ФиэЛ
Изобретение относится к строительству водопропускных сооружений под насыпями железных и автомобильных дорог на пучи- нистых грунтовых основаниях.
Цель изобретения - уменьшение материалоемкости и повышение устойчивости сооружения.
На фиг. 1 изображено водопропускное сооружение, общий вид; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - узел соединения отдельных звеньев между собой; на фиг. 4 - сечение Б-Б на фиг. 3. . Водопропускное сооружение под насыпью содержит водопропускную трубу 1 из отдельных звеньев (блоков), размещенную в теле насыпи 2, опирающееся на пучинистое грунтовое основание 3, и упирающейся своим торцом 4 на откосные стенки оголовков 5, выполненных в виде заглубленных в грунт параболических арок с упорами 6, подвижный температурно-деформационный шов 7, расположенный по оси симметрии насыпи, и соединительные стержни 8, расположенные в теле блоков водопропускной трубы на уровне лотка и перекрытия. Оголовок 5 заглублен ниже предельной поверхности 9 скольжения пучинистых грунтов основания 3. Продольные стержни 8 соединены между собой в стыках между звеньями ванной сваркой 10 и замоноличены бетоном И.
Водопропускное сооружение работает следующим образом.
Откосные стенки оголовков 5 в виде параболической арки с упорами 6, заглубленные ниже расчетной дуги 9 скольжения основания, воспринимают горизонтальные силы, возникающие при выпирании или выдавливании грунтов основания от насыпи и временных нагрузок, исключают продольную растяжку труб и обеспечивают устойчивость земляного полотна и его основания. Кроме этого, углубленные арки являются противофильтрационными экранами. Продольные сквозные металлические стержни 8, размещенные в уровне перекрытия и лотка звена водопропускной трубы 1 и соединенные между собой равнопрочной ванной сваркой 10, определенного диаметра, принимаемого по экспериментальной формуле в зависимости от величины пучения грунтов основания, длины и габаритов блоков, воспринимают растягивающие усилия в блоках при неравномерном морозном пучении грунтов в их основаниях по длине водопропускной трубы, т. е. обеспечивают их прочность, трещиностойкость и устойчивость на пучи5 нистых грунтах. Устройство подвижного тём- пературно-деформационного шва по оси симметрии насыпи уменьшает продольные растягивающие усилия в водопропускной трубе при уплотнении насыпи и изменении
температуры воздуха, одновременно обеспечивая герметичность водопропускной трубы. Улучшение статической работы сооружения позволяет уменьшить материалоемкость и повысить устойчивость сооружения на пучинистых грунтах.
Формула изобретения
1.Водопропускное сооружение под насыпью на пучинистых грунтах, содержаQ щее водопропускную трубу, составленную из блоков, соединенных между собой и размещенных на естественном основании, и оголовков, отличающееся тем, что, с целью уменьшения материалоемкости и повышения устойчивости, каждый из оголовков выполнен
5 в плане в виде параболической арки, обращенной сводом в сторону трубы, и заглублен ниже предельной поверхности скольжения пучинистых грунтов основания.
2.Водопропускное сооружение по п. 1, отличающееся тем, что блоки соединены ме0 таллическими стержнями, размещенными на уровне лотка и перекрытия трубы с площадью сечения F, равной
С 24.24X1 OV- ffiS-fb. Ka EI vРт-l
где hn - величина морозного пучения;
ут - расстояние от нейтральной оси трубы до центра тяжести металлических стержней;
Ra - расчетное сопротивление соединительных стержней;
- изгибная жесткость трубы, с учетом податливости в стыках;
(XT - податливость соединительных элементов;
/т - длина блоков трубы.
I П Ю 8
Ч / /
I55
7
-rl
JO
8
Фиг.З
/L
k-7
Фие. 2
Б-Б
AT
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Водопропускное сооружение под дорожной насыпью | 1980 |
|
SU943372A1 |
ВОДОПРОПУСКНАЯ ТРУБА НА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГЕ С ПУЧИНИСТЫМ ОСНОВАНИЕМ | 2006 |
|
RU2317367C1 |
ВОДОПРОПУСКНАЯ ТРУБА НА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГЕ С ПУЧИНИСТЫМ ОСНОВАНИЕМ | 2004 |
|
RU2272095C2 |
Водопропускное сооружение | 2023 |
|
RU2818236C1 |
ВОДОПРОПУСКНАЯ ТРУБА ПОД НАСЫПЬЮ | 1997 |
|
RU2128264C1 |
ПОДЗЕМНОЕ СООРУЖЕНИЕ ТИПА ОТСТОЙНИК, ВОЗВОДИМОЕ НА ПУЧИНИСТЫХ ГРУНТОВЫХ ОСНОВАНИЯХ | 2001 |
|
RU2206667C1 |
Водопропускное сооружение под насыпью | 1980 |
|
SU943371A1 |
ВОДОПРОПУСКНОЕ СООРУЖЕНИЕ | 1987 |
|
RU2034947C1 |
Оголовок трубчатого водопропускного сооружения | 1986 |
|
SU1355666A1 |
Фундамент сооружения, возводимого в пучинистых грунтах | 1987 |
|
SU1551778A1 |
Изобретение относится к строительству водопропускных сооружений под насыпями железных и автомобильных дорог на пучинистых грунтовых основаниях. Цель изобретения - уменьшение материалоемкости и повышение устойчивости сооружения. Водопропускное сооружение содержит водопропускную трубу 1, составленную из блоков, соединенных между собой металлическими стержнями 8 и размещенных на естественном основании, и оголовков 5. Каждый из оголовков 5 выполнен в плане в виде параболической арки, обращенной сводом в сторону трубы 1, и заглублен ниже предельной поверхности скольжения 9 пучинистых грунтов основания. Площадь сечения металлических стержней определяется из математического выражения в зависимости от величины морозного пучения, геометрических характеристик трубы, расчетного сопротивления материала стержней и податливости соединительных элементов. 1 с. и 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Водопропускное сооружение под насыпью | 1980 |
|
SU943371A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1989-04-23—Публикация
1987-01-19—Подача