1
Изобретение относится к опорным регулируемым телескопическим устройствам для использования преимущественно в шпинделях рабочих стульев регулируемой высоты, в которых вес потребителя в сочетании с весом сиденья и спинки стула создает нагрузку на внутренний элемент устройства, а также в качестве регулируемых ножек стола, скользящих опор, креплений для сельскохозяйственных машин и т.д. и, кроме того, во всех случаях при необходимости регулирования высоты или длины.
Цель изобретения - повышение удобства в эксплуатации за счет полуавтоматической регулировки высоты сиденья.
На фиг.1 представлена опорная стойка, продольньй разрез; на фиг.2 - часть опорной стойки, продольный разрез, пример исполнения; йа фиг.З - часть стойки в зоне соединения бороздок шпинделя и запорного элемента, продольный разрез; на фиг.4 - часть стойки при выполнении запорного элемента составным, продольный разрез.
Опорная стойка преимущественно для регулируемого по высоте сиденья состоит из двух концентрично расположенных труб. Внутренняя труба 1 установлена вертикально с возможностью скольжения во втулке 2 относительно внешней трубы 3. Конически скошенная концевая часть 4 внутренней трубы 1
выступает из верхнего конца внешней трубы 3 для установки на нее сиденья с помощью средств крепления либо непосредственно, либо через наклоняющее приспособление. На нижнем конце стойка охватывается внешним корпусом 5, имеющим коническую часть 6, вставляемую в раму 7 стула.
Вес сиденья стула и сидящего на нем человека передается по внутренней трубе 1 на промежуточный элемент- гайку 8, которая закреплена на внутренней трубе 1 с помощью штифта 9.
5 Нагрузка передается через внутреннюю резьбовую поверхность промежуточного элемента 8 на резьбовую поверхность шпинделя 10 и затем через осевой шарикоподшипник 11 на нижний
0 конец внешней трубы 3, оканчивающийся фланцем. Выше этого уровня на внешней трубе 3 укреплен фланец 12, и нагрузка передается от внешней трубы 3 к внутреннему фланцу 13 в
5 корпусе 5 через фланец 12 пружину 14 и антифрикционные элементы 15 и 16.
Шаг винтовой резьбы на шпинделе 0 Ю выполнен достаточно большим, чтобы исключить самозапирание резьбового соединения при движении промежуточного элемента 8 в осевом направлении. Это позволяет регулировать опорную
35
стойку при движении промежуточного элемента 8 в осевом направлении за счет вращения шпинделя 10.
Для этого, чтобы запереть опорную стойку, необходимо устранить вращение шпинделя 10 относительно внутренней трубы 1. Это осуществляется с помощью гайкообразного запорного элемента 17, который входит в зацепление с резьбовой поверхностью шпинделя 10 и смещен относительно промежуточного элемента 8 с помощью раз- мещенной между ними пружины 18. Относительное вращение промежуточного элемента 8 и запорного элемента 17 исключено за счет того,что линия пересечения плоскости, перпендикулярно к продольной оси стойки, и направляющих поверхностей между промежуточным и запорным элементами представляет собой, например, прямоугольник. Пружина 18, прижимая внутреннюю резь- бовую поверхность запорного элемента 17, вводит ее в зацепление с верхними сторонами или торцами резьбовой поверхности шпинделя 10, обеспечивая силу трения об эти торцы, достаточну для предотвращения вращения шпинделя 10.
Внутренняя резьбовая поверхность запорного элемента 17 позволяет ему перемещаться в осевом направлении против действия пружины 18 для того, чтобы исключить тормозное или запорное действие. Это освобождающее движение осуществляют вручную с помощью рычага (не показан), установленного на арматуре сиденья и действующего на нажимной элемент 19, который посредством длинной трубы 20 приводит в действие запорный элемент 17. После этого сиденье и внутреннюю трубу 1 можно поднять или опустить вручную одновременно преодолевая силу трения в резьбовом соединении.
