Данный способ относится к области психофизиологии познавательных способностей, в частности к методам изучения мозговых механизмов когнитивных способностей, и может быть использован для определения существующего на момент исследования типа мышления у детей дошкольного возраста.
Аналогов заявляемого способа не существует. Способ основан на том, что у детей дошкольного возраста процесс восприятия определяет остальные познавательные способности, и поэтому, оценив функциональное состояние сенсорных зон, возможно определить тип мышления у ребенка на момент исследования.
Целью данного способа является повышение эффективности определения существующего типа мышления у детей дошкольного возраста.
Сущность способа заключается в том, что проводится диагностика перцептивных механизмов, лежащих в основе мыслительных процессов у детей, включающая измерение времени реакции (ВР) на зрительные, слуховые и кожные сигналы, предъявляемые в правое и левое полушария с последующим сопоставлением полученных показателей времени реакции на сигналы каждой модальности. После чего выявляется наиболее реактивная сенсорная зона мозга как показатель «ведущего анализатора», позволяющий установить доминирующий тип мышления у ребенка.
Способ осуществляется путем предъявления зрительных, слуховых и кожных сигналов отдельно в правое и левое полушарие, что позволяет оценивать функциональное состояние сенсорных зон мозга.
На основе полученных данных у детей определяется тип мышления. Способ осуществляется с использованием устройства, изображенного схематически на чертеже.
Данное устройство состоит из панели экспериментатора (1), включающей три пары кнопок (2-7), предназначенных для последовательного предъявления световых, тактильных и звуковых раздражителей с левой и правой сторон на панель испытуемого. Панель экспериментатора содержит счетчик времени реакции испытуемого в мс (10) и кнопки для ручного управления его работой (остановка (8) и обнуление (9)).
Подаваемый с панели экспериментатора сигнал по цепи запускает счетчик времени и одновременно идет на панель испытуемого (11), где вызывает предъявление сигнала определенной модальности.
Панель испытуемого является складной и состоит из двух частей, вертикальной и горизонтальной, размерами 40×30 см каждая. Структурной особенностью панели испытуемого являются вмонтированные источники световых (12, 13), звуковых (14, 15) и кожных (16, 17) сигналов, что сокращая диапазон варьирования стимулов, значительно уменьшает вес и размеры устройства, делая его портативным. На панели испытуемого располагаются две кнопки для правой и левой руки (18), нажатие на которые приводит к остановке счетчика времени на панели экспериментатора.
На вертикальной части панели испытуемого закреплены два световых экрана площадью 0,036 м2 каждый. Взгляд испытуемого фиксируется согласно инструкции по центру вертикальной части панели на светящейся точке (19). Звуковые раздражители предъявляются моноурально через наушники от звукового генератора (встроен в панель экспериментатора). Громкость звука регулируется с панели экспериментатора с помощью двух реостатов (20, 21). Частота предъявляемого звукового сигнала 1000 Гц.
В качестве кожных раздражителей используются плотно прилегающие к ладони вибрирующие пластинки (16, 17), под которыми вмонтированы и звукоизолированны электромоторчики (вид стимула прямоугольный).
Третьим элементом устройства является блок питания (22). Блок питания создает потенциал на правом и левом вибрационных устройствах (16, 17), встроенных в горизонтальную часть панели испытуемого. На блоке питания располагается тумблер «ВКЛ/ВЫКЛ» (23) и тумблер регулировки яркости ламп (24).
Работа с устройством осуществляется по следующей схеме. Испытуемый с одетыми наушниками сидит перед панелью (11), фиксируя взор по средней линии на специальной светящейся точке (19). Каждая рука испытуемого располагается на горизонтальной части панели (11), касаясь ладонью вибрирующих пластин (16, 17), в то время как указательные пальцы располагаются на кнопках (18), позволяющих останавливать счетчик времени (10) после получения сигнала.
Предъявление сигналов испытуемому осуществляется путем нажатия кнопок (2-7) на панели экспериментатора. После нажатия кнопки происходит одновременное предъявление сигнала определенной модальности на панели испытуемого и запуск счетчика времени на панели экспериментатора. Время реакции испытуемого регистрируется в миллисекундах.
