Сочлененное полноприводное колесное транспортное средство Советский патент 1989 года по МПК B60K17/08 

Описание патента на изобретение SU1477574A1

Изобретение относится к области автомобильного и тракторного машиностроения, а также Может применяться для транспортных средств, работающих с активными дополнительными агрега- тами.

Цель изобретения - расширение функциональных возможностей и снижение динамической нагруженности элементов

за счет использования синхронного и

независимого приводов вала отбора мощности и их взаимного переключения на ходу без разрыва потока мощности.

На фиг.1 приведена кинематическая схема коробки передач и раздаточной коробки с приводом вала отбора мощности (ВОМа); на фиг.2 - схема взаимного переключения ВОМа синхронного и независимого режимов; на фиг.З - сочлененное колесное транспортное средство, общий вид; на фиг.4 - кинематическая схема трансмиссии сочлененного колесного транспортного средства.

Транспортное средство состоит из привода ВОМа, имеющего ведущую часть независимого привода, ведущую часть синхронного привода и ведомую часть привода.

Ведущая часть независимого привода состоит из вала 1 привода, промежу- точного вала 2, зубчатой муфты 3.

Ведущая часть синхронного привода состоит из первичного вала 4 раздаточной коробки, зубчатой муфты 5, ведущей шестерни 6 транспортного ряда и ведомой шестерни 7.

Ведомая часть содержит зубчатую муфту 8 и хвостовик 9 ВОМа.

Вал 1 привода соединен шлицами с промежуточным валом 2. Зубчатая муф- та 3 может входить в зацепление с промежуточным валом 2, муфтой 8 и пе

5 0

0

35

40

редавать вращение на шестерни 10 масляных насосов. Зубчатая муфта 5 соединена шлицами с первичным валом 4 и может входить в зацепление с шестерней 6. Шестерня 6 транспортного ряда входит в зацепление с шестерней 7. Зубчатая муфта 8 соединена шлицами с хвостовиком 9 и входит в зацепление с шестерней 7,

Особенность данной конструкции в том, что передаточное число между шестернями 6 и 7 обратно пропорционально имеющемуся передаточному числу шестерен 11 и 12 коробки передач, т.е. число зубьев шестерни 11 равно числу зубьев шестерни 7, а число зубьев шестерни 12 - шестерни 6. При этом общее передаточное число с использованием только этих шестерен равно единице, а направления вращения шестерен 11 и 7 совпадают.

Сочлененное полноприводное колесное транспортное средство также состоит из энергетического модуля 13 и активного транспортного модуля 14, соединенных межмодульным шарниром 15 с приводом активного транспортного модуля. Трансмиссия сочлененного полноприводного, колесного транспортного средства включает размещенные на энергомодуле сцепление 16, коробку 17 передач, раздаточную коробку 9 с хвостовиком вала отбора мощности. Хвостовик 9 через карданную передачу 18, вал 19 межмодульного шарнира 15 и карданную передачу 20 соединен с первичным валом 21 раздаточной коробки 22 транспортного модуля 14. Шестерня 23 этого вала 21 соединена с шестерней 24 вала привода заднего моста транспортного модуля 14. Шестерня 25 вала привода переднего моета транспортного модуля 14 имеет два положения: при контактировании с шестерней 24 - Включено и при отсутствии контакта - Выключено.Режим независимого привода активного агрегата.

Для работы на данном режиме необходимо включить транспортный ряд, а в коробке передач перейти на вторую JQ передачу. При этом крутящий момент от коленчатого вала двигателя передается на вал 1 привода, промежуточный вал 2, муфту 3. Такой же равный ему крутящий момент передается через муфту J5 сцепления, коробку передач, вал 4, шестерни 6 и 7 на муфту 8, т.е. происходит уравновешивание угловых скоростей муфт 3 и 8. Затем муфту 8 вводим в зацепление с муфтой 3, одно- 20 временно разрывая ее взаимосвязь с шестерней 7. При уравновешенных угловых скоростях переключение происходит плавно без рывков. При несовпадении зубьев муфт 8 и 3 необходимо кратко- 25 временно выключить и включить либо муфту сцепления, либо вторую передачу, при этом происходит кратковременный взаимный поворот муфты 8 относительно муфты 3, достаточный для пере-зо ключения. Режим приведен к работе. Поток мощности с коленчатого вала. двигателя, через валы I , муфты 3 и 8 передается на хвостовик 9 привоДа 35

Режим синхронного привода активного агрегата.

Для работы на данном режиме необходимо включить транспортный ряд и в коробке передач перейти на вторую пе-AQ редачу. При этом крутящий момент с коленчатого вала двигателя передается на вал 1, промежуточный вал 2, муфту 3 и такой же равный ему крутящий момент передается через муфту сцепле- 45 ния, коробку передач, вал 4, шестерни 6 и 7 на муфту 8, т.е. происходит уравновешивание угловых скоростей муфт 3 и 8. Муфту 8 вводят в зацепление с шестерней 7, разрывая одновременно ее взаимосвязь с муфтой 3. При уравновешенных угловых скоростях переключение происходит плавно, без рывков. Режим приведен к работе. Поток мощности с коленчатого вала двигателя через муфту сцепления и коробку передач передается на первичный вал 4 раздаточной коробки, муфту 5, шестерни 6 и 7 и поступает на муфту

Q5 0 5 о

5

Q 5

0

5

8 и хвостовик 9. Несовпадение зубьев муфты 8 и шестерни 7 устраняется тем же способом, что и при предыдущем режиме . Такое включение муфты 8 используется для запуска двигателя трактора с буксира.

Режим запуска двигателя трактора с буксира.

