1
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в общем и судовом машиностроении для соединения деталей и узлов механизмов и аппаратов, работаиицих в условиях воздействия агрессивной среды.
Целью изобретения является обеспечение функционирования резьбового соединения в качестве разъемного соединения во всех условиях эксплуатации, в том числе в агрессивной среде , при появлении увеличенного натяга 3 резьбовом соединении, вызванного изменением линейного размера деталей.
На фиг. 1 представлена резьбовая пар.а в сборе; на фиг. 2 - сечение
элементов резьбовой пары при наклоне канавок на обоих элементах, в сторону, противоположную направлению витков резьбы; на фиг. 3 - то же, при наклоне канавок в противоположные стороны.
При сборке соединения, например с .правой резьбой, вращение как болта 1, , так и гайки 2 осуществляется по часовой стрелке..
Для обеспечения максимальной податливости соединения к развинчиванию канавки 3 и 4 располагают перпендикулярно торцам элементов, выполняют на глубину до основания резьбу 5 и 6 и наклоняют оси симметрии поперечного сечения канавок 7 и 8 против часовой
1
Ьд
стрелки по отношению к касательной 9 и 10 к среднему диаметру резьбы 11 и 12 (фиг. 2). На фиг. 3 показано то же, но канавки, выполненные на ОДНОМ из элементов (в частности, на болте), наклонены по часовой стрелке, что обеспечивает эффект стрпорения.
Конструкция элементов обеспечива- ;ет увеличение прдатливости соединения :при силовом воздействии на гайку.Это объясняется teM, что на резьбовой поверхности образуется ряд лепестков, Iпредставляющих собой как бы наклонные ;балки с жестко заделанньм одним кон- :цом. Любое усилие, прикладываемое к :гайке в направлении, параллельном ее ;торцам, вызывает появление силы, из- {гибающей эту балку, и,следовательно, i при достаточном значении силы вызы- |вает изгиб балки, приводящий к нару- 1шению взаимного сцепления резьбовых iповерхностей. Это дает.возможность i отвинчивать гайку стандартным инстру- ;ментом. Таким образом, легкое обету- кивание гайки уменьшает сцепление резьбовых поверхностей. Кроме того, при отворачивании гайки стандартным инструментом реализуется возможность взаимного изгиба лепестков резьбы гайки и болта, что позволяет осуществлять разборку без затруднений.
В случае изменения линейных размеров деталей с резьбой под воздействием внешних условий и появления вызванного этим натяга в резьбовом сое- :динении наличие резьбы в виде ряда наклонных балок позволяет использовать возможность деформации (изгиба) этих балок в пределах, допускаемых шириной углублений на резьбовой поверхности. При этом происходит изгиб лепестков резьбы на стержне и гайке, но практически не образуется натяг. Соединение может быть разобрано стандартным инструментом.
Для изделий, функционирующих в парах агрессивных сред (например, морской воды),достаточно вьтолнить наклонные углубления на поверхности
5 Q
5
0
5
0
резьбы только одного из резьбовых элементов.
Для повьшгения устойчивости резьбового соединения к самоотвинчиванию в начальный период эксплуатации (.До образования прочного взаимного сцепления резьбовых поверхностей) целесообразно выполнять наклонные углубления на гайке и резьбовом стержне, . направленные в разные стороны.
Формула изобретения
1 .Разъемное соединение, содержащее резьбовую пару в виде стержня с резьбой и гайки, отличающееся тем, что, с целью облегчения разъема элементов пары при работе в агрессивной среде и в условиях увеличения натяга за счет изменения линейных размеров, на рабочей поверхности по крайней мере одного из элементов резьбовой пары выполнены равномерно размещенные по окружности канавки, доходящие до основания, резьбы и образованные двумя, параллельными плоскостями, перпендикулярными торцам резьбового элемента, при этом ось симметрии поперечного сечения канавки расположена по отношению к каса- те льной к среднему диаметру резьбы в точке.их пересечения под углом, не равным 90.
2.Соединение по п.1, о т л и ч а- ю щ е е с я тем, что, с целью максимального облегчения разбррки узла, канавки выполнены на обоих элементах и наклонены в сторону, противоположную направлению витков резьбы.
3.Соединение по п.1, отличающееся тем, что, с целью создания эффекта стопорения, канавки выполнены на обоих элементах и наклонены в противоположные стороны.
4.Соединение по п.1, отличающееся тем, что, с целью увеличения эффекта стопорения, канавки выполнены на обоих элементах и наклонены в сторону направления резьбы. .
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СТОПОРЯЩЕЕСЯ РЕЗЬБОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ | 1992 |
|
RU2155886C2 |
СТОПОРНОЕ РЕЗЬБОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ ЗЕМЛЯКОВА Н.В. | 1992 |
|
RU2040711C1 |
ГАЙКА САМОСТОПОРЯЩАЯСЯ | 2003 |
|
RU2241870C1 |
САМОСТОПОРЯЩЕЕСЯ РЕЗЬБОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ | 2001 |
|
RU2194198C1 |
САМОСТОПОРЯЩЕЕСЯ РЕЗЬБОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ | 2000 |
|
RU2191299C2 |
ПРУЖИННАЯ ГАЙКА И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПРУЖИННЫХ ГАЕК | 2001 |
|
RU2199035C1 |
Резьбовое соединение деталей | 1979 |
|
SU830025A1 |
Насосно-компрессорная труба для добывающих скважин | 2016 |
|
RU2665663C2 |
Самостопорящийся резьбовой элемент | 1989 |
|
SU1705623A1 |
Самоконтрящаяся гайка | 1986 |
|
SU1390450A1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве разъемного соединения деталей и углов механизмов, аппаратов, работающих в условиях воздействия агрессивной среды. Цель изобретения - облегчение разъема элементов пары при работе в агрессивной среде и в условиях увеличения натяга за счет изменения линейных размеров. Разъемное соединение включает в себя болт и гайку. На рабочих поверхностях элементов резьбовой пары выполнены одни канавки, соответственно перпендикулярные торцам элементов и доходящие до основания резьб. Оси симметрии поперечного сечения других канавок наклонены к касательным к среднему диаметру резьб в точке их пересечения под углом, не равным 90 . Наибольшая податливость соединения к развинчиванию достигается при наклоне канавок на обоих элементах в сторону, противоположную направлению витков резьб. Эффект стопорения достигается при наклоне канавок на одном из элементов в противоположную сторону. 3 3.п. ф-лы, 3 ил. Q (С (Л
Напрадление Sflauje- ния при раз6ин{ иван1/и
фиг, /
фиъ, 2
Орлов П.И | |||
Основы конструирования | |||
Кн | |||
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
М,: Машиностроение, 1977, с | |||
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов | 1921 |
|
SU7A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1989-02-28—Публикация
1986-12-10—Подача