Адресация сигналов отдельно в правое и левое полушария совершается путем их монолатерального предъявления. Зрительные стимулы предъявляются на разные поля зрения, что, благодаря анатомическим особенностям зрительных проводящих путей, обеспечивает их преимущественное поступление в исследуемое полушарие. Вибрационное раздражение наносится отдельно на правую и левую руки. Звуковой сигнал подается раздельно через правый и левый наушники.
Интервал между предъявляемыми сигналами при измерении времени реакции составляет 4-5 с. При таком интервале явление задержки времени реакции на последующий сигнал исчезает, а сохраняющееся «остаточное возбуждение» позволяет судить о возбудимости изучаемых сенсорных центров при подаче повторного сигнала той же модальности.
Оценка полученных результатов производится путем сопоставления показателей времени реакции на зрительные, слуховые и кожные сигналы в правом и левом полушариях.
Определяя внутриполушарное соотношение ВР на предъявляемые раздражители, определяется «ведущий анализатор», т.е. сенсорная зона головного мозга, имеющая наименьшее ВР. Таким образом, оценивая внутриполушарное соотношение показателей ВР у обследуемого ребенка, можно определить у него тип мышления (табл.1).
В случае доминирования наглядно-действенного типа мышления у детей дошкольного возраста наиболее ускоренные реакции регистрируются на кожные раздражители, внутриполушарные соотношения имеют вид: ВР кожные < ВР свет < ВР звук.
При доминировании наглядно-образного типа мышления у детей раньше всего отмечаются реакции на зрительные сигналы, обуславливая внутриполушарное соотношение ВР: ВР свет < ВР звук < ВР кожные.
У детей с доминированием словесно-логического типа мышления максимально ускоренные реакции регистрируются на слуховые раздражители, а внутриполушарные соотношения имеют вид: ВР звук < ВР кожные < ВР свет.
Техническим результатом заявленного способа является определение доминирующего типа мышления у детей дошкольного возраста с помощью сенсомоторных показателей, что дает возможность определять ход созревания головного мозга в раннем онтогенезе, диагностируя готовность ребенка к обучению в школе.
В случае отсутствия готовности мозга ребенка к систематическому обучению в школе и после проведения соответствующей коррекции ее эффективность можно проверить с помощью заявленного способа.
Пример 1. Испытуемый B.C., возраст 3,5 года, посещает среднюю группу детского сада. Инструкции к методикам понимает хорошо. Речь развита нормально. Общителен. Участвовал в исследовании с удовольствием. На момент обследования был здоров.
Для определения типа мышления у обследуемого было проведено психофизиологическое обследование согласно заявленного способа.
Результаты измерения показателей времени реакции на зрительные, слуховые и кожные сигналы, предъявляемые в правое и левое полушарии, представлены в табл.2.
Проведенные исследования позволили констатировать, что правополушарное соотношение реактивности сенсорных зон имело вид: ВР кожные < ВР свет < ВР звук; при соотношении реактивности сенсорных зон в левом полушарии: ВР кожные < ВР звук < ВР свет. «Ведущим» анализатором у ребенка являлась кожная сенсорная зона правого полушария.
Доминирование кожного анализатора в обоих полушариях у ребенка позволило определить у него преимущественное развитие наглядно-действенного типа мышления.
Пример 2. Испытуемый К.В., возраст 5 лет и 1 месяц, посещает среднюю группу детского сада. Инструкции к методикам понял с первого раза. В обследовании участвовал с удовольствием. На момент обследования был здоров.
Для определения у обследуемого типа мышления было проведено психофизиологическое обследование согласно заявленного способа.
Показатели времени реакции на зрительные, слуховые и кожные сигналы, предъявляемые раздельно в правое и левое полушарии, у обследуемого представлены в табл.3.
В результате проведенного исследования было установлено, что у обследованного правополушарное соотношение реактивности сенсорных зон имело следующий вид: ВР свет < ВР звук < ВР кожные; тогда как соотношение реактивности сенсорных зон в левом полушарии: ВР свет < ВР кожные < ВР звук. «Ведущим» анализатором у ребенка оказалась зрительная сенсорная зона правого полушария.
