Механизм привода задних валов отбора мощности универсально-пропашного трактора Советский патент 1992 года по МПК B60K17/28 F16H1/38 

Описание патента на изобретение SU1782785A1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам приводов валов отбора мощности, используемых на универсально-пропашных транспортных средствах.

Известны валы отбора мощности (ВОМ) тракторов, служащих для привода от двигателя рабочих органов навесных, полунавесных, прицепных машин и сельскохозяйственных орудий По принципу действия их подразделяют на зависимые, частично независимые независимы и синхронные, а по расположению бывают задние, передние, боковые Задний ВОМ имеет две скорости 540 об/мин им 1000 об/мин при

номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя Обороты синхронного ВОМ составляет 3,3-3,5 об/1м пути.

Задний ВОМ трактора МТЗ-80 являе ся комбинированным и в зависимости от включенного привода может быты независимым и синхронным.

Двухскоростной независимый ВОМ обеспечивается за счет двухступенчатого редуктора, установленного в корпусе сцепления. Управление редуктора производи гея посредством поводка, соединенного с подвижной муфтой. Переключение привода с независимого на синхронный и наоборот производится посредством муфты При

00 ГО

а

этом движение от ведомого вала двухступенчатого редуктора через внутренний вал и муфту передается валу коронной шестерни планетарного редуктора управления задним ВОМ. (Независимый привод). Перемещение муфты вперед приводит к ее разъединению с валом и соединению с шлицами ступицы ведущей шестерни второй ступени редуктора коробки передач (синхронный ВОМ). Планетарный редуктор ВОМ имеет передаточное число 1,47 и состоит из ведущей коронной шестерни, трех сателли- тов, солнечной шестерни, водила, плавающих тормозов водила и солнечной шестерни. При затянутом тормозе солнеч- ной шестерни и отпущенном тормозе води- ла движение от коронной шестерни передается сателлитом, обкатывающимся вокруг неподвижной солнечной шестерни, и далее на водило и хвостовик. ВОМ включен.

Для соединения трактора с машинами и сельскохозяйственными орудиями используется навесная гидравлическая система, позволяющая регистрировать- положение с/х машины относительно трактора по вы- соте.

Недостатком известного устройства является невозможность передачи крутящего момента одновременно синхронному и независимому ВОМ отбора мощности, что приводит к усложнению конструкций сельскохозяйственных машин и-орудий.

Известно устройство, используемое для передачи крутящего момента от двух расположенных источников вращения к выход- ным хвостовикам независимого и синхронного валов отбора.

Это устройство расширяет функциональные возможности универсально-пропашного трактора. Однако для обеспечения работе- способности такой конструкции необходимо предусмотреть в кинематической схеме специальный дифференциальный механизм, это невозможно выполнить в корпусе заднего моста универсально-пропашного трактора без существенных конструктивных изменений. Известно, что в настоящее время из более чем двухсот агрегатируемых с трактором сельскохозяйственных машин более 40 имеют привод - от независимого ВОМ и несколько привод - от синхронного ВОМ.

Однако отсутствие одновременно работающих валов отбора мощности приводит к созданию сельскохозяйственных машин со сложными кинематическими цепями, с приводом рабочих органов от независимого ВОМа и созданию синхронного привода от ходовых систем сельскохозяйственных машин для передачи крутящего момента, например, транспортера в машинах для внесения минеральных удобрений. Поэтому целесообразно сохранить существующий ВОМ - независимым - на высоте от оси задних колес, или опорной поверхности с целью использования существующих машин, агрегатируемых с трактором.

Цель изобретения - расширение функциональных возможностей, улучшение качественных показателей машинно-тракторного агрегата при выполнении технических операций.

На фиг.1 показан) трактор, общий вид, оборудованный предложенным механизмом; фиг.2 - то же, вид сзади; фиг.З - кинематическая схема механизма.

Указанная цель достигается тем, что устанавливаемый на универсально-пропашной трактор механизм привода валов отбора мощности оборудован дополни тельным независимым валом отбора мощности, кинематически связанном через муфту включения и зубчатые колеса с одной из шестерен двухскоростного редуктора, продольная ось выходного хвостовика которого параллельна оси комбинированного вала отбора мощности, и дополнительными редукторами конечной передачи привода ведущих колес. Передаточное число шестерни двухскоростного редуктора и зубчатых колес привода дополнительного независимого вала отбора мощности равно передаточному числу планетарного редуктора комбинированного вала отбора мощности. Входной и выходной валы дополнительного редуктора конечной передачи привода ведущих колес расположены в вертикальной плоскости.

