Способ игровой аудиометрии и устройство для его осуществления Советский патент 1989 года по МПК A61B5/12 

Описание патента на изобретение SU1468503A1

О5 00 01

о оо

руют двигательные реакции, подкрепляют правильные реакции предъявлением фрагмента изображения, а при неправильной реакции наказывают испытуемого, стирая с экрана предыдущий фрагмент, по реакциям определяют пороги слуховой чувствительности. Предъявление в качестве вознаграждения изображения, складывающегося последовательно из фрагментов, использование наказаний в виде стирания с экрана предыдущих фрагментов активирует заинтересованность испытуемого в опознании звуковых стимулов. В устройстве, реализующем данный способ, использован координатно- точечный метод построения изображения на экране электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) И. В постоянном запоминающем устройстве (ПЗУ) 14, входящем в состав генератора 12 символов,записаны координаты всех точек символов. Перебор точек изображения осуществляется счетчиком 16, запускаемым тактовым генератором 15. Координаты точки изображения с выхода ПЗУ 14 через цифро- аналоговые преобразователи (ЦАП) 17 и 19 поступают на входы горизонтального и вертикального отклонения ЭЛТ. Яркость луча определяется выходным сигналом ЦАП 18, который через электронный ключ 10 поступает на вход управления яркости ЭЛТ. При нажатии кнопки 5 экспериментатора открывается электронный ключ 3, пропускающий выходной сигнал генератора 1 тока на излучатель 4 звука. Если при этом нажата кнопка 6 пациента, то на первом выходе блока 7 совпадения формируется импульс, увеличивающий содержимое реверсивного счетчика 8 на единицу. Выходной код счетчика 8 определяет количество подсвечиваемых фрагментов изображения. Разрешение на подсветку дается блоком 9 сравнения старщих разрядов выходного сигнала счетчика 16 с выходным сигналом счетчика 16. При неправильном нажатии кнопки 6 пациента содержимое счетчика 8 уменьшается на единицу и последний появившийся фрагмент изображения стирается. Буферное запоминающее устройство (БЗУ) 13 по признаку «номер рисунка управляет ПЗУ 14, осуществляя выбор предъявляемого изображения. 3 ил.

Похожие патенты SU1468503A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2010
  • Медведев Илья Николаевич
  • Никишина Нина Алексеевна
RU2417751C1
Способ измерения тонального звукового порога слышимости у детей 1982
  • Батраков Сергей Александрович
  • Конев Иван Афанасьевич
  • Левин Александр Леонидович
  • Леонов Георгий Николаевич
  • Малтинский Моисей Иосифович
  • Мыльников Борис Михайлович
  • Новиков Геннадий Минович
  • Таск Семен Яковлевич
  • Якубович Иосиф Кузьмич
  • Якубович Мария Борисовна
SU1263225A1
АУДИОТЕСТЕР УЛЬТРАЗВУКОВОЙ 2003
  • Гудков А.Г.
  • Леушин В.Ю.
  • Лучкин Г.В.
  • Терешин С.Н.
RU2252698C1
Устройство для автоматизированной оценки порогов чувствительности сенсорных систем человека 1988
  • Кореневский Николай Алексеевич
  • Плотников Вадим Владимирович
  • Нечаев Александр Викторович
  • Бойко Юрий Леонидович
SU1648345A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ СЛУХОПРОТЕЗИРОВАНИЯ 2010
  • Дайхес Николай Аркадьевич
  • Пашков Александр Владимирович
  • Староха Александр Владимирович
  • Литвак Максим Михайлович
  • Ханджапова Юлия Александровна
  • Давыдов Андрей Валерьевич
  • Кузнецов Александр Олегович
RU2414168C1
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 2021
  • Сухинин Михаил Вячеславович
  • Крайсман Жанна Викторовна
  • Лопаков Кирилл Владимирович
  • Петрова Анна Валерьевна
  • Пивоваров Александр Иванович
  • Суркова Елена Германовна
  • Тарасова Ирина Валерьевна
  • Федянина Анна Юрьевна
RU2769620C1
СПОСОБ АНДРЕЕВА О.А. УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДЪЯВЛЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1993
  • Кузнецов Олег Андреевич
RU2020873C1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ НАСТРОЙКИ СЛУХОВОГО АППАРАТА 2019
  • Туфатулин Газиз Шарифович
  • Артюшкин Сергей Анатольевич
RU2722875C1
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 2012
  • Савельева Елена Евгеньевна
RU2481788C1
Способ определения причин отсутствия речи 1980
  • Кулакова Татьяна Борисовна
  • Зайцева Татьяна Прохоровна
  • Марчук Игорь Владимирович
  • Бакай Эдуард Аполинарьевич
  • Барышников Александр Александрович
SU992023A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 468 503 A1

