Предлагаемое изобретение, представляющее пособие для обучения слепых арифметике, имеет целью облегчить преподавание, сделать его простым, живым, и интересным, в отличие от обычно применяемого метода обучения при помощи брайлевских досок, который недоступен пониманию детей и по которому обучение взрослых крайне трудно, медленно и требует расхода на дорого стоящую бумагу. Предлагаемое пособие может быть выполнено как в виде. классной доски, так и в виде ящика небольших размеров, могущего служить пособием для учеников и прибором для производства арифметических действий в обыденной жизни взрослых слепых.
На чертеже фиг. 1 изображает вид пособия сверху; фиг. 2-то же, вертикальный разрез по линии на фиг. 1; фиг. 3-вторую форму выполнения пособия, вид сверху; фиг. 4-третью форму выполнения пособия, в вертикальном разрезе; фиг. 5-шашки с цифрами Брайля; фиг. б-шашки со знаками цифр в виде одной, двух или трех точек; фиг. 7- шашки с рельефными арабскими цифрами.
На фиг. 5, 6 и 7 изображены лишь цифры и знаки, нанесенные на передних гранях шашек.
Пособие (1-й вариант) предста: влет деревянный или металлический ящик N (фиг. 1 и 2) с крышкой L, разделенный внутренним дном-наборной доской F-на два отделения: верхнее Н к нижнее W. В верхнем отделении Н правильными рядами расположены металлиI ческие гнезда К наборной доски Р, име; ющие прямоугольное поперечное сечение, а в нижнем отделении W помещена касса Ж, представляющая собою выдвижной ящик с отделениями 1-15, распреj деленными на правую группу J-9 и левую I группу 10-15, между которыми, с целью j лучшей ориентировки обучающегося, расположено промежуточное отделение О.
В отделения кассы М укладываются
металлические призматические шашки К,
соответствующие размерам гнезд JK. КаI ждая из шашек снабжена на боковой грани
выпуклой ориентировочной точкой, предназначенной для правильного вставления
шашки в гнезда . На верхних гранях
шашек /V сделаны выпуклые арифметические знаки или цифры по системе Брайля, при чем в отделении 1 лежат шашки с цифрой 1, в отделении 2-шашки с цифрой 2 и т. .д., отделение 10 служит для шашек с обозначением нулей, отделения же 11-15 предназначены для шашек с арифметическими знаками.
Расставляя требуемые шашки А с цифрами и знаками в гнездах Е наборной доски F, обучающийся производит действия обычным образом, не пользуясь бумагой, а имея перед собой рельефную картину вычисления.
Другая форма выполнения (2-й вариант) предлагаемого пособия снабжена наборной доской F (фиг. 3) с гнездами Е квадратного поперечного сечения. Выдвижная касса Ж имеет только четыре отделения-кассы А,В,С и D для шашек К (выполненных в виде прямоугольных параллелепипедов) и промежуточное отделение О. В каесах А, В к С лежат шашки с цифрами, а в кассе D-шашки с арифметическими знаками. Цифры нанесены шрифтом Брайля на верхней и нижней гранях металлических шашек, что дает возможность на трех шашках (фиг. 5) расположить все десять цифр, а именно: на шашках кассы А-знаки цифр 1 (на верхней грани) и 2 (на нижней грани), из которых вторая служит и для обозначения цифры 3 при поворачивании шашки на 90°; на шашках кассы -В-знаки цифр 4 и 5, из которых первая при последовательном поворачивании шашки на 90 служит для обозначения цифр О, б и 8, а вторая- для 9, и на шашках кассы С- знаки цифры 7 и запасной 4, служащей, как сказано выше, также для обозначения цифр О, 6 и 8. Способ пользования этим видоизменением пособия не отличается от вышеописанного.
Видоизменение (3-й вариант) предлагаемого пособия снабжено выдвижным ящиком Ж, представляющим одну общую кассу Т (фиг. 4) для шашек К кубической формы. Наборная доска F снабжена выдвижным днищем F, чтобы по окончании работы не тратить времени на разборку шашек, а непосредственно высыпать их в кассу Т, которая в это время должна назсодиться во вдвинутом положении. Вйутренние стенки гнезд Е снабжены Двумя желобками, в которые входят выпуклые точки на гранях шашек, когда
последние вставлены в гнезда, а в днище F наборнсий доски, с тою же целью, могут быть сделаны углубления в количестве четырех или шести штук, в два столбца. Таким образом, шашка К, вставленная в гнездо Е, выпуклыми точками на своих боковых гранях попадает в желобки, а точками нижней грани - в углубления днища. Так как в этом случае днище F не может быть выдвинуто в сторону, то наборная доска F вместе с гнездами Е может быть сделана откидной на шарнирах, чтобы при откидывании ее вправо (фиг. 4) шашки К высыпались в выдвинутую вправо же кассу Т. С целью получения бумажных оттисков с набранных на доске F чисел и формул применена металлическая откидная крышка L (фиг. 1 и 3), на внутренней стороне которой сделаны углубления, соответствующие вы.пуклым точкам шашек К. Для получения оттиска бумагу кладут поверх набранных шашек Е и прижимают ее крышкой L.
