Изобретение относится к области автомобильного и тракторного машиностроения, а также Может применяться для транспортных средств, работающих с активными дополнительными агрега- тами.
Цель изобретения - расширение функциональных возможностей и снижение динамической нагруженности элементов
за счет использования синхронного и
независимого приводов вала отбора мощности и их взаимного переключения на ходу без разрыва потока мощности.
На фиг.1 приведена кинематическая схема коробки передач и раздаточной коробки с приводом вала отбора мощности (ВОМа); на фиг.2 - схема взаимного переключения ВОМа синхронного и независимого режимов; на фиг.З - сочлененное колесное транспортное средство, общий вид; на фиг.4 - кинематическая схема трансмиссии сочлененного колесного транспортного средства.
Транспортное средство состоит из привода ВОМа, имеющего ведущую часть независимого привода, ведущую часть синхронного привода и ведомую часть привода.
Ведущая часть независимого привода состоит из вала 1 привода, промежу- точного вала 2, зубчатой муфты 3.
Ведущая часть синхронного привода состоит из первичного вала 4 раздаточной коробки, зубчатой муфты 5, ведущей шестерни 6 транспортного ряда и ведомой шестерни 7.
Ведомая часть содержит зубчатую муфту 8 и хвостовик 9 ВОМа.
Вал 1 привода соединен шлицами с промежуточным валом 2. Зубчатая муф- та 3 может входить в зацепление с промежуточным валом 2, муфтой 8 и пе
5 0
0
35
40
редавать вращение на шестерни 10 масляных насосов. Зубчатая муфта 5 соединена шлицами с первичным валом 4 и может входить в зацепление с шестерней 6. Шестерня 6 транспортного ряда входит в зацепление с шестерней 7. Зубчатая муфта 8 соединена шлицами с хвостовиком 9 и входит в зацепление с шестерней 7,
Особенность данной конструкции в том, что передаточное число между шестернями 6 и 7 обратно пропорционально имеющемуся передаточному числу шестерен 11 и 12 коробки передач, т.е. число зубьев шестерни 11 равно числу зубьев шестерни 7, а число зубьев шестерни 12 - шестерни 6. При этом общее передаточное число с использованием только этих шестерен равно единице, а направления вращения шестерен 11 и 7 совпадают.
Сочлененное полноприводное колесное транспортное средство также состоит из энергетического модуля 13 и активного транспортного модуля 14, соединенных межмодульным шарниром 15 с приводом активного транспортного модуля. Трансмиссия сочлененного полноприводного, колесного транспортного средства включает размещенные на энергомодуле сцепление 16, коробку 17 передач, раздаточную коробку 9 с хвостовиком вала отбора мощности. Хвостовик 9 через карданную передачу 18, вал 19 межмодульного шарнира 15 и карданную передачу 20 соединен с первичным валом 21 раздаточной коробки 22 транспортного модуля 14. Шестерня 23 этого вала 21 соединена с шестерней 24 вала привода заднего моста транспортного модуля 14. Шестерня 25 вала привода переднего моета транспортного модуля 14 имеет два положения: при контактировании с шестерней 24 - Включено и при отсутствии контакта - Выключено.Режим независимого привода активного агрегата.
Для работы на данном режиме необходимо включить транспортный ряд, а в коробке передач перейти на вторую JQ передачу. При этом крутящий момент от коленчатого вала двигателя передается на вал 1 привода, промежуточный вал 2, муфту 3. Такой же равный ему крутящий момент передается через муфту J5 сцепления, коробку передач, вал 4, шестерни 6 и 7 на муфту 8, т.е. происходит уравновешивание угловых скоростей муфт 3 и 8. Затем муфту 8 вводим в зацепление с муфтой 3, одно- 20 временно разрывая ее взаимосвязь с шестерней 7. При уравновешенных угловых скоростях переключение происходит плавно без рывков. При несовпадении зубьев муфт 8 и 3 необходимо кратко- 25 временно выключить и включить либо муфту сцепления, либо вторую передачу, при этом происходит кратковременный взаимный поворот муфты 8 относительно муфты 3, достаточный для пере-зо ключения. Режим приведен к работе. Поток мощности с коленчатого вала. двигателя, через валы I , муфты 3 и 8 передается на хвостовик 9 привоДа 35
Режим синхронного привода активного агрегата.
Для работы на данном режиме необходимо включить транспортный ряд и в коробке передач перейти на вторую пе-AQ редачу. При этом крутящий момент с коленчатого вала двигателя передается на вал 1, промежуточный вал 2, муфту 3 и такой же равный ему крутящий момент передается через муфту сцепле- 45 ния, коробку передач, вал 4, шестерни 6 и 7 на муфту 8, т.е. происходит уравновешивание угловых скоростей муфт 3 и 8. Муфту 8 вводят в зацепление с шестерней 7, разрывая одновременно ее взаимосвязь с муфтой 3. При уравновешенных угловых скоростях переключение происходит плавно, без рывков. Режим приведен к работе. Поток мощности с коленчатого вала двигателя через муфту сцепления и коробку передач передается на первичный вал 4 раздаточной коробки, муфту 5, шестерни 6 и 7 и поступает на муфту
Q5 0 5 о
5
Q 5
0
5
8 и хвостовик 9. Несовпадение зубьев муфты 8 и шестерни 7 устраняется тем же способом, что и при предыдущем режиме . Такое включение муфты 8 используется для запуска двигателя трактора с буксира.