Реферат патента 1989 года Способ игровой аудиометрии и устройство для его осуществления

изобретение относится к психофизиологии и предназначено для объективного исследования слуховой чувствительности у детей младшего возраста. Целью изобретения является повышение точности измерения слуховых порогов, испытуемому предъявляют звуковые стимулы, регистри

Формула изобретения SU 1 468 503 A1

1

Изобретение относится к психофизиологии и предназначено для объективного исследования слуховой чувствительности у детей младшего возраста.

Цель изобретения - повышение точности измерения слуховых порогов.

На фиг. 1 приведена структурная схема устройства для игровой аудиометрии; на фиг. 2 и 3 - аудиограммы, полученные при обследовании ребенка пяти лет. Способ осуществляют следующим образом.

Предъявляют звуковые сигналы разной интенсивности. Регистрируют условную двигательную реакцию на звук, игровым подкреплением которой служит появление очередного фрагмента рисунка. При неправильной реакции испытуемого стирают предыдущий фрагмент. На основании полученных результатов строят аудиометрическую кривую.

Пример 1. Исследована слуховая чувствительность Юры А., 5 лет. Диагноз: двусторонняя нейросенсорная тугоухость III степени. Для обучения ребенка «правилам игры требуется дважды показать процедуру исследования. Получена полная тональная аудиограмма. Спустя два часа ребенка подвергают контрольному обследованию по аналогичной методике, в результате которого получена вторая аудиограмма, совпадающая с первой. Через два дня с целью сравнения проведена аудиометрня с применением способа-прототипа. Сравнение аудиограмм, полученных при двух способах, свидетельствует о том, что при новом способе пороги слуховой чувствительности в диапазоне основных речевых частот являются более

низкими. Положительный эффект подтверждается следующими данными. На группе из 12 детей (от 4-х до 7 лет) проведено сравнительное экспериментальное исследование эффективности известного и нового способов.

О Произведено более двухсот измерений слуховых порогов. Статическая обработка материалов по критерию знаков показала, что при применении предлагаемого способа происходит достоверный (,05) сдвиг порогов в сторону их снижения. Предлагаемый спо5 соб позволяет уточнить пороги в среднем на

10%..

Устройство содержит генератор 1 тона, аттенюатор 2, электронный ключ 3, излучатель 4 звука, кнопку 5 экспериментатора,

0 кнопку 6 пациента, блок 7 совпадения, реверсивный счетчик 8, блок 9 сравнения, второй электронньш ключ 10, электроннолучевую трубку 11 и генератор 12 символов, который, в свою очередь, содержит буферное запоминающее устройство 13,

5 постоянное запоминающее устройство 14, тактовый генератор 15, счетчик 16 и цифро- аналоговые преобразователи 17-19.

