппаратуры наблюдаются сбои. Сбои не могут быть устранены механической заменой блоков реальной аппаратуры на запасные, В данном случае обучаемому необходимо локализовать источник помех, препятствующих нормальному функционированию аппаратуры,что и требует от него
0 всех знание-навыков и умений по обслуживанию аппаратуры, включая навыки пользования переносными средствами измерений, При обнаружении подозреваемой цепи оператор коммутирует ее с помощью узла
5 24 с вторым входом элемента И 15 и входом счетчика 19. Если подозреваемая цепь определена неправильно, то импульсы с узла 24 не совпадают с импульсами генератора, поступающими с выхода первого элемента
0 ИЛИ 13 на вход первого элемента И 15, на выходе которого импульсов не будет или будут в случае случайного совпадения, при этом счетчик 19 считает количество импульсов до тех пор, пока на выходе дешифратора
5 2О не появится сигнал, поступающий на вход элемента ИЛИ 18, а с его выхода на входы сброса счетчиков 16 и 19. Таким образом устраняются случайные импульсы, поступающие с узла 24 при неправильном
0 обнаружен /;и подозреваемой цепи.
Если подозреваемая цепь определена правильно, то импульсы с узла 24 совпадают с импульсами генератора, и на выходе первого элемента И 15 появляются импульсы,
5 которые подсчитывает счетчик 16. На определенном выходе дешифратора 17 появляется сигнал, и счетчик 16 насчитывает необходимое количество импульсов. Так как у дешифратора 17 выход соответствует
0 меньшему количеству импульсов, чем у дешифратора 20, то сигнал на выходе дешифратора 17 появляется раньше, чем происходит обнуление счетчиков 16 и 19. Этот сигнал поступает на вход узла 22
5 сигнализации, который сигнализирует оператору о правильной локализации неисправности, Этот же сигнал останавливает счетчик 21 и генераторы 11 и 12, Счетчик 21 фиксирует время, затраченное на поиск не0 исправности, а в результате останова генераторов исчезает помеха нормальному функционированию радиоэлектронной аппаратуры.
5 Для усложнения задания инструктор применяет режим случайных сбоев. Сигнал с выхода элемента И 7 поступает на вход запуска генератора 12 импульсов. Генератор 12 генерирует псевдослучайную последовательность импульсов. Дальнейшая
работа устройства происходит аналогично режиму устойчивых сбоев.
Формула изобретения Устройство для обучения операторов, содержащее последовательно соединен- ные первый регистр, первый блок памяти и первый дешифратор, выходы которого соединены с первыми входами группы элементов И, выходы которых соединены с входами соответствующих элементов раз- вязки, выходы которых являются выходами формирования неисправностей, узел ввода ответов, выход которого соединен с первым входом первого элемента И, выход которого соединен со счетным входом счетчика, выходы которого соединены с входами второго дешифратора, выход которого соединен с входом узла сигнализации, входом остановки первого генератора импульсов и уп- равлякхцим входом второго счетчика, входы запуска и установки которого соединены соответственно с выходами элемента задержки и коммутационного элемента, выход которого соединен с входом элемента за- держки, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены два элемента ИЛИ, вторые регистр, блок памяти и генератор импульсов, второй и третий элементы И, третьи дешифратор и счетчик, счетный вход которого соединен с выходом узла ввода ответов, а выходы соединены с входами третьего дешифратора, выход которого соединен с первым входом первого элемента ИЛИ, выход которого соединен с управляющими входами первого и третьего счетчиков, а второй вход соединен с выходом коммутационного элемента и первыми входами второго и третьего элементов И, вторые входы которых соединены соответственно с выходами второго блока памяти, а выходы - с входами запуска генераторов, импульсов, выходы которых Соединены с соответствующими входами второго элемента ИЛИ, выход которого соединен с вторыми входами первого элемента И и элементов И группы, вход остановки второго генератора импульсов соединен с выходом второго дешифратора, а выходы второго регистра соединены с соответствующими входами второго блока памяти,
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для обучения операторов | 1988 |
|
SU1585818A1 |
Устройство для обучения операторов | 1990 |
|
SU1774365A1 |
Устройство для обучения операторов | 1989 |
|
SU1709372A1 |
Устройство для обучения операторов | 1989 |
|
SU1633443A2 |
Устройство для обучения операторов | 1987 |
|
SU1439654A1 |
Тренажер оператора радиоэлектронной аппаратуры | 1989 |
|
SU1658193A1 |
Устройство для обучения операторов | 1987 |
|
SU1439655A2 |
Устройство для обучения операторов | 1987 |
|
SU1439656A1 |
Устройство для обучения операторов | 1987 |
|
SU1492366A1 |
Устройство для обучения операторов | 1986 |
|
SU1357994A1 |
Изобретение относится, к тренажерам для обучения обслуживанию аппаратуры и предназначено для использования в радиоэлектронной аппаратуре различного назначения, в том числе для испытаний систем аппаратно-программного контроля и диагностики аппаратуры. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства. Сущность заключается во введении в устройство второго регистра 2, блока 4 памяти, элементов И 6, 7, второго генератора 12 импульсов и элемента ИЛИ 13, что позволяет имитировать на аппаратуре как устойчивые, так и случайные сбои. Благодаря введению второго элемента ИЛИ 18, третьего счетчика 19 и третьего дешифратора 20 достигается повышение достоверности результатов работы устройства. 1 ил.
Устройство для обучения операторов | 1988 |
|
SU1585818A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1991-10-07—Публикация
1989-05-25—Подача