Способ определения моющих свойств моторных масел Советский патент 1989 года по МПК G01N33/30 

Описание патента на изобретение SU1506352A1

Изобретение относится к исследованию смазочных материалов, в частности к оценке моющих свойств моторных масел.

Цель изобретения - повышение чувствительности и снижение трудоемкости оценки моющих свойств моторных масел. .

На чертеже показана схема прибора для определения моющих свойств масел.

Прибор содержит датчик 1 с полированной рабочей поверхностью 2 и стаканом 3, приьыкаюший к нагревателю 4, заключенному в термоизолируюошй кожух 5, конденсатор 6 масляных паров, на котором установлена калиброванная

пипетка 7 для нанесения дозированных объемов испытуемого масла на полированную рабочую поверхность датчика,

Способ заключается в нагреве до 375- 390°С, отборе дозированного объема испытуемого масла, последовательного кратного нанесения его на нагретую полированную рабочую поверхность

датчика с образованием тонкого слоя масла толщиной 25-30 мкм при его распределении по полированной поверхности, конденсации масляных паров в процессе окисления каждого слоя нагла с общим временем термостати- рования 84-93 с, прекращения дальнейшего окисления изоляцией последнего слоя от окисляющей среды объе3150

MOM испытуемого масла, залитым в стакан датчика, и последующей оценке сухой поверхности датчика по интенсивности окраски лака.

Оценка заключается п том, что каждому цвету лака присваивают индивидуальный коэффициент К:

Черный лак 1,0

Темно-коричневый

лак,0,8

Коричневый лак0,5

Светло-коричневый л ак0,4

Желтый лак0,3

Светло-желтый

лак0,2

Чистая поверхность0,0

Интенсивность окраски рассчитыва- ется по формуле

п

I 1 S. К; , f

где. 1 - интенсивность окраски, балл; S - площадь, занимаемая лаком

одного цвета, %; К - коэффициент цвета. Пример, После испытания рабочая поверхность датчика покрыта ла- ками, а именно коричневым (80%) и темно-коричневым (20%) , следователь- но, I 56 баллов.

Результаты сравнительных испытаний предлагаемого и известного спосо бов, а также результаты эксплуатации масел представлены в табл.1.

Величина оценки моющих свойств масел групп , fi Д известным

способом соответственно интервалы 81-99; 70-104;, 70-80. При тенде ции к снижению величины оценки в условиях реальной эксплуатации извес нымуспособом в указанном ряду выде- лить какую-либо группу невозможно.

Известный способ реализуют следующим образом.

При определении моющих свойств масла датчик в форме чашки устанавли вают в термостат, нагретый до 250 С, датчик предварительно заполняют навеской масла 0,035-0,040 г. Когда по цвету масляной пленки становится идно, что масло окислилось, вклю- чают секундомер. Через 25 мин датчик снимают и устанавливают в эксикатор дпя охлаждения. После охлаждения датчик взвещивают с точностью до

0,0002 г и помещают в экстрактор. Экстрагирование продолжают до получения совершенно прозрачного раствора, после чего датчик взвешивают с точностью до 0,0002 г и вычисляют склонность масла к лакообразованию или моющие свойства по формуле

n 9--LI G 3.,oo,

где G 0,035 г - количество испытуемого масла, налитго в датчик;

G 3,1116 г- вес испарителя с лаком после экстрагирования ;

G 3,0812 г- вес чистого испарителя .

Следовательно, Лт 87. При испытании масел групп В и Г по известному методу дри температуре окисления 250°С, навеске 0,035 г, периоде снятия датчика 25 мин полу- чают следующие результаты: Масло группы

Масло группы

Дифференцирующая способность повышается за счет оптимизации значимых факторов: температуры окисления, времени окисления, а также нанесения на нагретую поверхность датчика, объема масла, образующего при растекании его по поверхности датчика слой постоянной величины (35±5 мкм).

В предлагаемом способе точность дифференцирования по сравнению с известным способом . Результаты испытаний соответствующего ряда масе не встречаются в соседних интервалах т.е. инверсии результатов не происходит .

В табл.2 приведены основные условия осуществления предлагаемого и известного способов по операциям (О - отсутствие операции в способе), Формула изобретени

Способ определения моющих свойств моторных масел путем нанесения тон-: кого слоя испытуемого масла на нагретую поверхность датчика, последующего термостатирования слоя масла в окисляющей среде и оценки моющих свойств по количеству лака, отличающийся тем, что, с целью повышения чувствительности и снижения трудоемкости определения, нагрев датчика осущкствляют до 375-390 С,

51506352

тонкий слой масла получают путем рав- последний слой масла изолируют от номерного последовательного нанесения окисляющей среды объемом испытуемого дозированных объемов масла с общиммасла и количество лака определяют

временем термостатирования 84-93 с, 5 ° интенсивности окраски.

Таблица I

Группы Величина оценки моющих свойств моторных масел, балл, для способа эталонных ма-предлагаемого.

