Изобретение относится к исследованию смазочных материалов, а именно к определению моющих свойств моторных масел, и может быть применено в нефтеперерабатывающей промышленности.
Целью изобретения является повышение чувствительности и снижение трудоемкости способа.
Способ включает следующие стадии: нагрев рабочей поверхности датчика, нанесение на поверхность слоя испытуемого масла, термостатирование его в окисляющей среде и последующая оценка моющих свойств по количеству лака на датчике. Испытанию подвергают смесь испытуемого масла с базовым (без присадок) в объемном соотношении (2,9-3,1):1, которую наносят на поверхность датчика, нагретого до 320-340 С, слоем толп;иной 50-70 мкм, и по количеству лака, определяемому по интенсивности окраски поверхности датчика,судят о моющих свойствах масел.
На чертеже показана схема прибора для осуществления способа.
Прибор содержит датчик 1 с полированной рабочей поверхностью 2, примыкающий к нагревателю 3, заключенному в термоизолирующий кожух 4, и смесеобразователь с дозатором 5 для нанесения дозированного объема испытуемой смеси масел.
В табл.1 приведены составы смесей.
В табл.2 приведены моющие св рйства смесей.
4ib
;о
о
Од 4 00
Как видно из представленных результатов, способ наиболее чувствителен в пределах объемных соотношений (2,9-3,1):1.
Способ реализуют путем нагрева датчика 1 в виде усеченного конуса, рабочей поверхностью 2 которого является большее основание конуса, коническая часть датчика со стороны меньшего основания устанавливается в нагреватель 3. Нагреватель представляет собой цилиндр, на внешней образующей которого по всей высоте намотана спираль 4 накалива- , а во внутренней части цилиндра имеется посадочное гнездо в форме конуса для установки датчика, на рабочей поверхности которого установлена термопара, включенная в цепь показывающего прибора (милливильт- метр типа 4205) .
Параллельно с нагревом рабочей поверхности датчика при помощи магнитной мешалки составляют смесь,состоящую из 2,9-3,1 об. долей испытуемого масла с присадками и 1 об.доли базового масла (без присадок) и отбирают в дозатор 5 (шприц). При достижении 320-340°С с помощью дозатора на датчик наносят объем смеси, образующий тонкий слой толщиной 50-70 мкм, вычисляемый по форму
V
° ТС- , II г
где
толщина
слоя; V - объем смеси; г - радиус поверхности датчика. Затем данный объем смеси термостатируют при свободном доступе кислорода воздуха до образования на рабочей поверхности датчика твердой лаковой пленки.
Моющие свойства масел оценивают по количеству, лака после завершения процесса испарения легколетучих фракций из испытуемой смеси, для чего сравнивают интенсивности окраски поверхности датчика со стандартной шкалой.
В табл.3 и 4 приведены результаты сравнительных испытаний масел по предлагаемому способу и способу-прототипу.
Пример. При определении по
40
45
1.Способ определения свойств моторных масел п ва рабочей поверхности д несения на поверхность с емого масла, термостатир окисляющей среде и после ки моющих свойств по кол
лака на датчике, отли с я тем, что, с целью п чувствительности и сниже кости способа, испытанию ют смесь испытуемого мас ками с базовым маслом в отношении (2,9-3,1):1, к сят на поверхность датчи го до 320-340 С, слоем т 50 70 мкм.
2,Способ ПОП.1, от ющийся тем, что ко ка определяют по интенси
предлагаемому способу моющих свойств 55 |ки поверхности датчика.
масел групп Г и Д проведено по 5 определений на каждой смеси, по режиму: температура рабочей поверхности датчика З40 с, толщина слоя 70 мкм, объемное соотношение 3,1:1. По результатам оценки масел рассчитана чувствительность метода, выраженная величиной среднеквадратичQ ного отклонения, которая составила для масел групп Г и Д 2,5 при среднеарифметическом значении бальной оценки моющих свойств соответственно 37 и 22. При определении моющих
5 свойств по способу-прототипу значения среднеквадратичного отклонения для тех же масел составили 11 при среднеарифметических значениях 87 и 75. Чувствительность метода рас0 считана по формуле Т ЛХ/S, где
Т - критерий Стюдента;дХ - разность среднеарифметических значений масел смежных групп качества; S - среднеквадратичное отклонение; Т
5 37-22/2,5 6 по предлагаемому способу; Т 87-75/11 12/11 1,1 по прототипу.