Предлагаемая опорная стойка ха- рактеризуется тем, что она предназначена для использования вместе с механической пружиной, которая обеспечивает полуавтоматическую регулировку устройства. Такая пружина схема-, тически показана позицией 21. При использовании пружины для полуавтоматической регулировки необходимо, чтобы внутренняя 1 и внешняя 3 трубы были закреплены без возможности вращения друг относительно друга, для чего штифт 9, крепящий промежуточный элемент 8 к внутренней трубе 1, проходит через щель 22 во внешней трубе 3, удерживая их от вращения относительно внешней трубы 3 и обеспечивая при этом возможность перемещения их как одно целое в осевом направлении относительно внешней трубы 3 на некоторое расстояние, соответствующее длине щели 22. Пружина 21 предпочтительно представляет собой тонкую ленточную спиральную пружину, внешний конец которой присоединен к внешней трубе 3, а внутренний конец - к шпинделю 10. Можно сконструировать пружину 21, так чтобы она мола вращать шпиндель 10 и поднимать внутреннюю трубу Г и сиденье стула (не показано), если последнее не нагружено или нагружено только небольшой силой. Если нагрузка больше, например обусловлена весом человека, сидящего на сиденьи, промежуточный элемент 8 перемещается вниз, а шпиндель 10 вращается в противоположном направлении, затягивая пружину 21,
Стойка, показанная на фиг.2, отличается от стойки по фиг.1 только зацеплением гайкообразного запорного элемента 17 и шпинделя 10. Лучшее запорное действие можно получить, если угол, образованный зацепляющимися поверхностями с осью шпинделя, сравнительно мал. Верхние торцы витков резьбы на шпинделе 10 могут иметь слегка коническую часть 23 гребня винтовой резьбы. Соответственно, запорный элементi17 имеет внутреннюю резьбу 24, форма которой согласована с конической частью 23 шпинделя 10. Таким образом, эти витки резьбы даже не должны входить в канавки резьбы на шпинделе и зацепляться с резьбовой частью 25. Вместо этого резьбовые части, взаимодействующие с частями 23, могут просто представлять собой выступы винтовой резьбы в запорном элементе 17.
Кожух 5 может заканчиваться на верхнем конце направляющим рукавом 26, который также образует подшипник для верхнего конца внешней трубы 3. К внешней трубе 3 можно прикреплять дополнительный наружный фланец 27, входящий в зацепление с нижней стороной направляющего рукава 26, если г пружина 14 не сжата. Фланец 27 час- f тично препятствует выскакиванию опорной стойки из кожуха 5 при поднимании сиденья, а также частично создает
трение между фланцем 27 и нижней стороной направляющего рукава 26, препятствующее вращению сиденья относительно опоры, когда нет нагрузки на сиденье. Таким образом, сиденье не вращается, когда человек поднимается с него.
В стойке по фиг.З назначение внутренней трубы 1, шпинделя 10, про- межуточного элемента 8, штифта 9, запорного элемента 17, спиральной пружины 18 и длинной трубы 20 и их взаимодействия такие же, как в вариантах по фиг.1 и 2.
. Согласно фиг.З запорный элемент 17 имеет двойную внутреннюю резьбу 28, выступы которой снабжены продольными бороздками 29 которые могут входить в зацепление с соответствую югцими бороздками 30 в выступах внутренних витков резьбы 31 на шпинделе 10, при этом витки резьбы 31 также имеют двойную нарезку. Пружина 18 поджимает запорный элемент 17 вверх, приводя бороздки 29 и 30 во взаимное зацепление. Если бороздки 29 имеют упрочненную поверхность, они могут также входить в запорное зацепление с выеответствии с отношением между шагом и числом бороздок для каждого оборота.
