Известен бесконтактный электромагнитный датчик для измерения крутящего момента, передаваемого вращающимся валом, выполненным из магнито-анизотропного материала, с исиользованием кольцевого статора, имеющего обмотку, иитаемую переменным током.
Предлагаемый датчик отличается наличием измерительных кату щек, размещенных между иолюсами статора и ориентированных вдоль образующей вала, которые совместно с катущками статора образуют измерительную и питающую диагонали магнитных мостовых схем, нлечами которых являются участки вала, ориентированные вдоль главных векторов напряжения кручения.
Такое выполнение датчика повыщает его чувствительность и стабильность показаний.
На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство; на фиг 2 - его электрическая схема; на фиг. 3 - эквивалентная схема одной секции датчика.
Датчик содерлчит участок рабочего вала мащины, передающий измеряемый крутящий момент в кольцевую магнитную систему, неподвижно закрепляемую на корпусе, через отверстие которой свободно проходит вращающийся вал.
Принцип действия датчика основан на явлении магнитной анизотропии ферромагнитных материалов, которая заключается в том, что магнитная проницаемость материала изменяется в направлении действия механических напряжений. Величина и знак пр.иращепия магнитной проницаемости определяются величиной и знаком механических напряжений и магнитными свойствами материала.
Участок рабочего вала мащины, обладающий свойством магнитной
анизотропии материала, охваченный кольцевым статором, является
.чувствительным эле.ментом датчика, преобразующим крутящий момент
№ 148932- 2 -в магнитное анизотропное состояние, которое кольцевая магнитная система датчика преобразует в электрическое напряжение на выходе.
Магнитная система состоит из цепей возбуждения и измерения.
Цепь возбуждения представляет собой кольцевой д-полюсный статор / (фиг. .1) с обмотками 2. Эта цепь через воздушный зазор создает в материале вала магнитные потоки, пути которых показаны на электрической схеме (фиг. 2) датчика.
Цепь измерения представляет собой магнитопровода 3 с измерительными катушками 4, ориентированными вдоль образующей вала и расположенными между полюсами возбуждения. Катушки закреплены в кольцевые обоймы для обеспечения надежной фиксации. Магнитопроводы выполнены из трансформаторной стали Датчик питается переменным током.:
Магнитная система в совокупности с участками чувствительного элемента представляет ряд магнитных мостовых схем.
Магнитные цепи возбуждения и измерения образуют питаюшие и измерительные диагонали магнитных мостов а магнитные сопротивления участков чувствительного элемента между полюсами магнитной системы образуют плечи мостовой схемы.
Эквивалентная схема одной секции датчика представлена м.д.с. магнитодвижущей силой, развиваемой обмотками возбуждения, где Б-Б следы полюсов возбуждения; R - магнитное сопротивление цепи возбуждения; В-В-следы измерительных полюсов; RMU- магнитное сопротивление измерительной цепи; / -эквивалентное магнитное сопротивление участка чувствительного элемента между полюсами магнитной системы Д ,„ -приращение магнитного сопротивления; о - главные напряжения в материале вала при передаче крутящего момента; Ф„-магнитный поток, пронизывающий измерительную катушку при разбалансе моста. При отсутствии крутящего момента напряжения з 0, магнитная анизотропия отсутствует и, соответственно, Д, 0 (все плечи моста одинаковы), мост находится в равновесии и поток Фц 0.
Цри передаче валом крутящего момента появляются напряжения кручения, главные векторы которого расположены под углом 45° к оси вала. Цод действием этих напряжений материал вала становится анизотропным в магнитном отношении.
Магнитная проницаемость материала получает приращения, в связи с чем магнитные сопротивления плеч моста получают приращения ±Д/,„.
Мост разбалансируется, магнитный поток Ф„ пронижет магнитоттровод измерительной катушки и в ней индуктируется переменная .д.с., пропорциональная напряжению о в материале вала.
Лабораторные и производственные испытания предлагаемого датчика показали хорошие эксплуатационные качества: точность измерения не ниже ±1,5%, высокую стабильность, вибропрочность и эксплуатационную надежность
Датчики успешно применены при разработке первых в СССР глубинных приборов для контроля величины крутящего момента непосредственно на забое сквал ины в условиях значительных вибрационных и ударных нагрузок и повыщенных температур.
Датчики приняты к серийному производству.
Предмет изобретения
Бесконтактный электромагнитный датчик для измерения крутящего момента, передаваемого вращающимся валом, выполненным из магнитоанизотропного )1атериала, с применением кольцевого статора, имеющего обмотку, питаемую переменным током, отличающийся тем, что, с целью повыщения чувствительности и стабильности показаний, он снабжен размещенными между полюсами статора измерительными катущками, ориентированными вдоль образующей вала и совместно с катущками статора образуюпщми измерительную и питающую диагонали магнитных мостовых схем, плечами которых являются участки вала/ ориентированные вдоль главных векторов напряжения кручения
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МАГНИТОУПРУГИЙ ДАТЧИК КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ВАЛА | 2006 |
|
RU2357219C2 |
Бесконтактный датчик для измерения крутящего момента | 1981 |
|
SU1016708A1 |
Магнитоупругий датчик крутящего момента | 1983 |
|
SU1117467A1 |
Магнитоупругий преобразователь крутящего момента | 1981 |
|
SU972275A1 |
Устройство для измерения крутящих моментов | 1972 |
|
SU437936A1 |
Магнитоупругий датчик крутящего момента | 1981 |
|
SU1000797A1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ МАГНИТОРЕЗИСТИВНЫХ ДАТЧИКОВ | 2014 |
|
RU2553740C1 |
Автоматический регулятор нагрева | 1973 |
|
SU589626A1 |
ОДНОФАЗНЫЙ ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 2010 |
|
RU2453968C2 |
Вентильный электродвигатель | 1973 |
|
SU650169A1 |
Авторы
Даты
1962-01-01—Публикация
1960-11-10—Подача