Электронный метроном Советский патент 1988 года по МПК G04F5/02 G09B15/00 

Описание патента на изобретение SU1442968A1

11442968

Изобретение относится к техническим средствам обучения игре на дхзрте- пиано и некоторых других-музыкальных инструментах,

Целью изобретения является расширение дидактических возможностей.

На чертеже приведена схема метронома,

10

Электронный метроном выполнен следующим образом.

Положительная обкладка конденсатора 1 подключена к одному из рабочих

выводов переменного резистора 2, к 15 ко в одном случае (положение его -движку и к базе транзистора , следовательно, устанавлив буемую частоту щелчков.

Переключатель П служит д лючения звуковой катушки и в в цепь эквивалентного резист При положении 1 переключат под-ключен резистор 7, в полож 2 - громкоговоритель 6, Пе тель 10 приводится в действи мощью автоматического реле вр Независимо от положения перек ля 10 схема продолжает выраб импульсы в неизменном ритме

переключателя 10 звук щелчков а во втором случае (положение устройство работает беззвучн

рицатачьная обкладка конденсатора подключена к одному из выводов резистора 4j а также к коллектору транзистора 5, Второй вывод резистора 4 присоединен к эмиттеру транзистора 3, к выводу звуковой катушки громкоговорителя 6, к выводу резистора 7, а также к отрицательному полюсу источника 8 питания. Коллектор транзистора 9 с помощью переключателя 10 может подсоединяться.либо к второму выводу катушки громкоговорителя 6, либо к второму выводу эквивалентного резистора 7. Эмиттеры транзисторов 5 и 9 соединены между собой, с выводом резистора 11 и с контактом ключа 12, второй контакт которого подключен к положительному полюсу источника 8 пиУченик начинает играть при вкл ченном звуке метронома и входит в ритм щелчков. Через запланированно педагогом время автомат выключает звук. Ученик продолжает играть, с раясь сохранить ритм. Через заданн промежуток времени автомат снова включает звук щелчков метронома,Пр подаватель и ученик при этом легк обнаруживают, совпадают акценты и полняемого отрывка со щелчками ме ронома или нет. Отрицательный резу тат говорит о недостаточно развит

Чем длитель

тания. Второй вывод резистора П под- чувстве ритма ученика ключен к другому рабочему выводу пе- промежуток времени молчания

ременного резистора 2. Коллектор транзистора 3 соединен с базами транзисторов 5 и 9 о Переключатель 10 явметронома, после которого ученик не сбился с ритма, тем, следовател

(не

4D

45

ляется контактами реле времени показано), . -.

Метроном работает следующим обра-

ЗОМ,.:

При замыкании ключа 12 конденсатор 1 начинает заряжаться через резисторы 2, 4 и П, Когда напряжение на обкладках конд,енсатора 1 достига- ет напряжения, необходимого для срабатывания транзистора 3, он открывается и, в свой очередь, открывает транзисторы 5 и 9, Тогда через звуковую катушку громкоговорителя 6 проходит импульс тока и сльш1ен щелчок, а когщенсатор 1 разряжается Через цепь элементов 5, П и 2, Как только конденсатор 1 разрядится, транзисторы 3, 5 и 9 закрываются и цикл повторяется Резистором Я можно регулировать время зарядки .конденсатора I

50

но, исследуемое чувство развито у него лучше,

Работа над развитием чувства ри ма.

Повторяют те же действия, что в предыдущем случае. Если .ученик сбился с ритма за мальй промежуто времени, процедуру повторяют неск ко раз, добиваясь сохранения ритм После этого промежуток времени м чания метронома немного увеличив и снова проводят тренировку, доби ваясь успеха в этом, более сложно случае.

Работу можно разнообразить, пр ложив, например, ученику запомнить ритм метронома, не играя. Затем сл дует выключить звук щелчков и дать знак начать игру в запомнившемся ме. Когда автомат включит .звук, м

ко в одном случае (положение

и, следовательно, устанавливать требуемую частоту щелчков.

Переключатель П служит для отключения звуковой катушки и включения в цепь эквивалентного резистора 7, При положении 1 переключателя 10 под-ключен резистор 7, в положении 2 - громкоговоритель 6, Переключатель 10 приводится в действие с помощью автоматического реле времени. Независимо от положения переклточате- ля 10 схема продолжает вырабатывать импульсы в неизменном ритме, Толь 2)

переключателя 10 звук щелчков слышен а во втором случае (положение 1) устройство работает беззвучно.

Использование метронома на уроках музыки.

Контроль чувства ритма ученика,

Ученик начинает играть при включенном звуке метронома и входит в ритм щелчков. Через запланированное педагогом время автомат выключает звук. Ученик продолжает играть, стараясь сохранить ритм. Через заданньй промежуток времени автомат снова включает звук щелчков метронома,Преподаватель и ученик при этом легко обнаруживают, совпадают акценты исполняемого отрывка со щелчками метронома или нет. Отрицательный результат говорит о недостаточно развитом

Чем длитель чувстве ритма ученика промежуток времени молчания

метронома, после которого ученик еще не сбился с ритма, тем, следовательD

5

0

но, исследуемое чувство развито у него лучше,

Работа над развитием чувства ритма.