В стойке по фиг.З для того, чтобы получить мягкое зацепление с эффектом фрикционного торможения при быстром вращении шпинделя 10, можно использовать вариант, представленный на фиг.4, согласно которому запорный элемент 17 выполнен.составным из элемента 32 зацепления и фрикционной муфты 33. Аналогично запорному элементу 17 фрикционная муфта 33 не может вращаться относительно промежуточного элемента 8, что достигается благодаря тому, что муфта снабжена окном 34, ширина которого соответствует диаметру штифта 9. Фрикционная муфта 33 имеет коническую фрикционную поверхность 35, которая взаимодействует с соответствующей фрикционной поверхностью 36 на элементе 32 зацепления.
Когда фрикционная муфта 33 и элемент 32 зацепления находятся в своих ;нижних положениях в зацеплении с промежуточным элементом 8, шпиндель 1 0 может вращаться быстро в зависимости от ве
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СТАРТЕР | 1991 |
|
RU2050461C1 |
ПАТРОН | 2014 |
|
RU2666655C2 |
ЗАЖИМНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОЛЕСА СТАНКА ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ КОЛЕС И СПОСОБ РЕВЕРСИВНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ КОЛЕСА НА ЗАЖИМНОМ УСТРОЙСТВЕ СТАНКА ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ КОЛЕС | 2013 |
|
RU2528071C1 |
СТАНОК РЕЛЬСОСВЕРЛИЛЬНЫЙ | 2010 |
|
RU2464371C2 |
ТРУБЧАТОЕ СОЕДИНЕНИЕ СО СПИРАЛЬНО ПРОХОДЯЩИМ ВЫСТУПОМ ПЕРЕДАЧИ МОМЕНТА | 2013 |
|
RU2659291C2 |
КОЛЕСНАЯ БРОНЕМАШИНА | 2005 |
|
RU2314478C2 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА С КОНИЧЕСКИМИ ПОВЕРХНОСТЯМИ | 2013 |
|
RU2602848C2 |
Передача с предохранением от перегрузки,в частности, для привода угольных стругов | 1984 |
|
SU1443811A3 |
КЛАПАН С ФУНКЦИЕЙ ΔР (ПЕРЕПАДА ДАВЛЕНИЯ) И ФУНКЦИЕЙ ОГРАНИЧЕНИЯ ПОТОКА | 2010 |
|
RU2500956C2 |
ТРУБНОЕ СОЕДИНЕНИЕ СО СПИРАЛЬНО ПРОХОДЯЩИМ ВЫСТУПОМ ПЕРЕДАЧИ МОМЕНТА | 2016 |
|
RU2716096C2 |
Изобретение относится к регулируемым телескопическим опорным устройствам и предназначено для использования в шпинделях для рабочих стульев регулируемой высоты. Изобретение может быть использовано в качестве регулируемых ножек стола, скользящих опор, креплений сельскохозяйственных машин и т.д., всюду, где есть необходимость регулировать высоту и длину. Опорная стойка имеет две концентрично расположенные трубы 1, 3. Для переноса осевой нагрузки на внешнюю трубу 3 выполнен резьбовой шпиндель 10, установленный с возможностью вращения во внешней трубе 3. Резьбовая поверхность промежуточного элемента 8, неподвижного относительно внутренней трубы 1, входит в зацепление с резьбовой поверхностью шпинделя 10. Шаг между витками резьбы достаточно большой, чтобы исключить самозапирание соединения при перемещении внутренней трубы 1 в осевом направлении. Однако этот шаг достаточно мал, чтобы обеспечить перенос существенной части осевой нагрузки на шпиндель 10. Запорный элемент 17 препятствует вращению шпинделя 10 относительно внутренней трубы 1. При освобождении запорного элемента 17 и перемещении внутренней трубы 1 шпиндель 10 может вращаться и обеспечивать осевое движение. Для пружинного действия между внутренней трубой 1 и внешней трубой 3 установлена пружина 18. 5 з.п. ф-лы, 4 ил.
