1
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве радиальных опор шпинделей металлорежущих станков, валов турбин, компрессоров и других машин.
Цель изобретения - повышение несущей способности смазочного слоя и надежности гидростатодинамического подшипника при его работе в условиях углового перекоса продольной оси вала.
На фиг. 1 изображен гидростатоди- намический подшипник, поперечный разрез; на фиг. 2 - развертка поверхности скольжения-, на фиг. 3 - схема нагружения при действии радиальной F и моментной М нагрузок.
Гидростатодинамический подшипник имеет два ряда смещенных друг относительно друга круглых (в плане)
гидростатических камер 1, охватывающих размещенные в них самоустанавливающиеся вкладыши 2, имеющие антифрикционное покрытие по поверхности 3 скольжения, выступающей над наружной поверхностью 4 гидростатических камер. Вкладыши сопрягаются по сфере с упорами 5, ввинченными в корпус 6 с фиксацией контргайками 7 и обеспечивающими регулировку радиального зазора между поверхностями скольжения 3 и вала 8. Камеры снабжены дросселями 9, выполненными в виде жиклеров для подачи смазочного материала под давлением. Точка качания вкладыша смещена по направлению вращения вала на 0,1 D вкладыша для обеспечения оптимальной несущей способности смазочного слоя по вкладышу.
3 «
Јъ СО, ОО
Вкладыш по диаметру охватывает упругая манжета 10, закрепленная на корпусе 6, не препятствующая самоустановке вкладыша и не допускающая высокое давление с его тыльной стороны.
Перед пуском в гидростатические камеры 1 через дроссель 9 подается под высоким давлением смазочный материал, что обеспечивает разделение поверхностей скольжения вала и подшипника.
При вращении вала с окружной скоростью V в смазочном слое создаются суммарные гидростатические и гидродинамические давления,, причем для самоустанавливающихся вкладышей 2 гидростатические давления являются граничными по его периферии, складывающиеся с высокими гидродинамическими (фиг. 3) . Двухрядная структура камер 1 с равным взаимным смещением в рядах обеспечивает равную несущую способность подшипнику независимо от ориентации вектора радиальной нагрузки на упор 5 или середину перемычки между камерами 1. При экст- ремальных радиальных F и моментных М нагрузках исключены задиры на кромках развитой длины образующей, необходимой для обеспечения высокой несущей способности, благодаря тому, что вал 8 контактирует по всей антифрикционной поверхности самоустанавливающихся вкладышей 2, выступающей над наружной поверхностью 4 гидростатических камер. Внешние нагрузки 5 и М уравновешиваются реакциями смазочного слоя R i и R g в рядах
0
5
0
5
0
5
камер. Слив смазочного материала осуществляется в торцы подшипника.
Если при эксплуатации подшипника известен вектор радиальной F или моментной М постоянной нагрузок, повышение несущей способности подшипника возможно за счет индивидуальной по рядам вкладышей регулировки радиального зазора.
Повышение несущей способности гид- ростатодинамического подшипника по изобретению в качестве шпиндельной опоры повышает точность и производительность обработки изделий, а его противозадирные качества повышают надежность, работоспособность таких опор при действии моментных нагрузок, вызывающих угловой перекос продольной оси вала.
Формула изобретения
Гидростатодинамический подшипник, содержащий охватывающую цапфу вала, втулку с несущими карманами и с расположенными в них элементами для создания гидродинамического давления, отличающийся тем что, с целью повышения несущей способности и надежности при работе в условиях углового перекоса продольной оси вала, элементы для создания гидродинамического давления выполнены в виде самоустанавливающихся антифрикционных вкладышей со сферически регулируемыми упорами, рабочие поверхности которых смещены относительно рабочей поверхности втулки в направлении оси вращения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидростатодинамический подшипник | 1990 |
|
SU1754952A1 |
Гидростатодинамический подшипник | 1988 |
|
SU1687950A2 |
Гидростатодинамический подшипникдля ВАлКОВ пРОКАТНыХ CTAHOB | 1979 |
|
SU810315A1 |
Гидростатодинамическая опора | 1978 |
|
SU794268A1 |
Опорный подшипник скольжения | 1989 |
|
SU1682661A1 |
УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2012 |
|
RU2505719C1 |
СПОСОБ ВЫРАВНИВАНИЯ ОСЕВЫХ НАГРУЗОК ПО НЕСУЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ УПОРНЫХ ПОДШИПНИКОВ И УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2014 |
|
RU2578938C2 |
КОМБИНИРОВАННАЯ ГИБРИДНАЯ ОПОРА | 2007 |
|
RU2346192C1 |
РЕВЕРСИВНЫЙ УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2019 |
|
RU2722222C1 |
Способ подготовки к работе гибридной опоры скольжения с поворотным вкладышем | 1978 |
|
SU985496A1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве радиальных опор. Цель - повышение несущей способности и надежности при работе подшипника в условиях углового перекоса продольной оси вала. В каждом несущем кармане расположен самоустанавливающийся вкладыш со сферическим регулируемым упором, смонтированный выступающим над рабочей поверхностью втулки. Несущая способность такого подшипника складывается из основного гидростатического и оптимального гидродинамического давлений. Превышение поверхности скольжения самоустанавливающихся вкладышей над уровнем наружной поверхности гидростатических камер обеспечивает гидростатодинамическому подшипнику противозадирные качества, необходимые в условиях перекоса продольной оси вала. 3 ил.
Редактор О.Головач
Заказ 1872/32
ВНИИ11И Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат Патент, г. Ужгород, ул. Гагарина,101
Фив. 2
8
Фив.З
Составитель Т.Хромова
Техред Л.Олийнык Корректор С.Шекмар
Тираж 698
Подписное
Способ получения на волокне оливково-зеленой окраски путем образования никелевого лака азокрасителя | 1920 |
|
SU57A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1989-04-23—Публикация
1987-07-21—Подача