О5 00 01
о оо
руют двигательные реакции, подкрепляют правильные реакции предъявлением фрагмента изображения, а при неправильной реакции наказывают испытуемого, стирая с экрана предыдущий фрагмент, по реакциям определяют пороги слуховой чувствительности. Предъявление в качестве вознаграждения изображения, складывающегося последовательно из фрагментов, использование наказаний в виде стирания с экрана предыдущих фрагментов активирует заинтересованность испытуемого в опознании звуковых стимулов. В устройстве, реализующем данный способ, использован координатно- точечный метод построения изображения на экране электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) И. В постоянном запоминающем устройстве (ПЗУ) 14, входящем в состав генератора 12 символов,записаны координаты всех точек символов. Перебор точек изображения осуществляется счетчиком 16, запускаемым тактовым генератором 15. Координаты точки изображения с выхода ПЗУ 14 через цифро- аналоговые преобразователи (ЦАП) 17 и 19 поступают на входы горизонтального и вертикального отклонения ЭЛТ. Яркость луча определяется выходным сигналом ЦАП 18, который через электронный ключ 10 поступает на вход управления яркости ЭЛТ. При нажатии кнопки 5 экспериментатора открывается электронный ключ 3, пропускающий выходной сигнал генератора 1 тока на излучатель 4 звука. Если при этом нажата кнопка 6 пациента, то на первом выходе блока 7 совпадения формируется импульс, увеличивающий содержимое реверсивного счетчика 8 на единицу. Выходной код счетчика 8 определяет количество подсвечиваемых фрагментов изображения. Разрешение на подсветку дается блоком 9 сравнения старщих разрядов выходного сигнала счетчика 16 с выходным сигналом счетчика 16. При неправильном нажатии кнопки 6 пациента содержимое счетчика 8 уменьшается на единицу и последний появившийся фрагмент изображения стирается. Буферное запоминающее устройство (БЗУ) 13 по признаку «номер рисунка управляет ПЗУ 14, осуществляя выбор предъявляемого изображения. 3 ил.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 2010 |
|
RU2417751C1 |
Способ измерения тонального звукового порога слышимости у детей | 1982 |
|
SU1263225A1 |
АУДИОТЕСТЕР УЛЬТРАЗВУКОВОЙ | 2003 |
|
RU2252698C1 |
Устройство для автоматизированной оценки порогов чувствительности сенсорных систем человека | 1988 |
|
SU1648345A1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ СЛУХОПРОТЕЗИРОВАНИЯ | 2010 |
|
RU2414168C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА | 2021 |
|
RU2769620C1 |
СПОСОБ АНДРЕЕВА О.А. УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДЪЯВЛЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ТЕКСТОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2020873C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ НАСТРОЙКИ СЛУХОВОГО АППАРАТА | 2019 |
|
RU2722875C1 |
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА | 2012 |
|
RU2481788C1 |
Способ определения причин отсутствия речи | 1980 |
|
SU992023A1 |
изобретение относится к психофизиологии и предназначено для объективного исследования слуховой чувствительности у детей младшего возраста. Целью изобретения является повышение точности измерения слуховых порогов, испытуемому предъявляют звуковые стимулы, регистри
1
Изобретение относится к психофизиологии и предназначено для объективного исследования слуховой чувствительности у детей младшего возраста.
Цель изобретения - повышение точности измерения слуховых порогов.
На фиг. 1 приведена структурная схема устройства для игровой аудиометрии; на фиг. 2 и 3 - аудиограммы, полученные при обследовании ребенка пяти лет. Способ осуществляют следующим образом.
Предъявляют звуковые сигналы разной интенсивности. Регистрируют условную двигательную реакцию на звук, игровым подкреплением которой служит появление очередного фрагмента рисунка. При неправильной реакции испытуемого стирают предыдущий фрагмент. На основании полученных результатов строят аудиометрическую кривую.
Пример 1. Исследована слуховая чувствительность Юры А., 5 лет. Диагноз: двусторонняя нейросенсорная тугоухость III степени. Для обучения ребенка «правилам игры требуется дважды показать процедуру исследования. Получена полная тональная аудиограмма. Спустя два часа ребенка подвергают контрольному обследованию по аналогичной методике, в результате которого получена вторая аудиограмма, совпадающая с первой. Через два дня с целью сравнения проведена аудиометрня с применением способа-прототипа. Сравнение аудиограмм, полученных при двух способах, свидетельствует о том, что при новом способе пороги слуховой чувствительности в диапазоне основных речевых частот являются более
низкими. Положительный эффект подтверждается следующими данными. На группе из 12 детей (от 4-х до 7 лет) проведено сравнительное экспериментальное исследование эффективности известного и нового способов.