Устройство р-аботает следующим образом. Для отображения рисунка на экране электронно-лучевой трубки II использован коор- динатно-точечный метод, при котором электронный луч движется по экрану небольшими перемещениями, заполняя контур рисунка. Для перемещения луча по экрану на

0

отклоняющие пластины «х, «у электроннолучевой трубки (ЭЛТ) подаются напряжения, пропорциональные координатам точек элементов рисунка. Генератор 12 символов построен на основе постоянного запоминающего устройства (ПЗУ) 14, в котором в цифровой форме записаны координаты всех точек символов. Перебор точек изображения осуществляется счетчиком 16 точек или элементов изображения, на который поступают

импульсы с тактового генератора 15. Цифро-

вые коды координат элементов изображения поступают с выхода ПЗУ 14 на цифро- аналоговые преобразователи (ЦАП) 17 и 19 напряжения, с выходов которых подключены к входам «X и «у ЭЛТ II. Для изображения конкретного символа на вход ПЗУ включено буферное запоминающее устройство (БЗУ) 13, которое задает область ПЗУ, где записан требуемый рисунок. Данные о яркости свечения точек также записаны в

Процедура исследования заключается в следующем. Ребенка усаживают перед экра- ном и, подавая заведомо слыщимый им тональный сигнал, показывают обследуемому, 5 что при нажатии рукой на кнопку на экране постепенно возникает изображение картинки. При этом показывают также, что при ощибочном нажатии на кнопку (в отсутствие сигнала) картинка постепенно стирается. Ребенок быстро усваивает «правила

ПЗУ 14, с выхода которого поступают на 20 игры, обычно достаточно двух-трех сочетаЦАП 18 и далее на четвертый выход генератора 12 символов.

Для пофрагментного формирования символов используется модуляция луча ЭЛТ

НИИ сигнала с показом картинки. Таким образом, ребенок своими ответами активно участвует в конструировании изображенья, что повышает его заинтересованность в

по яркости, осуществляемая блоками 8-10. -jc опознании звукового стимула. Далее приТТ 1 -J

На первый вход блока 7 совпадения сигнал поступает с кнопки 5 экспериментатора, которая одновременно через ключ 3 управляет тональным звуковым сигналом, подаваемым на излучатель 4 звука от генератора 1 тона через аттенюатор 2. На второй вход блока 7 поступает сигнал с кнопки 6 пациента. Если кнопка пациента нажата во время подачи звукового сигнала, то на первом выходе блока 7 совпадения формируется импульс, который поступает на суммирующий вход реверсивного счетчика 8. Если кнопка пациента нажата без подачи звукового сигнала, то формируется импульс на втором выходе блока 7 совпадения и поступает на вычитающий вход счетчика 8, выходной код которого определяет количество высвечиваемых элементов изображения. Цифровой код с выхода счетчика 8 поступает на первый вход блока 9 сравнения, на второй вход которого с первого выхода генератора 12 символов поступает цифроступают к исследованию тональных порогов, несколько раз сочетая предъявление чистого тона интенсивностью 80-90 дБ (над уровнем порога у нормальнослышащих) с активным нажатием кистью ребенка на пе30 даль, вырабатывая тем самым условную двигательную реакцию на звук, игровым подкреплением которой служит появление очередного фрагмента рисунка. После того, как ребенок начинает самостоятельно нажимать на педаль, интенсивность звукового

35 сигнала постепенно сжимают до пороговой, повторяя эту методику на каждой частоте речевого диапазона до получения аудио- метрической кривой.

40

Формула изобретения

1. Способ игровой аудиометрии, включающий предъявление испытуемому звуковых . стимулов и подкрепление правильных реакц ий предъявлением изображения, отливой код со счетчика 16. На выходе блока 9 .с чающийся тем, что, с целью повыщения

сравнения формируется сигнал, поступающий далее на управляющий вход электронного ключа 10. При высоком уровне этого сигнала яркость луча на экране ЭЛТ соответствует яркости, заданной генератором 12 символов через четвертый выход, а при низком уровне - луч полностью гасится. Таким образом, объем выводимой части изображения (т. е. количество фрагментов рисунка) на экране ЭЛТ определяется состоянием счетчика 8 высвечиваемых элементов изображения. При каждом новом правильном нажатии кнопки пациента в счетчике высвечиваемых элементов происходит

точности измерения слуховых порогов, при правильной реакции испытуемого на звук предъявляют на экране фрагмент изображения, а при неправильной реакции стирают с экрана предыдущий фрагмент и по 50 этим реакциям определяют пороги слуховой чувствительности.