тупами витков резьбы 31 путем вдавли- 30 личины силы, приложенной к шпиндевания в эти выступы даже при отсутствии бороздок 30. Выступы винтовой резьбы в запорном элементе 17, а также на шпинделе 10 образуют небольшой угол с осью шпинделя. Благодаря этому облегчается движение запорного элемента 17 для зацепления и для освобождения от зацепления шпинделя 10. Чтобы полностью освободить такое зацепление, необходимо переме- щать запорный элемент 17 в осевом направлении до положения, при котором витки резьбы 28 перемещаются от витков резьбы 31 или бороздки 29 и 30 .
имеют зазор между собой, что обеспе- 45 муфты 33 резко прекращается, элечивается углом между гребнем винтовой резьбы и осью шпинделя и глубиной бороздок. Штифт 9 в данном вери- анте исполнения входит в зацепление только с внутренней трубой 1, при этом внешняя труба 3 может невраща- тельно перемещаться в осевом направлении по отношению к внутренней трубе 1 с помощью других средств (не показаны). При использовании сопряженных бороздок 29 и 30 регулировани длины или высоты опорной стойки не может быть бесступенчатым, его нужно осуществлять ступенчато в, солю,либо рпод действием пружины 21, либо под действием осевой силы, передаваемой через промежуточный . элемент 8. Под действием освобождающей силы от нажимного элемента 19 через длинную трубу 20 элемент 32 зацепления вместе с бороздками 29 входит в зацепление с бороздками 30 на шпинделе- 10. Однако он не зацепляется с фрикционной муфтой 33, а только слегка поджимается нажимной пружиной 18, поэтому элемент зацепления может вращаться. Если вертикальное движение фрикционной
мент 32 зацепления тормозится за счет трения о поверхность 34. Эффект аналогичен тому, который достигается с помощью синхронизирующего кольцевоF° соединения в коробке передач. Преимуществом такой стойки по сравнению с вариантом, показанным на фиг.2, в котором зацепление запорного элемента 17 и шпинделя 10 представляет собой фрикционное зацепление, а не зубчатое или бороздчатое, зак-г лючается в том, что сила трения действует на большее плечо рычага. Более того, на фрикционные поверхности,
7
которые разделяют винтовые нарезы, можно легко нанести подходящее фрикционное покрытие.
При использовании в других узлах, отличных от шпинделей сидений, консрукция стойки не ограничена вариантами, в которых телескопические трубы имеют круглое поперечное сечение, можно также исгГользовать многоугольные сечения и, кроме того, в сочетании с телескопическими устройствами, имеющими более двух телескопических труб, и различные другие варианты запорного устройства. Например,шпиндель 10 может иметь пересекающуюся нарезку, т.е. он может иметь две нарезки противоположного направления, причем промежуточный элемент (гайка 8) и запорный элемент 17 находятся в зацеплении с одной из резьб. Когда внутреннюю трубу 1 перемещают в осевом направлении,запорный элемент 17 вращается с большей скоростью, чем шпиндель, и запирание можно тогда получить путем создания фрикционного соединения или другого запорного зацепления запорного элемента и гайки 8.
Формула из О б р е т е н и я
35
10
г т
15
35
-дон, ш,-,-
4772348
высоты сиденья, запорный элемент имеет внутреннюю резьбовую поверхность, взаимодействующую с резьбовой поверхностью шпинделя, размещен над передающим нагрузку промежуточным элементом, подпружинен относительно него и установлен относительно внутренней трубы с фиксацией от вращения и с возможностью осевого перемещения против действия пружины для снятия тормозного или запорного действия, при этом резьбовые поверхности выполнены с шагом, исключающим самозапирание.
20
25
30
и запорного элемента имеют двухза- ходную резьбу.
Приоритет по пунктам:
и
фиг I
ФигЬ
20
Фиг.З
Патент США № 3799485, кл.248-406, 1974. |
Авторы
Даты
1989-04-30—Публикация
1986-02-17—Подача