«.. 9- Экспсел . -- - -- -

в диапазоне температур в диапазоне толщины окис- в диапазоне времени ного ция окисления,°С ляемого слоя масла, мкм окисления

375 I 380 390 395 25 30 40 45 84 с I 87 с 93 с 96 с

Б 51t865t67It595t55lt865,671t595t55 t865t671t5 95t592tl3 B- 40t854t659t592t540+854t659±592t540 854t659t5 92t590t9 46,51

.i8,5

r. 28t842±6A5t583t528t842+645t583+528 842t645t5 83 587tI7 23,4±

,5

Д 15±82916-30t576 515 829t630t576tS15t829 630t5 13,5f

i5,0

-гм- -- - ..««.-.«. ...-

Таблица2

Трудозатраты, мин. Операция для способа

предла- извест- гаемого ного

Подготовка рабочей поверхности датчика к

испытанию5 40-50

Калибрование пипеткиО 10 Взвешивание датчиков с испытуемым масломО 10 Окисление масла 2 25 Подготовка датчика к оценке моющих свойств10 120 Оценка моющих

свойств5 10

Прочие ойерации (нагрев, термо- статирование датчика)15 10 Итого 37 250

Похожие патенты SU1506352A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ГРУППЫ МОТОРНОГО МАСЛА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2004
  • Кузнецов А.В.
  • Бартко Р.В.
  • Золотов В.А.
RU2267128C1
Способ определения моющих свойств моторных масел 1987
  • Федоров Май Иванович
  • Трипунов Михаил Владимирович
  • Золотов Владимир Александрович
SU1490643A1
Способ определения склонности моторных масел к образованию отложений 1989
  • Золотов Владимир Александрович
  • Трипунов Михаил Владимирович
  • Пименов Юрий Михайлович
SU1642387A1
СПОСОБ ОЦЕНКИ СКЛОННОСТИ МАСЕЛ К ОБРАЗОВАНИЮ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ 2017
  • Клишин Павел Владимирович
  • Латышев Андрей Петрович
  • Малыхин Валерий Данилович
  • Юнисов Ильгиз Камилевич
RU2635455C1
УСТАНОВКА ДЛЯ ОЦЕНКИ МОЮЩИХ СВОЙСТВ МАСЕЛ С ПРИСАДКАМИ 2011
  • Кузнецов Андрей Александрович
  • Шишаев Сергей Всеволодович
  • Малыхин Валерий Данилович
  • Яковлев Александр Васильевич
RU2482466C1
УСТАНОВКА ДЛЯ ОЦЕНКИ СКЛОННОСТИ МАСЕЛ К ОБРАЗОВАНИЮ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ 2007
  • Волгин Сергей Николаевич
  • Шишаев Сергей Всеволодович
  • Кузнецов Андрей Александрович
  • Поляков Сергей Юрьевич
  • Сузиков Владимир Викторович
RU2345349C1
Устройство для нанесения лаковой пленки моторных масел на полированную рабочую поверхность 1985
  • Федоров Май Иванович
  • Трипунов Михаил Владимирович
SU1368731A1
СПОСОБ ОЦЕНКИ СОВМЕСТИМОСТИ АВИАЦИОННЫХ МАСЕЛ 2005
  • Зайцева Анна Николаевна
  • Мадалиев Рустам Сайфуллаевич
  • Поляков Сергей Юрьевич
RU2291427C1
Способ определения лакообразующей способности смазочных масел 1979
  • Виленкин Алексей Владимирович
  • Зусева Берта Самуиловна
  • Зайцева Анна Николаевна
SU900186A1
СПОСОБ ОЦЕНКИ СОВМЕСТИМОСТИ ТУРБИННЫХ МАСЕЛ 2008
  • Зайцева Анна Николаевна
  • Мадалиев Рустам Сайфуллаевич
  • Поляков Сергей Юрьевич
RU2395084C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 506 352 A1

Реферат патента 1989 года Способ определения моющих свойств моторных масел

Изобретение относится к исследованию смазочных материалов , в частности, к оценке моющих свойств моторных масел. Цель - повышение чувствительности и снижение трудоемкости способа. Способ заключается в нагреве датчика до 375-390°С, нанесении тонкого слоя масла путем последовательного равномерного нагрева дозированных объемов масла с периодом окисления предыдущей капли, равным 28-29 с и общим временем термостатирования 84-93 с , после чего последний слой масла изолируют от окисляющей среды объемом испытуемого масла, а количество лака оценивают по интенсивности его окраски. Способ позволят получить результаты, близкие к условиям реальной эксплуатации двигателей, и снизить продолжительность определения в 7 раз. 1 ил., 2 табл.

Формула изобретения SU 1 506 352 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1989 года SU1506352A1

Масла смазочные с присадками
Определение моющих свойств
Крючок для ремизных машин 1926
  • Гордин В.А.
SU5726A1
Масла смазочные
Метод оценки моторных СВОЙСТВ и определение термоокислительной стабильности
Пожароизвеститель с ртутным контактным термометром 1930
  • Федерман Л.Я.
SU23175A1

SU 1 506 352 A1

Авторы

Трипунов Михаил Владимирович

Жданикова Галина Владимировна

Золотов Владимир Александрович

Федоров Май Иванович

Даты

1989-09-07Публикация

1987-08-31Подача