30
Чувствительность по предлагаемому способу во столько раз выше, во
сколько Т
т.е. в 5 раз,
Формула изобретения
1.Способ определения моющих свойств моторных масел путем нагрева рабочей поверхности датчика, нанесения на поверхность слоя испытуемого масла, термостатирования его в окисляющей среде и последующей оценки моющих свойств по количеству
лака на датчике, отличающий- с я тем, что, с целью повьппения чувствительности и снижения трудоемкости способа, испытанию подвергают смесь испытуемого масла с присад ками с базовым маслом в объемном соотношении (2,9-3,1):1, которую наносят на поверхность датчика, нагретого до 320-340 С, слоем толщиной 50 - 70 мкм.
2,Способ ПОП.1, отличающийся тем, что количество лака определяют по интенсивности окрасТаблица 1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ определения моющих свойств моторных масел | 1987 |
|
SU1506352A1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ГРУППЫ МОТОРНОГО МАСЛА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2004 |
|
RU2267128C1 |
Способ определения склонности моторных масел к образованию отложений | 1989 |
|
SU1642387A1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ОЦЕНКИ МОЮЩИХ СВОЙСТВ МАСЕЛ С ПРИСАДКАМИ | 2011 |
|
RU2482466C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СОВМЕСТИМОСТИ ТУРБИННЫХ МАСЕЛ | 2008 |
|
RU2395084C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СКЛОННОСТИ МАСЕЛ К ОБРАЗОВАНИЮ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ | 2017 |
|
RU2635455C1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СОВМЕСТИМОСТИ АВИАЦИОННЫХ МАСЕЛ | 2005 |
|
RU2291427C1 |
СМАЗОЧНОЕ МАСЛО | 1992 |
|
RU2054459C1 |
МОЮЩЕ-ДИСПЕРГИРУЮЩАЯ ПРИСАДКА К МОТОРНОМУ МАСЛУ | 2001 |
|
RU2213127C2 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ОЦЕНКИ СКЛОННОСТИ МАСЕЛ К ОБРАЗОВАНИЮ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ | 2007 |
|
RU2345349C1 |
Изобретение касается аналитической химии, в частности определения моющих свойств моторных масел, и может быть использовано в нефтехимии. Анализ ведут нагреванием рабочей поверхности датчика до 320-340°С, нанесением на поверхность датчика слоя смеси анализируемого масла с базовым маслом (без присадок), взятых в объемном соотношении 2,9-3,1:1, толщиной 50-70 мкм. Затем проводят термостатирование в окисляющей среде в течение заданного времени. Оценку масла ведут по количеству лака на датчике визуально по интенсивности окраски поверхности. Эти условия позволяют в 5 раз повысить чувствительность и в 4 раза снизить трудоемкость определения. 1 з.п. ф-лы, 1 ил., 4 табл.
Состав смесей
ДВ-АСЗп-ЮВ (М-бз/ЮВ) 30i8
45±6 50t5
Объемное соотношение
ri:i:i:i:i:i
Таблица 2
Таблица 3
3018
4516
50t5
84i5
1Д90641
Данные получены после иcпытa шй масел на двигателе ЗИЛ-130.
Таблица 4
Кипячение испарителей (датчиков) Очистка испарителе (датчиков) от отложений по предьщу- щим испытаниям Обработка диска-нагревателяКалибрование пипетки
Взвешивание испарителей (датчиков) с испытуемым маслом Нагревание испарителя (датчика)
Подготовка смеси Выдерживание диска при заданной температуре Нанесение испытуемого масла Термостатирование Охлаждение в эксикатореВзвешивание Оденка моющих свойств Итого
8
Продолжение табл.3
25-30
10
До 10
о
+ 3-5
Составитель Л.Иванова Редактор А.Лежнина Техред М.ХоданичКорректор М.Самборская
Заказ 3750/53
Тираж 789
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат Патент, г. Ужгород, ул. Гагарина, 101
К милливольтмептру
Подписное
0 |
|
SU258721A1 | |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Пожароизвеститель с ртутным контактным термометром | 1930 |
|
SU23175A1 |
Масла смазочные | |||
Метод оценки моторных свойств и определения термоокислительной стабильности. |
Авторы
Даты
1989-06-30—Публикация
1987-10-09—Подача