На основе проведенного обследования согласно заявленного способа у обследованного ребенка выявлено доминирование зрительного анализатора в каждом полушарии, что указывает на сформированный у К.В. наглядно-образный тип мышления.
Пример 3. Испытуемый В.А., 6 лет 10 месяцев посещает подготовительную группу детского сада. В обследовании участвовал с удовольствием. На момент обследования был здоров.
С целью определения у него типа мышления было проведено психофизиологическое обследование согласно заявленного способа.
Зарегистрированные у ребенка показатели времени реакции на зрительные, слуховые и кожные сигналы, предъявляемые в правое и левое полушарии, приведены в табл.4.
У обследованного ребенка выявлено, что правополушарное соотношение реактивности его сенсорных зон имело вид: ВР звук < ВР свет < ВР кожные; при левополушарном соотношении реактивности сенсорных зон: ВР звук < ВР свет < ВР кожные. Установлено, что наиболее реактивными являются слуховые сенсорные зоны, достоверно не различающиеся в правом и левом полушариях. В результате обследования у ребенка выявлено доминирование слухового анализатора, что указывало на наличие у него словесно-логического типа мышления, что позволяло констатировать его психофизиологическую готовность к обучению в школе.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ЗВЕНЬЕВ В СТРУКТУРЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОЦЕССЫ ВНИМАНИЯ | 2009 |
|
RU2421134C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОПЕРАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ МНЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ | 2009 |
|
RU2412649C1 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ПСИХИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДЕНЦЕВ | 2014 |
|
RU2570052C1 |
СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 2011 |
|
RU2454933C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2001 |
|
RU2178204C1 |
СПОСОБ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ | 2009 |
|
RU2402973C1 |
СПОСОБ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА | 2021 |
|
RU2769620C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ | 2004 |
|
RU2286804C2 |
СПОСОБ СТИМУЛЯЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ РЕБЕНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ | 2009 |
|
RU2405523C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ | 2004 |
|
RU2248227C1 |
Изобретение относится к области психофизиологии познавательных способностей, в частности к методам изучения мозговых механизмов когнитивных способностей, и может быть использован для определения существующего на момент исследования типа мышления у детей дошкольного возраста. Измеряют время простой сенсомоторной реакции на зрительные, слуховые и кожные сигналы, поступающие в правое и левое полушария. Определяют внутриполушарное соотношение времени реакций (ВР) на предъявляемые сигналы, и выявление типа мышления у обследуемого: при ВРкожные < ВРсвет < ВРзвук определяют наглядно-действенный тип мышления; при ВРсвет < ВРзвук < ВРкожные отмечают наглядно-образный тип мышления; при ВРзвук < ВРкожные < ВРсвет регистрируют словесно-логический тип мышления. Способ позволяет повысить эффективность определения типа мышления у детей дошкольного возраста. 1 ил., 4 табл.
Способ психофизиологического определения типа мышления у детей дошкольного возраста, включающий измерение времени простой сенсомоторной реакции на зрительные, слуховые и кожные сигналы, поступающие в правое и левое полушария, определение внутриполушарного соотношения времени реакций (ВР) на предъявляемые сигналы и выявление типа мышления у обследуемого:
при ВРкожные < ВРсвет < ВРзвук определяют наглядно-действенный тип мышления; при ВРсвет < ВРзвук < ВРкожные отмечают наглядно-образный тип мышления; при ВРзвук < ВРкожные < ВРсвет регистрируют словесно-логический тип мышления.
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ ЦНС | 2005 |
|
RU2297790C2 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕБЕНКА | 1999 |
|
RU2190958C2 |
ЧЕРЕМОШКИНА Л.В | |||
и др | |||
Структурно-функциональная организация разноуровневых механизмов мнемических способностей | |||
Развитие научного наследия А.Р | |||
Лурия в отечественной и мировой психологии | |||
- М | |||
- Белгород, 2007, с.168-169 | |||
КУЧЕРОВА Л.П | |||
Исследование особенностей динамики состояния тактильного |
Авторы
Даты
2011-05-10—Публикация
2010-02-15—Подача