2. Устройство для игровой аудиометрии, содержащее кнопки экспериментатора и пациента и последовательно установленные генератор тона, аттенюатор, электронный ключ, вход управления которого соединен с кнопкой экспериментатора, и излучатель звука, отличающееся тем, что, с целью повы55

рисунка.

суммирование, а на экране появляются все новые участки рисунка. Данная схема позволяет создать не только эффект пофраг- ментного появления рисунка, но и эффект его пофрагментного стирания, которое происходит при неверных ответах пациента. При каждом неверном нажатии кнопки пациента содержимое счетчика 8 уменьщается на единицу, в результате чего происходит стирание последнего появивщегося фрагмента

Ю рисунка.

Процедура исследования заключается в следующем. Ребенка усаживают перед экра- ном и, подавая заведомо слыщимый им тональный сигнал, показывают обследуемому, 5 что при нажатии рукой на кнопку на экране постепенно возникает изображение картинки. При этом показывают также, что при ощибочном нажатии на кнопку (в отсутствие сигнала) картинка постепенно стирается. Ребенок быстро усваивает «правила

20 игры, обычно достаточно двух-трех сочетаигры, обычно достаточно двух-трех сочетаНИИ сигнала с показом картинки. Таким образом, ребенок своими ответами активно участвует в конструировании изображенья, что повышает его заинтересованность в

опознании звукового стимула. Далее

ступают к исследованию тональных порогов, несколько раз сочетая предъявление чистого тона интенсивностью 80-90 дБ (над уровнем порога у нормальнослышащих) с активным нажатием кистью ребенка на пе30 даль, вырабатывая тем самым условную двигательную реакцию на звук, игровым подкреплением которой служит появление очередного фрагмента рисунка. После того, как ребенок начинает самостоятельно нажимать на педаль, интенсивность звукового

35 сигнала постепенно сжимают до пороговой, повторяя эту методику на каждой частоте речевого диапазона до получения аудио- метрической кривой.

40

Формула изобретения

1. Способ игровой аудиометрии, включающий предъявление испытуемому звуковых . стимулов и подкрепление правильных реакц ий предъявлением изображения, отли .с чающийся тем, что, с целью повыщения

точности измерения слуховых порогов, при правильной реакции испытуемого на звук предъявляют на экране фрагмент изображения, а при неправильной реакции стирают с экрана предыдущий фрагмент и по 0 этим реакциям определяют пороги слуховой чувствительности.

2. Устройство для игровой аудиометрии, содержащее кнопки экспериментатора и пациента и последовательно установленные генератор тона, аттенюатор, электронный ключ, вход управления которого соединен с кнопкой экспериментатора, и излучатель звука, отличающееся тем, что, с целью повы5

шения точности измерений слуховых порогов, в него введены генератор символов, электронно-лучевая труба и последовательно установленные блок совпадения с двумя выходами, реверсивный счетчик, блок сравнения и второй электронный ключ, при этом первый выход генератора символов подключен к второму входу блока сравнения, второй и третий выходы - к входам вертифиг. 2

кального и горизонтального отклонения электронно-лучевой трубки соответственно, а четвертый выход - к сигнальному входу второго электронного ключа, выход которого соединен с входом модуляции яркости электронно-лучевой трубки, кнопка пациента подключена к второму входу блока совпадения, а вход генератора символов является входом признака номера рисунка.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1989 года SU1468503A1

Лях Г
С., Марусева А
И
Аудиоло- гические основы реабилитации детей с ней- росенсорной тугоухостью
Л., 1979, с
Способ образования коричневых окрасок на волокне из кашу кубической и подобных производных кашевого ряда 1922
  • Вознесенский Н.Н.
SU32A1

SU 1 468 503 A1

Авторы

Григорьева Ирина Фридриховна

Лях Галина Семеновна

Лысанов Николай Григорьевич

Даты

1989-03-30Публикация

1987-03-11Подача