Изобретение относиться к автомобилестроению, а именно к рулевым приводам с сервомеханизмами, и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля.
Известно устройство [RU Патент №2152600, опубл. 10.07.2000 [1]], содержащее торсионный вал, соединяющий части контролируемого вала, на торцах которых установлены дисковые электропроводящие экраны с вырезанными в них окнами, смещающимися друг относительно друга при закрутке торсиона, и катушки индуктивности.
Смещение окон при появлении момента и закручивании торсиона приводит к изменению индуктивности катушек, которая и является информационным параметром.
Недостатками датчика являются его конструктивная и технологическая сложность, наличие большого числа деталей, необходимость прецизионной сборки для обеспечения параллельности экранов и каркаса катушек, что приводит к низкой эксплутационной надежности датчика.
Наиболее близким по технической сущности является датчик крутящего момента вала по описанию изобретения к патенту Российской Федерации №2244907, взятый за прототип [2].
Более того, за прототип взят вариант технического решения в указанном патенте, когда отсутствует торсион как таковой, а чувствительный элемент закрепляется на участке контролируемого вала. Чувствительный элемент из магнитоупругого материала представляет собой одну правовинтовую и одну левовинтовую спирали, а участок вала со спиралями располагается концентрически внутри цилиндрических катушек индуктивности.
В прототипе описана работа датчика, когда катушки индуктивности включены в мостовую измерительную цепь переменного тока. В отсутствие крутящего момента аксиальные составляющие намагниченности (вдоль оси вала) от переменного тока в обмотках катушек индуктивности в левых и правых частях винтовых спиралей одинаковы и направлены в противоположные стороны. Импедансы катушек при этом одинаковы и мостовая схема находиться в состоянии баланса. При приложении к валу крутящего момента в частях витков спиралей возникают сдвиговые напряжения, которые изменяют аксиальную составляющую намагниченности, а следовательно, и магнитную проницаемость, причем в одной спирали, положим в правовинтовой, она увеличивается, а в другой (левовинтовой) уменьшается. Это приводит к увеличению импеданса в одной катушке и к уменьшению его во второй, а значит к разбалансу мостовой измерительной цепи переменного тока и появлению в диагонали моста сигнала, величина которого пропорциональна крутящему моменту. Недостатками этого устройства являются:
- низкая чувствительность, т.к. фактически работает полумост, т.е. в мостовой схеме только два плеча активные, только в двух плечах изменяется импеданс от приложенного крутящего момента, а два других плеча - это не изменяющие импеданс элементы. Кроме того, используются катушки индуктивности большой длины, длина катушки больше размера спиралей в осевом направлении. Это приводит к тому, что в обмотках каждой катушки наводиться ЭДС как от изменения аксиальной намагниченности одной спирали, так и ЭДС обратного знака от второй спирали. В результате датчик имеет низкую чувствительность и при большой длине катушек не достигается полный баланс моста;
- наличие гистерезиса, т.е. разные уровни остаточного напряжения в измерительной диагонали моста при наложении и снятии крутящих моментов разных направлений. Это приводит к неоднозначности в определении величины крутящего момента. Данное явление обусловлено неодинаковой величиной остаточной магнитной проницаемости спиралей - сердечников при наложении и снятии механических напряжений разных знаков [3]. Проницаемость же в основном определяет величину индуктивности катушек, которая, в свою очередь, определяет сдвиг фаз напряжений на двух активных плечах мостовой схемы, питаемой переменным током различных частот. Из-за разного сдвига фаз напряжений отдельных плеч моста нельзя его полностью сбалансировать даже при строго одинаковых катушках и спиралях.
Задачей изобретения является повышение чувствительности датчика и устранение гистерезисных явлений.
Согласно изобретению указанные задачи в датчике крутящего момента вала, содержащем чувствительный элемент в виде право- и левовинтовых спиралей из магнитоупругого материала, жестко закрепленный на участке контролируемого вала, а участок вала с чувствительным элементом расположен концентрически внутри цилиндрических катушек индуктивности, решаются тем, что чувствительный элемент состоит из чередующихся право- и левовинтовых спиралей, причем число спиралей одного типа должно быть кратно 2, катушки, длина которых значительно меньше размера спиралей в осевом направлении, а число равно полному числу спиралей, установлены таким образом, что их середина совпадает с серединой соответствующих спиралей и включены в схему полного моста, питаемого переменным током резонансной частоты.
Изобретение поясняется схематично на чертежах. На фиг.1 приведен разрез датчика с минимальным числом спиралей и катушек, но возможны варианты с числом спиралей и катушек 4n, где n=1,2,3… На фиг.2 показана схема включения катушек в полный мост, питаемый переменным током резонансной частоты. Датчик крутящего момента вала (фиг.1) содержит вал 1, на участке которого жестко закреплен чувствительный элемент 2 в виде право- и левовинтовых спиралей, и катушки индуктивности 3.
Устройство работает следующим образом. В отсутствие крутящего момента изменением частоты питающего напряжения настраивается система в резонанс по минимальному напряжению в измерительной диагонали моста. Резонанс определяется индуктивностью и межвитковой емкостью катушек датчика. При этом аксиальные составляющие намагниченности (вдоль оси вала) от переменного тока в обмотках катушек в право- и левовинтовых спиралях 2 одинаковы и направлены в противоположные стороны. На резонансе схема имеет чисто активное сопротивление, поэтому сдвиги фаз скомпенсированы и мост хорошо балансируется.