Повторяют те же действия, что и в предыдущем случае. Если .ученик сбился с ритма за мальй промежуток времени, процедуру повторяют несколько раз, добиваясь сохранения ритма. После этого промежуток времени мол чания метронома немного увеличивают и снова проводят тренировку, добиваясь успеха в этом, более сложном, случае.

Работу можно разнообразить, предложив, например, ученику запомнить ритм метронома, не играя. Затем следует выключить звук щелчков и дать знак начать игру в запомнившемся ритме. Когда автомат включит .звук, можно проверить, есть ли расхождение в ритмах музыки и метронома.

Последовательное усложнение заданий укрепляет и развивает чувство ритма.

Формула изобретения

Электронный метроном, содержащий генератор импульсов, включающий источник постоянного тока, подключенный первым полюсом к первому входу преобразователя электрического сигнала в акустический и эмиттеру первого транзистора, а вторым полюсом через ключ питания - к эмиттеру второго транзистора и первому выводу питания время- задающей цепи, второй вывод питания

которой соединен с коллектором второго транзистора, а яыход - с Пязой первого транзистора, связанного кол- лектором с базой второго транзистора, отличающийся тем,что, с целью расширения дидактических возможностей, он снабжен реле времени, дополнительным транзистором и резистором, причем эмиттер второго трак зистора дополнительно подключен к эмиттеру дополнительного транзисто- р-а, коллектор которого через контакты реле времени подключен соответственно к второму выводу преобразователя электрического сигнала в акустический и через дополнительный резистор к первому полюсу источника постоянного тока.

Похожие патенты SU1442968A1

название год авторы номер документа
Демонстрационное устройство для обучения музыкальной грамоте 1987
  • Иванов Виктор Захарович
SU1622890A1
СПОСОБ СИНХРОНИЗАЦИИ РИТМОВОЙ СТРУКТУРЫ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ТЕННИСИСТА С РИТМОВОЙ СТРУКТУРОЙ ТРАЕКТОРИИ ДВИЖЕНИЯ МЯЧА 2011
  • Аракчеев Дмитрий Владимирович
  • Великанов Юрий Владимирович
RU2602229C2
Устройство для дозирования и контроля физических нагрузочных проб 1974
  • Кленов Леонид Петрович
  • Мельников Владимир Яковлевич
SU563163A1
Игральный автомат-аттракцион 1988
  • Сокун Май Григорьевич
SU1648517A1
Устройство для демонстрации изображений при лечебной гимнастике 1979
  • Ротенберг Давид Григорьевич
  • Иткис Мирон Файвелович
  • Царев Геннадий Георгиевич
  • Майко Виталий Иванович
  • Лондарев Александр Григорьевич
  • Баранчук Александр Иванович
  • Притиск Александр Прокофьевич
  • Лазаретник Авраам Шимонович
  • Радзинский Марк Михайлович
SU774553A1
Игровой автомат 1988
  • Сокун Май Григорьевич
SU1650173A1
СПОСОБ НАСТРОЙКИ КЛАВИШНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ 2008
  • Яновский Александр Владимирович
RU2405215C2
Метроном 1929
  • Немцов В.И.
SU23747A1
ГРИФОВЫЙ ЭЛЕКТРОМУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ, ГЕНЕРАТОР ТОНА, ОПТРОННАЯ ПЕДАЛЬ ГРОМКОСТИ 2003
  • Манухин А.И.
RU2249859C2
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ 1995
  • Лохов Михаил Иванович
RU2065736C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 442 968 A1

Реферат патента 1988 года Электронный метроном

Изобретение относится к техническим средствам обучения музыке. Целью изобретения является расширение дидактических возможностей. В схему электронного метронома, содержащую генератор с емкостью и переменным сопротивлением, громкоговорителем и батареей питания, введено автоматическое реле времени и дополни- тельньй контур с добавочным транзистором, последовательно соединенный с громкоговорителем. Последний вырабатывает звуковые щелчки, вызываемые импульсами, которые подаются от генератора. Если автоматическое реле времени выключает звуковую катушку громкоговорителя, звучание щелчков прекращается, но источник питания не отсоединяется от генератора и последний продолжает работать молча в неизменном ритме. Это обеспечивается тем; что при выключении звуковой катушки тут же включается резистор такого же сопротивления и, следовательно, нагрузка в цепи генератора не изменяется. Предлагаемое устройство предназначено для контроля и развития чувства ритма ученика при обучении музыке. Пусть, например,ученик играет на фортепиано в сопровождении щелчков метронома. В заданный момент реле времени выключает звук щелчков, а через некоторое время снова включает его. Если после этого оказывается, что ритм игры ученика разошелся с метрономом, можно заключить , что чувство ритма ученика развито недостаточно. Увел гчивая продолжительность молчания метронома, после которой ученику удается сохранить ритм, можно разрабатывать чувство ритма. 1 ил. и (Л 42i 4ib Ю СО О5 СХ)

Формула изобретения SU 1 442 968 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1988 года SU1442968A1

Иванов Б
Простейший электронный метроном: Электроника - музыке
М., 1970, вып.10, с.15.

SU 1 442 968 A1

Авторы

Редько Григорий Борисович

Сухова Татьяна Сергеевна

Даты

1988-12-07Публикация

1987-03-12Подача