Универсально-пропашной трактор, в котором применен предложенный механизм привода валов отбора мощности, содержит движитель 1, главную муфту сцепления 2, коробку передач 3, задний мост 4, в котором расположены главная передача 5, дифференциал б, конечная передача 7, дополнительный редуктор конечной передачи 8, ведущие колеса 9. Механизм привода валов отбора мощности содержит двухступенчатый редуктор 10, имеющий двойную ведущую шестерню 11, взаимодействующую с ведомой шестерней первой ступени редуктора 12 и ведомой шастерней второй ступени редуктора 13, а также подвижную муфту 14. Двухступенчатый редуктор 10 расположен в корпусе главной муфты сцепления 2. Механизм привода валов отбора мощности имеет планетарный редуктор 20комбиниро- ванного вала отбора мощности содержащий коронную шестерню 21, сателлиты 22, вал отбора мощности 23, солнечную тестерню 24, тормозные барабаны водила 25 и солнечной шестерни 26. Крутящий момент к планетарному редуктору передается валом коронной шестерни 27. а снимается с хвостовика вала отбора мощности 28, имеющего ограждение 29. Перед редуктором 20 установлена муфта переключения 30, соединяющая внутренний вал 31 с планетарным редуктором 20 или полый вал 32, связанный с неподвижной шестерней 33 вторичного вала коробки передач, а через колесо 34 с вторичным валом 35 коробки передач. С двойной ведущей шестерней 11 через ведомую шестерню второй ступени редуктора 12, зубчатые колеса 36, 37, муфту 38, вал 39 кинематически связан хвостовик вала 40. установленный в продольной плоскости трактора под хвостовиком комбинированного вала отбора мощности 28. Трактор содержит направляющие колеса 41 с механическим приводом 42. навесное устройство 43. кабину 44 с рычагами управления трактором.

Предлагаемый механизм привода валов отбора мощности универсально-пропашного трактора работает следующим образом.

Крутящий момент от двигателя 1 через главную муфту сцепления 2, коробку передач 3, задний мост 4 и дополнительные редук- торы конечной передачи 8 передается ведущим колесом 9. в также через механический привод 42 направляющим колесам 41. Для получения синхронного вала отбора мощности включается муфта переключения 30, соединяющая полый вал 32 с валом коронной шестерни 27 При отпущенном тормозном барабане водила 25 и затяжном барабане солнечной шестерни 26 крутящий момент от коронной шестерни 21 через сателлиты 22 передаются хвостовику вала отбора мощности 28. Обороты хвостовика вала пропорциональны пройденному пути. При включении муфты 38 крутящий момент от двойной ведущей шестерни 11 через шестерню второй ступени редуктора 12 и зубчатые колеса 36, 37, вал 39 передается на хвостовик вала 40. При этом имеем независимый привод вала отбора мощности хвостовика вала 40. Для получения независимого вала отбора мощности хвостовиком 28 муфта переключения 30 переводится в положение, соединяющее внутренний вал 31 с валом коронной шестерни 27. Переключение скоростей независимого вала отбора мощности осуществляется подвижной муфтой 14. Продольная ось выходного хвостовика параллельна оси хвостовика комбинированного вала и расположена относительно остова трактора (или опорной поверхности) на расстоянии, обеспечивающем сохранении

возможности агрегатирования выпускаемых сельскохозяйственных машин без конструктивных изменений Это обеспечивается тем, что при сохранении той же ком- плектации шин ведущих колес за счет установки дополнительного редуктора кр- нечной передачи привода ведущих колес. остов трактора поднимается на величину межосевого расстояния между входным и 0 выходным валами, а за счет установки дополнительных зубчатых колес, взаимодействующих с одной из шестерен двустороннего редуктора ось хвостовика опускается на ту же величину. Хвостовик 5 комбинированного ВОМ располагается несколько выше и служит для создания новых приводов сельскохозяйственных машин с синхронным или независимым приводом рабочих органов и ходовых систем, а также 0 привода существующих машин от синхронного или независимого вала отбора мощности.

Предложенный механизм привода валов отбора мощности позволяет получить 5 следующие режимы работы хвостовиков вала отбора мощности:

Независимый (28) с двумя частотами вращения 540 об/мин или 1000 об/мин.

Синхронный (28). 0Независимый (39).

Независимый (28) и независимый (39).

Синхронный (28) и независимый (39).

Независимый (39).

При этом возможно одновременное 5 включение, отключение, работа двух одновременно валов отбора мощности: синхронный или независимый, двух независимых, один синхронный или независимый при высоком к.п.д. 0,92-0,94.

0 Расположение входного и выходного валов дополнительного редуктора конечной передачи в вертикальной плоскости позволяет сохранить продольную базу трактора и расстояние от оси задних колес до хвосто- 5 виков валов отбора мощности и заднего навесного устройства, легко агрегатироваться с сельскохозяйственными машинами, навесным устройством 43. Установкой одного или двух зубчатых колес 36, 37 можно пол- 0 учить различное направление вращения хвостовика вала отбора мощности.

