1
Изобретение относится к тренажерам для обучения обслуживания аппаратуры и предназначено для использования в радиоэлектронной аппаратуре различного назначения, в том числе для испытаний систем аппаратурно-про граммного контроля и диагностики аппаратуры.
Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства. На фиг.1 изображена схема устрой
ства; на фиг.2 - временная диаграмма его работы.
Устройство для обучения операторов содержит пульт 1 оператора, блок 2 формирования неисправностей, служащий для запрета нормального функционирования аппаратуры, блок 3 тестирования и индикации.
Пульт 1 содержит тумблерный регистр 4, кнопочный переключатель 5, блок 6 памяти, адресный рыход 7, управляющие выход 8 и вход 9.
Блок 2 содержит адресный вход 10, дешифратор 11 адреса, развязывающие элементы 12, контрольные выходы 13 и 14.
Блок 3 содержит зход 15 синхронизации, управляющие входы 16, контрольные входы 17, выход 18 синхронизации, узел 19 ввода ответов (токосъемник), компараторы 20,, элементы И 21, счетчик 22 времени,, элемент 23 задержки, узел 24 сигнализации.
Устройство работает следующим образом.
Инструктор вводит код адреса неисправности с помощью регистра 4 и кнопочного переключателя 5 в блок 6„ С адресного выхода 7 этого блока через вход 10 блока 2 код адреса неисправности подается на вход дешифратора 11 о На одном из выходов дестф- ратора 1 1 вырабатывается ypOBeHii напряжения, равный номинапьной амплитуде +Е сигналов, действующих в логических схемах реальной аппаратуры. Этот уровень .напряжения используется в качестве помехового сигнала, препятствующего нормальному функционированию аппаратуры.
Помеховый уровень +Е коммутируется через элемент 12 и соответствующий выход 13 на одно из межблочных: соединений аппаратуры, а также непосредственно - на соответствуюп(ий контрольный выход 14.
Одновременно с этим, импульсный сигнал с переключателя 5 через выход 8 поступает на вход 15 блока 3. Этот сигнал поступает непосредственно и через элемент 23 на зходы счетчика 22. Последний начинает отсчет времени от момента ввода неисправности в аппаратуру.
После появления помехового потенциала на выходе блока 2 в работе аппаратуры будут наблюдаться сбои, фиксируемые средствами аппаратурного контроля. Сбои не могут быть устранены механической заменой блоков реальной аппаратуры на запасные. В данном случае обучаемому необходимо локализовать источник помех, препятствующих нормальному функционированию аппаратуры, что требует от него использования всех знаний, навыков и умений по обслуживанию аппаратуры, включая навыки пользования переносными средствами измерений.
При обнаружении подозреваемой цепи оператор комму тирует на нее с помощью узла 19 пробный потенциал +ЕО. Если подозреваемая цепь гальванически связана с блоком 2, то пробное напряжение передается на соответствующий вход 16 блока 3, воздействуя на один из компараторов 20. На вторые входы всех компараторов 20 заведомо подается пороговое на
, При этом величины на- и Е р .выбираются из уелоЕН Е Е Е
ПР
S
0 где Е и Е соответственно номинальная и предельно допустимая величина амплитудь: сигналов взаимодействия ло- гических схем аппаратуры, в составе которой используется тренажер. Так как пробное напряжение Е превышает пороговый уровень i.
Ед, то на выходе соответствующего компаратора сформируется импух1ьсный сигнал, который поступает на-один вход соответствующего элемента 21. Если неисправность локалр1зована правильно, то на втором входе этого же элемента присутствует контрольный уровень напряжения +Ец с соответствующего выхода дешифратора. 11,, поступающий
через соответствующий вход 17. Это приводит к появлению синхронизирующего импульса на выходе данного элемента 21, который поступает на вход узла 24 сигнализирующего оператору о правильной локализации неисправности. Этот же синхронизирующий импуль останавливает счетчик 22, фиксирую- щий время, затраченное на поиск неисправности, и поступает далее через выход 18 на вход блока 6, в результате обнуления которого исчезает помеха нормальному функционированию радиоэлектронной аппаратуры. После этого при установке на рабочие места всех блоков, изъятых в процессе поиска неисправности, аппаратура будет функционировать нормально, что поясняется временной диаграммой на фиг.2 где по оси абсцисс откладывается время, а по оси ординат величина напряжения на выбранной шине межблочных соединений аппаратуры во время нормального функционирования при t tj, на интервале воздействия поме- хи (tg, t), а также после локализации неисправности . На временной диаграмме фиг.2 - эпюра напряжения на выходе соответствующего элемента 21.
В тренажере обеспечивается объективный контроль уровня обученности операторов по времени, затраченному
на локализацию неисправности (Т,,
) в каждом цикле тренажа.