Шашки Ж, применяемые в описываемом видоизменении пособия, имеют, как сказано выше, кубическую форму и снабжены цифрами Брайля, при чем на боковых гранях нанесень цифры 1, 2, 4 и 5, на верхней-7, а на нижней--вторая 4, которые при соответствующем поворачивании шашки на 90°, подобно сказанному в описании 2-го варианта, дают все десять цифр, некоторые из коих повторяются. Вместо цифр Брайля на трех гранях шашек К (фиг. 6) могут быть применены знаки цифр в виде одной, двух или трех точек, при чем одна точка предназначена, при разных положениях шашки, для обозначения цифр 1, 2, 3 и 4, две точки-для цифр 5, б, 7 и 8 и группа из трех точек-для цифр 9 и 0.
С целью облегчения пользования шашками лицам, незнакомым с цифрами Брайля, грани шашек 1C (фиг. 7) могут быть также снабжены выпуклыми арабскими цифрами О-9, при чем цифра 2 наносится на одной грани с цифрой 1, цифра 4 - с цифрой 3, а О-с цифрой 7.
В случае применения выдвижного днища F (фиг. 4) металлические шашки К могут быть полыми, в приборе же с откидной наборной доской F и углублениями в ее днище должны применяться массивные шашки. Шашки с арифметическими знаками помещаются в кассе Т за особой перегородкой Р (фиг. 4).
Предмет патента.
1. Пособие при обучении арифметике слепых с помещенными в одном ящике выдвижной кассой для цифр и знаков арифметических действий и с доской для набирания их, отличающееся применением предназначенных для составления чисел и формул на наборной доске F призматических шашек К с выпуклыми на верхней грани арифметическими знаками и цифрами по системе Брайля и с ориентировочными выпуклыми точками на боковой их грани, размещаемых по отделениям 1-15 кассы Ж, распределенным на группу 1-9 для шашек К с цифрами и группу 10-15 для шашек со знаками, с целью облегчения отыскивания обучающимися цифр и знаков при расставлении соответственных им шашек по гнездам Е наборной доски F (фиг. 1 и 2).
2. Форма выполнения указанного в п. 1 пособия, отличающаяся применением гнезд Е квадратного поперечного сечения и соответствующей формы шашек Е, размещаемых всего в четырех кассах А, В, С, D и снабженных на верхней и нижней гранях цифрами по системе Брайля так, что на шашках кассы А нанесены знаки цифр 1 и 2, из коих последний служит и для обозначения цифры 3 при поворачивании шашки, на шашках кассы -В- цифры 4 и 5, служащие при поворачивании шашки и для цифр О, б, 8 и 9, и на шашках кассы С-цифры 7 и запасная 4 (фиг. 3 и 5).
3.Форма выполнения указанного в п.п. 1 и 2 пособия, отличающаяся применением помещаемых в общей кассе Т шашек К кубической формы с цифрами Брайля 1, 2, 3, 4, 5, 7 на гранях (фиг. 4 и 5).
4.При указанном в п. 3 пособии применение для помещения точек цифржелобков на стенках гнезд Е и углублений в днище наборной доски F, для облегчения разборки шашек после работ, откидной наборной доски F или выдвил нрго у нее днища, а для получения бумажных оттисков с набранных на доске F чисел и формул - откидной крышки L с углублениями против точек цифр (фиг. 4).
5.При указанном в п. 3 пособии применение на трех гранях кубических шашек К системы знаков цифр в виде одной, двух или трех точек, из которых одна точка предназначена, при разных положениях шашек, для обозначения цифр 1, 2, 3, 4, две точки - для цифр 5 - 8 и группа из трех точек-для цифры 9 и О (фиг. 6).
6.При указанном в п. 3 пособии применение на гранях кубических шашек К рельефных арабских цифр О-9 с целью, облегчения пользован1 я шашками лицами, незнакомыми с цифрами Брайля (фиг. 7).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для набора информации шрифтом Брайля | 1990 |
|
SU1716556A1 |
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ ДЛЯ СЛЕПЫХ | 1970 |
|
SU269641A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИГРЫ В ШАШКИ | 1999 |
|
RU2244581C2 |
Стойка для подсобных шрифтов | 1935 |
|
SU44935A1 |
ПРИБОР ДЛЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОДСЧЕТОВ | 1927 |
|
SU12660A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБЪЕМНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ИГР "СПЕЙС ЧЕСС" | 1992 |
|
RU2097086C1 |
Пособие по изучению азбуки Морзе | 1935 |
|
SU45444A1 |
Учебное пособие для устного производства арифметических действий | 1934 |
|
SU43509A1 |
Прибор для набора и печатания книг для слепых | 1926 |
|
SU5402A1 |
Касса-реал | 1937 |
|
SU65886A1 |
н. п. А.
к патенту Всеукраинского государственного паевого
товарищества для пзготовлеппя наглядных пособпй
при Наркомпросе УССР 14502
сшшшлижш , ,;;1;г тгггг|;л
фиг. 5
Авторы
Даты
1930-03-31—Публикация
1927-03-04—Подача