Изобретение относится к мотоцикло- строению, в частности к приводам на заднее колесо мотоцикла и блокированного привода на колесо боковой коляски.
Цель изобретения - улучшение эксплуатационных свойств за счет повышения проходимости,
На фиг. 1 схематично изображен мотоцикл с боковой коляской, вид сверху; на фиг. 2 - узел Т на фиг. 1; на фиг. 3 - мотоцикл, другое исполнение; на фиг. 4 - узел II на фиг. 3.
Мотоцикл с боковой коляской (фиг. 1) содержит картер 1 с коробкой 2 передач, ведущий элемент 3 выходного вала 4 коробки 2 передач кинематически связан цепной передачей 5 с задним колесом 6 мотоцикла. Вал 7 привода колеса 8 боковой коляски установлен в картере 1 соосяо выходному валу 4. За одно целое с ведущим элементом 3 выполнена неподвижная кулачковая полумуфта 9, имеющая возможность взаимодействия с подвижной управляющей кулачковой полумуфтой 10 подпружиненной упругим элементом 11 навстречу рабочему перемещению и установленной на шлицах вала 7 привода. На несущем элементе 12 боковой коляски установлен ведомый вал 13, связанньй карданной передачей 14 с валом 7 привода, а на ведомом валу 13 установлена звездочка 15, связанная цепной передачей 16 с колесом 8 боковой коляски i Управляемая полумуфта 10 связана вилкой 17 переключейня, установленной на оси 18, с рычагом 19 управления, установленным но оси 20.
Мотоцикл работает следующим образом.
При приближении к участку тяжелой дороги или когда мотоцикл начнет буксовать водитель должен приложить усилие к рычагу 19 управления (фиг. 2), который, поворачиваясь на 20, воздействует на вилку 17, перемещая ее по оси 18 влево. Вилка 17 перемещает управляемую кулачковую полумуфту 10, которая, двигаясь по шлицам вала 7 приво дд, сжимает упругни элемент 11. Кулачки управляемой полумуфты вступают во взаимодействие с кулачками неподвижной кулачковой полумуфты 9, выполненной за одно целое с ведущим элементом 3, установленном на выходном валу 4, при этом
s
0
5
0
5
0
5
0
5
кулачковая муфта включается, ведуш11й элемент 3 и вал 7 привода блокируется. Приводной момент от ведущего элемента 3 цепной передачей 5 передается на заднее приводное .колесо 6 мотоцикла, а также через кулачковые полумуфты 9 и 10, вал 7 привода, карданную передачу 14, ведомьй вал 13, звездочку 15, цепную передачу 16 - на колесо 8 боковой коляски.
После преодоления участка тяжелой дороги при снятии нагрузки с рычага 19 переключения кулачковые полумуфты 9 и 10 автоматически, под действием упругого элемента 11, разомкнутся, тем самым произойдет отключение привода на колесо 8 боковой коляски.
Свойство автоматического отключения привода на колесо коляски при снятии усилия водителя на рьшаг управления повьшает безопасность мо.тоцикла.
При другом исполнении (фиг. Зи4) вал 7 привода заменен валом 21 привода, установленным параллельно выходному валу 4 и связанным с ним цепной передачей 22, которая связывает звездочку 23, установленную как одно целое с ведущим элементом 3, и звездочку 24, установленную свободно на валу 21 привода. Неподвижная кулачковая полумуфта 9 выполнена за одно целое со звездочкой 24, а управляемая кулачковая полумуфта 10 установлена на шлицах вала 21 привода.
Мотоцикл в другом исполнении работает следующим образом.
При приближении к участку тяжелой дороги или когда мотоцикл начнет буксовать водитель должен приложить усилие к рычагу 19 управления, который, поворачиваясь на оси 20, перемещает вилку 17 по оси 18 влево. Вилка 17 перемещает управляемую кулачковую полумуфту 10, которая, двигаясь по шлицам вала 21 привода, сжимает упругий элемент 11. Кулачки управляемой полумуфты 10 вступают во взаимодействие с кулачками полумуфты 9, выполненной за одно целое со звездочкой 24, свободно установленной на валу 21 привода, при этом кулачковая муфта включается и ведущий элемент 3 блокируется с валом 21 привода. Приводной момент от ведущего элемента 3 цепной передачей 5 передается на заднее колесо 6 мотоцикла и посредством звездочки 23, цепной передачи 22, звездочки 24, кулачковых полумуфт 9 и 10 вала 21 привода,карданн передачи 14, ведомого вала 13, звездочки 15 и цепной передачи 16 - на колесо 8 боковой коляски.
При.снятии воздействия с рычага 19 управления полумуфты 9 и 10 автоматически размыкаются.
Автоматическое размыкание полумуф можно осуществить и другим свособом например, подпружинив рычаг 19 управления навстречу рабочему перемещению (не показано).