Предложенное устройство легко управляется из кабины 44 универсально-пропашного трактора (муфты 14, 30, 38). 5Формула изобретения

1 .Механизм привода задних валов отбора мощности универсально-пропашного трактора, содержащий источник вращения, два потребителя с приводом через комбинированный вал отбора мощности для выборочного подсоединения независимого или синхронного валов для передачи крутящего момента муфтам включения к планетарному редуктору, смонтированному в корпусе заднего моста, а к независимому валу отбора мощности через двухскоростной редуктор, установленный в корпусе муфты сцепления, а к синхронному валу отбора мощности - через коробки передач, кинематически связанную через главную передачу, дифференциал, конечную передачу, расположенные в корпусе заднего моста, отличающийся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, он снабжен дополнительным независимым валом отбора мощности, кинематически связанным через муфту включения и зубчатые колеса с одной из шестерен

двухскоростного редуктора, продольная ось выходного хвостовика которого параллельна оси комбинированного вала отбора мощности, и дополнительными редукторами конечной передачи привода ведущих колес

2.Механизм по п.1, отличающийся тем, что передаточное число шестерни двухскоростного редуктора и зубчатых колес привода дополнительного независимого вала отбора мощности равно передаточному числу планетарного редуктора комбинированного вала отбора мощности.

3.Механизм по п.1,отличающийся тем, что входной и выходной валы дополнительного редуктора конечной передач привода ведущих колес расположены в вертикальной плоскости.

Похожие патенты SU1782785A1

название год авторы номер документа
ДВУХСКОРОСТНОЙ МЕХАНИЗМ ПРИВОДА ЗАДНЕГО ВАЛА ОТБОРА МОЩНОСТИ УНИВЕРСАЛЬНО-ПРОПАШНОГО ТРАКТОРА 1991
  • Бобровник Александр Иванович[By]
RU2025306C1
ДВУХСКОРОСТНОЙ МЕХАНИЗМ ПРИВОДА ВАЛОВ ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Бобровник Александр Иванович[By]
RU2025305C1
ТРАНСМИССИЯ ВНЕДОРОЖНЫХ МАШИН, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ТРАКТОРОВ 1999
RU2162799C2
Способ повышения точности настройки системы отбора мощности транспортных средств и устройство для его осуществления 1990
  • Бобровник Александр Иванович
SU1801801A1
ПРИВОД НЕЗАВИСИМОГО ВАЛА ОТБОРА МОЩНОСТИ ТЯГОВО-ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ 1999
RU2162798C2
ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР 2004
  • Ханакин Владимир Васильевич
  • Русанов Александр Иванович
  • Мироненко Вячеслав Петрович
  • Крыхтин Юрий Иванович
RU2267432C2
ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОГО ТРАКТОРА 1991
  • Беганский С.А.
  • Каменецкий В.А.
  • Тимошенко В.А.
  • Криволап Г.В.
RU2016803C1
ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОГО ТРАКТОРА 1991
  • Беганский С.А.
  • Каменецкий В.А.
  • Тимошенко В.А.
  • Криволап Г.В.
RU2016784C1
ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОГО ТРАКТОРА 1991
  • Беганский С.А.
  • Каменецкий В.А.
  • Тимошенко В.А.
  • Криволап Г.В.
RU2019442C1
ТРАНСМИССИЯ ГУСЕНИЧНОГО ТРАКТОРА 1991
  • Беганский С.А.
  • Каменецкий В.А.
  • Тимошенко В.А.
  • Криволап Г.В.
RU2019443C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 782 785 A1

Реферат патента 1992 года Механизм привода задних валов отбора мощности универсально-пропашного трактора

Использования изобретения - в тракторостроении. Механизм привода валов отбора мощности (ВОМ) универсально-пропашного трактора, содержит источник вращения, два потребителя с приводом через комбинированный ВОМ выборочного подсоединения независимого или синхронного валов для передачи крутящего момента муфтами включения к планетарному редуктору, смонтированному з корпусе заднего моста, а к независимому валу отбора мощности через двухскоростной редуктор, установленный в корпусе муфты сцепления, а к синхронному валу отбора мощности - через коробку передач, кинематически связанную также через главную передачу, дифференциал, конечную передачу, расположенные в корпусе заднего моста, с ведущими колесами трактора Сущность изобретения в том. что с целью расширения функциональных возможностей он снабжен дополнительным независимым валом отбора мощности, кинематически связанным через муфту включения и зубчатые колеса с одной из шестерен двухскоростного редуктора, продольная ось выходного хвостовика которого параллельна оси комбинированного вала отбора мощности, и дополнительными редукторами конечной передачи привода ведущих колес. 2 з.п.ф-лы, 3 ил сл С

Формула изобретения SU 1 782 785 A1

,

. Фиг. /

LO

со

со

CO

/

CQ$

/ $ $S

00

Q vr

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1782785A1

Устройство для передачи вращения 1986
  • Бобровник Александр Иванович
  • Довнар Олег Казимирович
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Николаенко Владимир Лаврентьевич
  • Яцковский Виктор Михайлович
  • Лукерчик Леонид Михайлович
  • Кандрусев Игорь Иванович
  • Жичко Олег Иванович
SU1471013A1
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 782 785 A1

Авторы

Бобровник Александр Иванович

Даты

1992-12-23Публикация

1990-10-10Подача