Схема представляет собой универсальный вариант построения тренажера для обучения ремонту различной радиоэлектронной аппаратуры, который может встраиваться в конкретные об- разцы. Отличие в конструктивном исполнении каждого тренажера может состоять лишь в элементной базе. Использование блока тестирования и индикации, а также вьшолнение определенным образом блока ввода-вывода и блока запрета нормального функционирования аппаратуры выгодно отличают предлагаемое устройство, так как повьшает- ся эффективность -гренажа и расширяется область применения тренажера, наряду с существенным упрощением оборудования.
. Предлагаемый тренажер позволяет проводить тренировки по обслуживанию аппаратуры на высоком уровне трудности, что обусловливает высокую эффективность тренажа. Универсальность структуры тренажера, безвредность
5 0 5 0
5
Q
для аппаратуры вводимых неисправностей, простота технического исполнения, малый объем оборудования, предполагающий встроенное исполнение в аппаратуре, создают предпосылки широкому практическому его внедрению как в перспективных, так и в действующих образцах радиоэлектронной аппаратуры. Кроме обучения операторов, тренажер может применяться для отладки, контроля и испытаний систем аппаратурно-программного контроля и диагностики аппаратуры.
Формула изобретения
1. Устройство для обучения операторов, содержащее пульт оператора и блок формирования неисправностей, информационные выходы которого являются соответствующими выходами уст- ройства, отличающееся тем, что, -с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него бведены компараторы, элементы И, счетчик времени, элемент задержки, узел сигнализации и узел ввода ответов, вход которого соединен с одной шиной питания, а выход является выходом ответов устройства, вход узла сигнализации подключен к выходам элементов И, соединенным с управляющим входом пульта оператора и входом останова счетчика времени, вход запуска которого подключен к выходу элемента задержки, а установочный вход - к управляющему выходу пульта оператора, соединенному с входом элемен- та задержки, информационные выходы пульта оператора подключены к соответствующим входам блока формирова- ния неисправностей, контрольные выходы первой группы которого соединены с первыми входами соответствующих элементов И, а контрольные выходы второй группы с первыми входами соответствующих компараторов, вторые вх,оды которых подключены к другой шине питания, а выходы - к вторым .входам соответствующих элементов И.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что пульт оператора содержит регистр, выходы которого соединены с соответствующими информационными входами блока памяти, установочный вход которого является управляющим входом пульта, а вход записи подключен к выходу переключателя, являющемуся управляющим выходом пульта.
3. Устройство по п,1, отличающееся тем, что блок формирования неисправностей содержит дешифратор, входы которого являются соответствующими входами блока, а
Е fnp
п о
н
в
В н
Фи1.г
Редактор Н.Егорова
Составитель Л.Карлов Техред М.Ходанич
Заказ 6002/51Тираж 433Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная,4
выходы - соответствующими контрольными выходами первой группы блока и соединены с входами соответствующих разделительных элементов, выходы которых являются соответствующими информационными и контрольными выходами второй группы блока.
tj,
t
Корректор В.Бутяга
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для обучения операторов | 1989 |
|
SU1709372A1 |
Устройство для обучения операторов | 1987 |
|
SU1439656A1 |
Устройство для обучения операторов | 1987 |
|
SU1439655A2 |
Устройство для обучения операторов | 1987 |
|
SU1439654A1 |
Устройство для обучения операторов | 1988 |
|
SU1585818A1 |
Устройство для обучения операторов | 1989 |
|
SU1633443A2 |
Тренажер оператора радиоэлектронной аппаратуры | 1989 |
|
SU1658193A1 |
Тренажер оператора радиоэлектронной аппаратуры | 1988 |
|
SU1524084A1 |
Устройство для обучения операторов | 1989 |
|
SU1683051A1 |
Устройство для обучения операторов | 1990 |
|
SU1774365A1 |
Изобретение предназначено для обучения обслуживанию аппаратуры и может быть использовано в радиоэлектронной аппаратуре различного назначения, в том числе для испытаний систем аппаратурно-программного контроля и диагностики аппаратуры. Цель предлагаемого изобретения - расширение дидактических возможностей устройства. Устройство содержит пульт чв oHfiapirmffiy 1 оператора и блок 2 формирования неисправностей для запрета нормального функционирования аппаратуры, выходами соединенный с несколькими электронными блоками аппаратуры. Новым в тренажере является то, что в него введен блок 3 тестирования и индикации, контрольные и управляющие входы которого соединены с соответствующими выходами блока 2, а вход и выход синхронизации блока 3 соединены с управляющими выходом и входом пульта 1. Блок 3 содержит компараторы 20, элементы И 21, счетчик 22 времени, элемент 23 задержки, узел 24 сигнализации, узел 19 ввода ответов, выполненный в виде электрического щупа (токосъемника). Сущность изобретения основана на возможности поиска узлом 19 неисправной цепи, заданной с пульта 1 через блок 2. 2 з.п. ф-лы, 2 ил. i (Л votr
Авторское свидетельство СССР 788956, кл | |||
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Патент США № 4316720, кл | |||
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1987-12-07—Публикация
1986-04-01—Подача