Режим запуска двигателя трактора с буксира.
Переключение ступеней коробки передач осуществляется с использованием персональных гидроподжимных муфт; рабочее давление создается масляным насосом. Для запуска двигателя необходимо кинематически связать его с колесами трактора, а шестерню 10 привода масляных насосов - с трансмиссией трактора. Для этого шлицы муфты 3 вводим в зацепление с муфтой 8, разорвав одновременно ее связь с валом 2. Крутящий момент шестерня 10 получает через муфты 3 и 8 от трансмиссии трактора. В движение включить транспортный ряд, а в коробке передач перейти на вторую передачу. После запуска двигателя крутящий момент с коленчатого вала двигателя передается на вал 1 привода, промежуточный вал 2 и такой же равный предыдущему крутящий момент передается через муфту сцепления, коробку передач, вал 4, шестерни 6 и 7, муфту 8 на муфту 3, т.е. происходит уравновешивание угловых скоростей муфты 3 и вала 2. За тем производят обратное переключение муфты 3. Несовпадение зубьев вала 2 и муфты 3 устраняется тем же способом, что и в предыдущих режимах.
Формула изобретения
Сочлененное полноприводное колесное транспортное средство, содержащее энергетический тяговый модуль, вклю- чаюший двигатель внутреннего сгорания, сцепление, коробку передач, раздаточную коробку с независимым валом отбора мощности для соединения с активным прицепом, главные передачи, кодовую систему и транспортный модуль, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей и снижения динамической нагруженности его элементов за счет использования синхронного и независимого приводов вала отбора мощности и их взаимного переключения на ходу без разрыва потока мощности, на хвостовике привода вала отбора мощ514775746
ности раздаточной коробки энергомоду- иепления пары шестерен с входящей в ля установлены на подшипниках тестер- нее установленной шестерней в разда- ня и подвижно на шлицах зубчатая муф- точной коробке обратно пропорциональ- та со своим механизмом управления, но передаточному отношению одной из
при этом передаточное отношение заступеней коробки передач.
W/&
иепления пары шестерен с вх нее установленной шестерней точной коробке обратно проп но передаточному отношению
ступеней коробки передач.
Ј «si
«Si
S,
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ повышения точности настройки системы отбора мощности транспортных средств и устройство для его осуществления | 1990 |
|
SU1801801A1 |
Раздаточная коробка многоосного транспортного средства | 2019 |
|
RU2698590C1 |
МАЛОГАБАРИТНЫЙ ТРАКТОР | 1992 |
|
RU2104882C1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА | 2011 |
|
RU2479444C2 |
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2010 |
|
RU2437011C1 |
Механизм привода задних валов отбора мощности универсально-пропашного трактора | 1990 |
|
SU1782785A1 |
КОРОБКА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ | 2007 |
|
RU2352476C1 |
ДВУХСКОРОСТНОЙ МЕХАНИЗМ ПРИВОДА ВАЛОВ ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2025305C1 |
МЕЖОСЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ ПОЛНОПРИВОДНОГО АВТОМОБИЛЯ | 2011 |
|
RU2479443C2 |
МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКИ | 2005 |
|
RU2297338C1 |
Изобретение относится к автомобильному и тракторному машиностроению, а также может применяться для транспортных средств, работающих с активными дополнительными агрегатами. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей и снижение динамической нагруженности элементов путем использования синхронного и независимого приводов вала отбора мощности и их взаимного переключения на ходу без разрыва потока мощности. Сочлененное полноприводное колесное транспортное средство содержит энергетический модуль, главные передачи, ходовую систему и транспортный модуль. С целью расширения функциональных возможностей, на хвостовике 9 привода вала отбора мощности раздаточной коробки энергомодуля установлены на подшипниках шестерня 7 и подвижно на шлицах-зубчатая муфта 8 со своим механизмом переключения. Для обеспечения переключения на ходу без разрыва потока мощности с синхронного на независимый привод ВОМа и обратно передаточное отношение зацепления пары шестерен 11, 12 обратно пропорционально передаточному отношению зацепления пары шестерен 6,7. 4 ил.
Деревянный коленчатый рычаг | 1919 |
|
SU150A1 |
Техническое описание и инструкция по эксплуатации | |||
- Харьков: Прапор, 1977, с | |||
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1989-05-07—Публикация
1986-11-26—Подача