О Произведено более двухсот измерений слуховых порогов. Статическая обработка материалов по критерию знаков показала, что при применении предлагаемого способа происходит достоверный (,05) сдвиг порогов в сторону их снижения. Предлагаемый спо5 соб позволяет уточнить пороги в среднем на
10%..
Устройство содержит генератор 1 тона, аттенюатор 2, электронный ключ 3, излучатель 4 звука, кнопку 5 экспериментатора,
0 кнопку 6 пациента, блок 7 совпадения, реверсивный счетчик 8, блок 9 сравнения, второй электронньш ключ 10, электроннолучевую трубку 11 и генератор 12 символов, который, в свою очередь, содержит буферное запоминающее устройство 13,
5 постоянное запоминающее устройство 14, тактовый генератор 15, счетчик 16 и цифро- аналоговые преобразователи 17-19.
Устройство р-аботает следующим образом. Для отображения рисунка на экране электронно-лучевой трубки II использован коор- динатно-точечный метод, при котором электронный луч движется по экрану небольшими перемещениями, заполняя контур рисунка. Для перемещения луча по экрану на
0
отклоняющие пластины «х, «у электроннолучевой трубки (ЭЛТ) подаются напряжения, пропорциональные координатам точек элементов рисунка. Генератор 12 символов построен на основе постоянного запоминающего устройства (ПЗУ) 14, в котором в цифровой форме записаны координаты всех точек символов. Перебор точек изображения осуществляется счетчиком 16 точек или элементов изображения, на который поступают
импульсы с тактового генератора 15. Цифро-
вые коды координат элементов изображения поступают с выхода ПЗУ 14 на цифро- аналоговые преобразователи (ЦАП) 17 и 19 напряжения, с выходов которых подключены к входам «X и «у ЭЛТ II. Для изображения конкретного символа на вход ПЗУ включено буферное запоминающее устройство (БЗУ) 13, которое задает область ПЗУ, где записан требуемый рисунок. Данные о яркости свечения точек также записаны в
Процедура исследования заключается в следующем. Ребенка усаживают перед экра- ном и, подавая заведомо слыщимый им тональный сигнал, показывают обследуемому, 5 что при нажатии рукой на кнопку на экране постепенно возникает изображение картинки. При этом показывают также, что при ощибочном нажатии на кнопку (в отсутствие сигнала) картинка постепенно стирается. Ребенок быстро усваивает «правила
ПЗУ 14, с выхода которого поступают на 20 игры, обычно достаточно двух-трех сочетаЦАП 18 и далее на четвертый выход генератора 12 символов.
Для пофрагментного формирования символов используется модуляция луча ЭЛТ
НИИ сигнала с показом картинки. Таким образом, ребенок своими ответами активно участвует в конструировании изображенья, что повышает его заинтересованность в
по яркости, осуществляемая блоками 8-10. -jc опознании звукового стимула. Далее приТТ 1 -J
На первый вход блока 7 совпадения сигнал поступает с кнопки 5 экспериментатора, которая одновременно через ключ 3 управляет тональным звуковым сигналом, подаваемым на излучатель 4 звука от генератора 1 тона через аттенюатор 2. На второй вход блока 7 поступает сигнал с кнопки 6 пациента. Если кнопка пациента нажата во время подачи звукового сигнала, то на первом выходе блока 7 совпадения формируется импульс, который поступает на суммирующий вход реверсивного счетчика 8. Если кнопка пациента нажата без подачи звукового сигнала, то формируется импульс на втором выходе блока 7 совпадения и поступает на вычитающий вход счетчика 8, выходной код которого определяет количество высвечиваемых элементов изображения. Цифровой код с выхода счетчика 8 поступает на первый вход блока 9 сравнения, на второй вход которого с первого выхода генератора 12 символов поступает цифроступают к исследованию тональных порогов, несколько раз сочетая предъявление чистого тона интенсивностью 80-90 дБ (над уровнем порога у нормальнослышащих) с активным нажатием кистью ребенка на пе30 даль, вырабатывая тем самым условную двигательную реакцию на звук, игровым подкреплением которой служит появление очередного фрагмента рисунка. После того, как ребенок начинает самостоятельно нажимать на педаль, интенсивность звукового
35 сигнала постепенно сжимают до пороговой, повторяя эту методику на каждой частоте речевого диапазона до получения аудио- метрической кривой.