Переключение ступеней коробки передач осуществляется с использованием персональных гидроподжимных муфт; рабочее давление создается масляным насосом. Для запуска двигателя необходимо кинематически связать его с колесами трактора, а шестерню 10 привода масляных насосов - с трансмиссией трактора. Для этого шлицы муфты 3 вводим в зацепление с муфтой 8, разорвав одновременно ее связь с валом 2. Крутящий момент шестерня 10 получает через муфты 3 и 8 от трансмиссии трактора. В движение включить транспортный ряд, а в коробке передач перейти на вторую передачу. После запуска двигателя крутящий момент с коленчатого вала двигателя передается на вал 1 привода, промежуточный вал 2 и такой же равный предыдущему крутящий момент передается через муфту сцепления, коробку передач, вал 4, шестерни 6 и 7, муфту 8 на муфту 3, т.е. происходит уравновешивание угловых скоростей муфты 3 и вала 2. За тем производят обратное переключение муфты 3. Несовпадение зубьев вала 2 и муфты 3 устраняется тем же способом, что и в предыдущих режимах.

Формула изобретения

Сочлененное полноприводное колесное транспортное средство, содержащее энергетический тяговый модуль, вклю- чаюший двигатель внутреннего сгорания, сцепление, коробку передач, раздаточную коробку с независимым валом отбора мощности для соединения с активным прицепом, главные передачи, кодовую систему и транспортный модуль, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей и снижения динамической нагруженности его элементов за счет использования синхронного и независимого приводов вала отбора мощности и их взаимного переключения на ходу без разрыва потока мощности, на хвостовике привода вала отбора мощ514775746

ности раздаточной коробки энергомоду- иепления пары шестерен с входящей в ля установлены на подшипниках тестер- нее установленной шестерней в разда- ня и подвижно на шлицах зубчатая муф- точной коробке обратно пропорциональ- та со своим механизмом управления, но передаточному отношению одной из

при этом передаточное отношение заступеней коробки передач.

W/&

иепления пары шестерен с вх нее установленной шестерней точной коробке обратно проп но передаточному отношению

ступеней коробки передач.

Ј «si

«Si

S,

Похожие патенты SU1477574A1

название год авторы номер документа
Способ повышения точности настройки системы отбора мощности транспортных средств и устройство для его осуществления 1990
  • Бобровник Александр Иванович
SU1801801A1
Раздаточная коробка многоосного транспортного средства 2019
  • Горбунов Алексей Юрьевич
  • Марохин Антон Сергеевич
  • Смирнов Александр Анатольевич
  • Федотов Михаил Владимирович
RU2698590C1
МАЛОГАБАРИТНЫЙ ТРАКТОР 1992
  • Гамалеев П.П.
  • Ситников В.Р.
  • Бурдин В.В.
RU2104882C1
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА 2011
  • Ипатов Алексей Алексеевич
  • Плиев Игорь Арчилович
  • Сайкин Андрей Михайлович
  • Коршунов Георгий Валерьевич
RU2479444C2
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2010
  • Грабовский Александр Андреевич
  • Артемов Игорь Иосифович
  • Бородин Евгений Валерьевич
RU2437011C1
Механизм привода задних валов отбора мощности универсально-пропашного трактора 1990
  • Бобровник Александр Иванович
SU1782785A1
КОРОБКА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ 2007
  • Грабовский Александр Андреевич
  • Ломовцев Павел Александрович
RU2352476C1
ДВУХСКОРОСТНОЙ МЕХАНИЗМ ПРИВОДА ВАЛОВ ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Бобровник Александр Иванович[By]
RU2025305C1
МЕЖОСЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ ПОЛНОПРИВОДНОГО АВТОМОБИЛЯ 2011
  • Ипатов Алексей Алексеевич
  • Плиев Игорь Арчилович
  • Сайкин Андрей Михайлович
  • Коршунов Георгий Валерьевич
RU2479443C2
МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКИ 2005
  • Козадаев Александр Иванович
  • Кузнецов Владимир Яковлевич
RU2297338C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 477 574 A1

Реферат патента 1989 года Сочлененное полноприводное колесное транспортное средство

Изобретение относится к автомобильному и тракторному машиностроению, а также может применяться для транспортных средств, работающих с активными дополнительными агрегатами. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей и снижение динамической нагруженности элементов путем использования синхронного и независимого приводов вала отбора мощности и их взаимного переключения на ходу без разрыва потока мощности. Сочлененное полноприводное колесное транспортное средство содержит энергетический модуль, главные передачи, ходовую систему и транспортный модуль. С целью расширения функциональных возможностей, на хвостовике 9 привода вала отбора мощности раздаточной коробки энергомодуля установлены на подшипниках шестерня 7 и подвижно на шлицах-зубчатая муфта 8 со своим механизмом переключения. Для обеспечения переключения на ходу без разрыва потока мощности с синхронного на независимый привод ВОМа и обратно передаточное отношение зацепления пары шестерен 11, 12 обратно пропорционально передаточному отношению зацепления пары шестерен 6,7. 4 ил.

Формула изобретения SU 1 477 574 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1989 года SU1477574A1

Деревянный коленчатый рычаг 1919
  • Самусь А.М.
SU150A1
Техническое описание и инструкция по эксплуатации
- Харьков: Прапор, 1977, с
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 477 574 A1

Авторы

Нечуйвитер Леонид Иванович

Коденко Михаил Николаевич

Галуцких Анатолий Данилович

Сибгатулин Виктор Газизович

Кузьменко Валерий Владимирович

Даты

1989-05-07Публикация

1986-11-26Подача