При приложении к валу крутящего момента в частях винтовых спиралей 2 возникают сдвиговые напряжения, которые изменяют аксиальную составляющую намагниченности, причем в правовинтовой спирали она, например, увеличивается, а в левовинтовой уменьшается. Это вызывает изменения магнитной проницаемости и, следовательно, приводит к увеличению импеданса пары катушек (например, I и III) и уменьшению импеданса катушек II и IV. Такие изменения приводят к разбалансу мостовой измерительной схемы и появлению в измерительной диагонали моста напряжения, величина которого пропорциональна крутящему моменту.
В случае приложения крутящего момента противоположного направления происходит также разбаланс мостовой измерительной цепи, а выходной сигнал оказывается сдвинутым по фазе на 180° относительно предыдущего сигнала.
Предлагаемый датчик крутящего момента имеет большую чувствительность, т.к. вклад в информативный сигнал вносят четыре спирали (как минимум).
Выполнение катушек длиной, значительно меньшей размера спирали вдоль оси, также приводит к увеличению чувствительности, т.к. теперь в них не наводятся ЭДС противоположного знака от намагниченности соседней спирали другого направления. При таких узких катушках точным их позиционированием над спиралями достигается и более полный баланс моста.
Использование питающего напряжения моста с частотой, равной резонансной частоте, устраняет влияние фазовых сдвигов напряжений в элементах схемы, поскольку на резонансе сопротивление становиться чисто активным и влияние реактивностей исключается. Поэтому и гистерезисные явления при таком режиме работы датчика не имеют места, достигается более полный баланс моста приводящий и к увеличению чувствительности, и к однозначности определения величины крутящего момента.
ЛИТЕРАТУРА
1. RU Патент №2152600, опубл. 10.07.2000.
2. RU Патент №2244907, опубл. 27.04.2004.
3. Бородин В.И., Останин В.В., Жаков С. В. Магнитоупругие взаимодействия в ферромагнетиках при деформациях кручения. I. Эксперимент. ФММ-1985. Т 59 вып.5 921-928.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДАТЧИК КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ВАЛА | 2002 |
|
RU2244907C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ СИЛЫ | 1992 |
|
RU2051344C1 |
ДАТЧИК КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА | 2007 |
|
RU2334962C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БЕСКОНТАКТНОГО ИЗМЕРЕНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ВАЛА | 1998 |
|
RU2149368C1 |
СПОСОБ ВЗВЕШИВАНИЯ ПОЛЕЗНОГО ГРУЗА В ПОДЪЕМНОМ СОСУДЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1996 |
|
RU2124468C1 |
ДАТЧИК КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ВАЛА | 1998 |
|
RU2152600C1 |
ДАТЧИК КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ВАЛА | 1999 |
|
RU2165076C2 |
Способ измерения сложных механических деформаций с помощью аморфной металлической ленты и устройство для калибровки чувствительного элемента | 2018 |
|
RU2708695C1 |
ДАТЧИК КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ВАЛА | 2003 |
|
RU2244274C1 |
СНАРЯД-ДЕФЕКТОСКОП ДЛЯ КОНТРОЛЯ ОТВЕРСТИЙ В СТЕНКАХ ВНУТРИ ТРУБОПРОВОДА | 2003 |
|
RU2265816C2 |
Изобретение относится к автомобилестроению и может использоваться в качестве датчика для бесконтактного измерения крутящего момента рулевого вала в системе управления электромеханическим усилителем руля. Устройство содержит жестко закрепленный на цилиндрической поверхности участка вала чувствительный элемент из магнитоупругого материала в виде право- и левовинтовых спиралей, вал располагается концентрически внутри цилиндрических катушек, число которых равно общему числу спиралей, таким образом, что середина каждой катушки совпадает с серединой соответствующей спирали. Катушки включены в мостовую схему, питаемую переменным током на частоте резонанса. Технический результат заключается в повышении чувствительности датчика и устранении гистерезисных явлений. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
1. Датчик крутящего момента вала, содержащий чувствительный элемент из магнитоупругого материала в виде правовинтовых и левовинтовых спиралей, жестко закрепленный на цилиндрической поверхности участка вала, расположенного концентрически внутри цилиндрических катушек индуктивности, отличающийся тем, что чувствительный элемент состоит из чередующихся правовинтовых и левовинтовых спиралей, число спиралей каждого типа кратно 2, а катушки индуктивности, число которых равно общему числу спиралей, располагаются над ними таким образом, что середина каждой катушки совпадает с серединой соответствующей спирали.
2. Датчик по п.1, отличающийся тем, что каждая катушка индуктивности имеет длину, значительно меньшую размера отдельной спирали в осевом направлении.
3. Датчик по п.1, отличающийся тем, что каждая катушка, если число их минимальное и равно 4, или несколько катушек над спиралями одного типа, включенные последовательно, если общее число спиралей 8, 12, 16 и т.д., являются отдельными плечами мостовой схемы, питаемой переменным током резонансной частоты.
ДАТЧИК КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ВАЛА | 2002 |
|
RU2244907C2 |
ДАТЧИК КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ВАЛА | 1998 |
|
RU2152600C1 |
US 4173265 А, 06.11.1979 | |||
Автогенераторный датчик перемещения | 1986 |
|
SU1395954A2 |
Авторы
Даты
2009-05-27—Публикация
2006-04-26—Подача