4
сл
о
00
(X)
Изобретение относится к планетарi ным зубчатым передачам и может быть использовано в автомобилестроении, как, например, в случае опускающих ; механизмов спинок сидений, подлокотников и опускающих механизмов окон, в средствах массового транспорта, при конструировании автодорожных и сельскохозяйственных машин, прице- I пов в мебельной и текстильной про- мьшшенности и т.п.
Известны планетарные механизмы, i у которых корончатое колесо и сател- { лит сформированы из одной заготовки J вместе с плечом и изготавливаются Г специальной технологией точной резки. Передача нагрузки от плеча ка i зубчатое колесо осу1чествляется по- I средством мостиков, которые образуют I ся вдоль всего контура зубьев. Толщи I на листа плеча у этой конструкции зависит от размеров мостика и от тре j буемой ширины зубчатого зацепления, I которая лимитируется не только сооб- I ражениями по прочности, но также не- I обходимостью предотвращения осевого расцепления зубьев в случае передачи силы. Эта опасность актуальна такж,е потому, что в результате примененной технологии в зоне острия зубьев происходит сжатие материала, вследствие чего в этой зоне нельзя использовать полную ширину зубчатого зацепления. : Увеличение требуемой гаирины зубчато- I го зацепления при заданной с точки i зрения прочности величине мостика
вызывает у этой KOHCTpyKujin увеличе- I ние толщины плеча, что в свою оче- : редь повьшает массу механизма и не- целесообразно увеличивает его прочность. Соединение зубчатого колеса с плечом в известной конструкции может состоять и в том, что мостик уменьшается до нулевого значения и передача нагрузки от плеча на зубчатое колесо осуществляется посредством лучеобразных несущих зон, которые возникают вследствие конусообразной выемки в области Тюд каждой впа- диной между зубьями, вследствие чего на другой стороне плеча образуется узкий несу1чий элемент треугольной формы, соединяющий каждьп зуб с плечом. Эти узкие несущие элементы не являются с точки зрения прочности выгодными, так как кроме сдвигающей нагрузки в их корневой части возникает также более существенная дополнительная изгибающая нагрузка. Требование углубления самой по себе узкой впадины между зубьями вызывает более острую форму профиля зуба в его ножке с неблагоприятным внутренним углом при вершине с небольшим радиусом закругления, в результате чего повышаются требования не только к качеству материала штампованного изделия, но также к изготовлению прессового инструмента, тем самым снижается его срок службы (Патент С1)1А № 4184714, кл. А 47 С 1/025, 1980).
Цель изобретения - упрощение технологии изготовления механизма за счет использования штамповки при изготовлении зубчатых колес механизма из одной заготовки.
На фиг. 1 представлено плечо, оснащенное центральным колесом с внутренним зубчатым зацеплением (вид Р на фиг. 2); на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - плечо, оснащенное сателлитом с внешним зубчатым зацеплением (вид W на фиг. 4); на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг. 3; на фиг. 5 - зубчатый планетарный механизм, примененньм в качестве регулируемого шарнира спинки сиденья, продольный разрез; на фиг. 6 - разрез В-В на фиг. 2; на фиг. 7 - разрез Г-Г на фиг. 4.