40
Формула изобретения
сравнения формируется сигнал, поступающий далее на управляющий вход электронного ключа 10. При высоком уровне этого сигнала яркость луча на экране ЭЛТ соответствует яркости, заданной генератором 12 символов через четвертый выход, а при низком уровне - луч полностью гасится. Таким образом, объем выводимой части изображения (т. е. количество фрагментов рисунка) на экране ЭЛТ определяется состоянием счетчика 8 высвечиваемых элементов изображения. При каждом новом правильном нажатии кнопки пациента в счетчике высвечиваемых элементов происходит
точности измерения слуховых порогов, при правильной реакции испытуемого на звук предъявляют на экране фрагмент изображения, а при неправильной реакции стирают с экрана предыдущий фрагмент и по 50 этим реакциям определяют пороги слуховой чувствительности.
рисунка.
суммирование, а на экране появляются все новые участки рисунка. Данная схема позволяет создать не только эффект пофраг- ментного появления рисунка, но и эффект его пофрагментного стирания, которое происходит при неверных ответах пациента. При каждом неверном нажатии кнопки пациента содержимое счетчика 8 уменьщается на единицу, в результате чего происходит стирание последнего появивщегося фрагмента
Ю рисунка.
Процедура исследования заключается в следующем. Ребенка усаживают перед экра- ном и, подавая заведомо слыщимый им тональный сигнал, показывают обследуемому, 5 что при нажатии рукой на кнопку на экране постепенно возникает изображение картинки. При этом показывают также, что при ощибочном нажатии на кнопку (в отсутствие сигнала) картинка постепенно стирается. Ребенок быстро усваивает «правила
20 игры, обычно достаточно двух-трех сочетаигры, обычно достаточно двух-трех сочетаНИИ сигнала с показом картинки. Таким образом, ребенок своими ответами активно участвует в конструировании изображенья, что повышает его заинтересованность в
опознании звукового стимула. Далее
ступают к исследованию тональных порогов, несколько раз сочетая предъявление чистого тона интенсивностью 80-90 дБ (над уровнем порога у нормальнослышащих) с активным нажатием кистью ребенка на пе30 даль, вырабатывая тем самым условную двигательную реакцию на звук, игровым подкреплением которой служит появление очередного фрагмента рисунка. После того, как ребенок начинает самостоятельно нажимать на педаль, интенсивность звукового
35 сигнала постепенно сжимают до пороговой, повторяя эту методику на каждой частоте речевого диапазона до получения аудио- метрической кривой.
40
Формула изобретения
точности измерения слуховых порогов, при правильной реакции испытуемого на звук предъявляют на экране фрагмент изображения, а при неправильной реакции стирают с экрана предыдущий фрагмент и по 0 этим реакциям определяют пороги слуховой чувствительности.
шения точности измерений слуховых порогов, в него введены генератор символов, электронно-лучевая труба и последовательно установленные блок совпадения с двумя выходами, реверсивный счетчик, блок сравнения и второй электронный ключ, при этом первый выход генератора символов подключен к второму входу блока сравнения, второй и третий выходы - к входам вертифиг. 2
кального и горизонтального отклонения электронно-лучевой трубки соответственно, а четвертый выход - к сигнальному входу второго электронного ключа, выход которого соединен с входом модуляции яркости электронно-лучевой трубки, кнопка пациента подключена к второму входу блока совпадения, а вход генератора символов является входом признака номера рисунка.
Лях Г | |||
С., Марусева А | |||
И | |||
Аудиоло- гические основы реабилитации детей с ней- росенсорной тугоухостью | |||
Л., 1979, с | |||
Способ образования коричневых окрасок на волокне из кашу кубической и подобных производных кашевого ряда | 1922 |
|
SU32A1 |
Авторы
Даты
1989-03-30—Публикация
1987-03-11—Подача