Расположение вала 21 привода относительно выходного вала 4 позволяет расширить компоновочные возможности привода, например расположить карданный вал в месте, где не мешает ноге водителя, или уменьшить угол его установки, что уменьшает нагрузки на карданную пг: едачу. При предлагаемом исполнении приводной момент передается к приводному колесу мотоцикла цепной передачей, а к колесу боковой коляски приводом, конечным элементом которого служит также цепная передача, что позволяет снизить неподрессоренную массу подвесок приводных колес и тем самым повысить комфортабельност мотоцикла с боковой коляской.
Формула изобретения
1. Мотоцикл с приводом колеса боковой коляски, содержащий двигатель, расположенньш между передним
и задним колесами мотоцикла, выполненный в едином корпусе с коробкой передач, выходной вал с ведущим элементом которой размещен парал-. лельно осям колес, а ведущий элемент кинематически связан с задним колесом мотоцикла и размещен со стороны боковой коляски, колесо которой
0 кинематически связано с валом привода, установленного в том же корпусе, отличающийся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных свойств за счет повьпиения
5 проходимости, ведущий элемент выходного вала коробки передач связан с валом привода колеса боковой коляски через кулачковую муфту, неподвижная полумуф га которой связана с ведущим
0 элементом, а подвижная управляемая полумуфта установлена на валу при- вода.
2.Мотоцикл по п. 1, отличающийся тем, что, с целью повы5 шения безопасности, управляемая полумуфта подпружинена относительно неподвижной полумуфты.
3.Мотоцикл по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что вал привода
0 установлен соосно с выходным валом коробки передач, а неподвижная полу- муфта выполнена за одно целое с ведущим элементом.
4.Мотоцикл по пп. 1 и 2, о т- личающийся тем, что, с целью увеличения полезного объема коляски мотоцикла, вал привода установлен параллельно выходному валу коробки передач.
5
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРИВОД ПЕРЕДНЕГО КОЛЕСА МОТОЦИКЛА | 1995 |
|
RU2092371C1 |
ПОЛНОПРИВОДНОЙ МОТОЦИКЛ | 2013 |
|
RU2534161C1 |
ПОЛНОПРИВОДНОЙ МОТОЦИКЛ (ВАРИАНТЫ) | 2017 |
|
RU2648647C1 |
ОДНОКОЛЕЙНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1993 |
|
RU2087369C1 |
МОТОЦИКЛ ВНЕДОРОЖНЫЙ ПОЛНОПРИВОДНЫЙ | 2022 |
|
RU2792786C1 |
ПРИВОД ПЕРЕДНЕГО КОЛЕСА МОТОЦИКЛА | 2014 |
|
RU2559857C1 |
ПЕРЕДНЕПРИВОДНОЕ ОДНОКОЛЕЙНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 2016 |
|
RU2640267C1 |
СПОСОБ И СИСТЕМА ПИТАНИЯ СОБСТВЕННЫХ НУЖД | 2016 |
|
RU2708381C2 |
СНЕГОХОД-ТРАНСФОРМЕР | 2010 |
|
RU2442716C1 |
МОТОЦИКЛ | 1997 |
|
RU2111144C1 |
Изобретение относится к мотоцикл ос троению, в частности к приводам на заднее колесо мотоцикла и блокированного привода на колесо боковой коляски. Цель изобретения - улучшение эксплуатационньпс свойств путем повышения проходимости. Мотоцикл содержит картер с коробкой передач 2, ведущий элемент 3 выходного вала 4, котррый кинематически .связан с задним . колесом мотоцикла и колесом боковой коляски через вал привода и карданную передачу. По первому варианту выходной вал 4 коробки передач выполнен с возможностью дополнительной связи с валом привода 7 колеса боковой коляски посредством кулачковой :муфты, неподвижная полумуфта 9 которой выполнена заодно с ведущим эле- ;ментом, а подвижная управляемая полумуфта 10 установлена на валу привода 7,установленногосоосно выходному валу коробки передач. По второму варианту выходной вал 4 коробки передач дополнительно связан с валом привода колеса боковой коляски посредством цепной передачи, связываю щей звездочки, одна из которых установлена как одно целое с ведущим элементом 3, а другая свободно установлена на валу привода с возможностью ее взаимодействия с этим валом посредством кулачковой муфты, неподвижная полумуфта 9 которой выполнена за одно целое со звездочкой вала привода, на которьй. установлена подвижная управляемая полумуфта 10. По . , первому и второму вариантам управляемая кулачковая полумуфта 10 подпружинена навстречу рабочему перемещению. 3 з.п. ф-лы, 4 ил. гз i (Л Од СО Од ОД
t3
Передаточное устройство мотоциклов | 1981 |
|
SU1063691A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1989-03-07—Публикация
1986-06-30—Подача