IГ)
Плоское центральное колесо с внутренним зубчатым зацеплением 14 имеет плечо 1, штампованную ступицу выступающую частично или полностью за пределы плоскости плеча 1 и не имеющую функционального назначения. Внутри ступицы 3 отшта шовано отверстие 6. Соединение ступицы 3 с плечом 1 осуществляется посредством несущих мостиков 5, образованных в местах увеличенных впадин 4 между зубьями. Увеличенная впадина 4 между зубьями, созданная хотя бы в одном месте внутреннего зубчатого зацепления 14 центрального колеса 2, имеет на уровне рабочей высоты h зубьев 13 1трину га. Эта ширина равна или бать- ше, чем шаг t зубьев 13, измеряемый на том же диаметре. Шаг t определяется делительным углом Ч , образованным осями симметрии с двух соседних зубьр.в 13, не смежных с этой впадиной. Оси симметрии С проходят центром S| центрального колеса 2 или центром S сателлита 8с Увеличенкые впадины 4 и 11 между зубьями, имегацие требуемую ширину га, образуются в результате исключения одного или нескольких зубьев 13 на внешлогично (как в случае Hecyiwx мостиков 5 ступицы 3), аксиапьно выгнутые плечи несущих мостиков 9, имеющих ширину q, должны лежать под окружнем 15 или внутреннем зубчатом зацеп- костью К р впадин внешнего зубчалении 14, Из диаграммы бокового зазора трохоидного зацепления вытекает, что отсутствие некоторого из зубьев внешнего или внутреннего зубчатого Q зацепления не оказывает практически никакого,влияния на величину бокового зазора, поскольку нагрузка автоматически передается следующей парой зубьево Имея в виду конкретную гео- 15 метрию и конфигурацию зубчатого зацепления, это не всегда должен быть именено соседний зуб. Для сохранения характера кругового относительного движения качения с кинематичес- 2о кой точки зрения достаточно, если в зацеплении находятся хотя бы три зуба на соответствую цем взаимном расстоянии, что также является ограничивающим условием использования 25 изобретения о Несущий мостик 5 ступицы 3 имеет ширину и. Для предот- вра чения возможного столкновения с зубьями 13 сателлита 8 аксиально вынутые плечи, образующие несущий зо мостик 5, лежат над окружностью впадин к внутреннего зубчатого зацепления 14«центрального колеса 2. Ввиду того, что внутреннее зубчатое зацепление 14 центрального колеса 2 5 запрессовано непосредственно в плечо 1, несу; Аие мостик 5 передают на ступицу 3 только частичную нагрузку. Когда к плечу 1 прикреплены заклепкатого зацепления 15 сателлита 8, чтобы избежать возможного столкновения с зубьями 13 центрального колеса 2.
На фиг. 4 показано исполнение плеча 7 с отрицательными мостиками когда глубина штамповки сателлита 8 в плече 7 превьш1ает толщину плеча 7 Это исполнение у сателлитов 8 с внеш ним зубчатым зацеплением возможно только в благоприятных с точки зрения прочности случаях, так как в отличие от несущих мостиков 5 ступицы 3 несущие мостики 9 передают на пле чо 7 всю нагрузку. Повышение несущей способности мостиков 9 можно во многих случаях достигнуть добавлени ем еще одного мостика 9, что в связи с характером нагрузки и относительно большим сечением несущих пле является достаточным. Несущие мости ки 5 и 9 ступицы 3 и сателлита 8 со ответственно размещаются симметрично по контуру зубчатых колес, особенно в исполнения с отрицательными мостиками,
Формула изобретени
1 Зубчатый механизм главным образом для сиденья с регулируемой спинкой, содержащий взаимодействующи зубчатые колеса, одно из которых пло
J,Cl JX llJfc i-TJ Jl,.1.J -fc-« -«- ---
ми в отверстиях 12 дальнейгжй защит- 40 «« центральное колесо с внутренним
ньй лист с концентрической посадкой для эксцентриситета, который также передает одинаковьй тип нагрузки как несущие мостики 5, можно у плеча 1 существенно уменьшить толпщну и использовать минимальное число увеличенных впадин 4 между зубьями и несущих мостиков 5.
На фиг. 3 и 4 показано плечо 7, оснащенное сателлитом 8 с внешним зубчатым зацеплением 15. Сателлит 8 также частично или, как показано на чертеже, полностью выступает за плоскость плеча 7 и в своей средней части имеет отверстие 10. Соединение плеча 7 с сателлитом 8 осутчест- вляется при помощи несуиих мостиков 9, созданных в местах с увеличенными впадинами 11 между зубьями. Аназацеплением, другое сателлит с внешним зацеплением, каждое из которых сформировано из одной детали совмес но с бортами, имеющими поводок, огр де ничивающий межосевое расстояние сер дины зубчатых колес на величину экс центриситета, отличающий- с я тем, что, с целью упрощения технологии изготовления механизма, по меньшей мере одно из колес имеет в ряду зубьев по крайней мере одну впадину, ширина которой в зоне рабо чей высоты выбрана равной или большей шага зубьев измеренного на том с же диаметре и определена угловым ша гом, ограниченным осями симметрии не прилеганиях к впадине зубьев, а в месте впадины между зубьями образованы несущие мостики.
50
логично (как в случае Hecyiwx мостиков 5 ступицы 3), аксиапьно выгнутые плечи несущих мостиков 9, имеющих ширину q, должны лежать под окружкостью К р впадин внешнего зубчакостью К р впадин внешнего зубчатого зацепления 15 сателлита 8, чтобы избежать возможного столкновения с зубьями 13 центрального колеса 2.
На фиг. 4 показано исполнение плеча 7 с отрицательными мостиками, когда глубина штамповки сателлита 8 в плече 7 превьш1ает толщину плеча 7. Это исполнение у сателлитов 8 с внешним зубчатым зацеплением возможно только в благоприятных с точки зрения прочности случаях, так как в отличие от несущих мостиков 5 ступицы 3 несущие мостики 9 передают на плечо 7 всю нагрузку. Повышение несущей способности мостиков 9 можно во многих случаях достигнуть добавлением еще одного мостика 9, что в связи с характером нагрузки и относительно большим сечением несущих плеч является достаточным. Несущие мостики 5 и 9 ступицы 3 и сателлита 8 соответственно размещаются симметрично по контуру зубчатых колес, особенно в исполнения с отрицательными мостиками,
Формула изобретения
1 Зубчатый механизм главным образом для сиденья с регулируемой спинкой, содержащий взаимодействующи зубчатые колеса, одно из которых пло«« центральное колесо с внутренним
зацеплением, другое сателлит с внешним зацеплением, каждое из которых сформировано из одной детали совместно с бортами, имеющими поводок, ограничивающий межосевое расстояние середины зубчатых колес на величину эксцентриситета, отличающий- с я тем, что, с целью упрощения технологии изготовления механизма, по меньшей мере одно из колес имеет в ряду зубьев по крайней мере одну впадину, ширина которой в зоне рабочей высоты выбрана равной или большей шага зубьев измеренного на том же диаметре и определена угловым шагом, ограниченным осями симметрии не прилеганиях к впадине зубьев, а в месте впадины между зубьями образованы несущие мостики.
2. Механизм поп. 1, отличающий с я тем, что несущий мостик центрального колеса образован аксиально изогнутым плечом, лежащим над окружностью впадин зубьев центрального колеса.
3. Механизм по п, I, о т л и ч а- ю щ и и с я тем, что несущий мостик сателлита образован аксиально изогнутым плечом, лежаршм под окружностью впадины зубьев сателлита.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПЛАНЕТАРНЫЙ ТОРЦОВЫЙ МОТОР-РЕДУКТОР | 1998 |
|
RU2150623C1 |
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ | 1993 |
|
RU2111396C1 |
Бесшатунный механизм | 2023 |
|
RU2805423C1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА | 2001 |
|
RU2194894C1 |
ПЛАНЕТАРНЫЙ МЕХАНИЗМ | 2013 |
|
RU2539438C1 |
ПЛАНЕТАРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ - 18 | 1993 |
|
RU2079708C1 |
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ | 1993 |
|
RU2097214C1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ СОГЛАСУЮЩАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ (ВАРИАНТЫ) | 2014 |
|
RU2570187C2 |
ЧЕРВЯЧНО-ВИНТОВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ ЗАМЕНЫ ШТАТНЫХ ДИФФЕРЕНЦИАЛОВ, СМОНТИРОВАННЫЙ В ШТАТНЫХ РЕДУКТОРАХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 2019 |
|
RU2730357C1 |
ПЛАНЕТАРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ-19 | 1995 |
|
RU2138685C1 |
Изобретение относится к планетарным механизмам для настройки положения с внутренним зацеплением зубьев, как, например, в случае опус- каюрщх механизмов спинок сидений, подголовников и механизмов для опускания окон в автомобилестроении. в конструировании текстильных станков, детских колясок, в мебельной промышленности, в конструировании сельскохозяйственных машин и т.п. Целью изобретения является упрощение технологии изготовления механизма за счет использования штамповки при изготовлении зубчатых колес из одной заготовки. Для зтого зубчатое зацепление по меньшей мере одного зубчатого колеса имеет в венце зубьев минимум одну увеличенную впадину мезаду зубьями, ширина которой в зоне рабочей высоты зубьев равняется или больше шага между зубьями, измеряемого на том же диаметре. Эта ширина определяется делительным углом, ограниченным осями симметрии двух соседних с впадиной не смежных зубьев, причем в месте этой впадины образуются несущие мостики ступицы или сателлита. 2 з.п.ф-лы, 7 ил. Ё (Л
qjus.l
8
15
11
а
Авторы
Даты
1989-01-15—Публикация
1983-11-21—Подача