Изобретение относится к исследованию смазочных материалов, в частности к оценке моющих свойств моторных масел.
Цель изобретения - повышение чувствительности и снижение трудоемкости оценки моющих свойств моторных масел. .
На чертеже показана схема прибора для определения моющих свойств масел.
Прибор содержит датчик 1 с полированной рабочей поверхностью 2 и стаканом 3, приьыкаюший к нагревателю 4, заключенному в термоизолируюошй кожух 5, конденсатор 6 масляных паров, на котором установлена калиброванная
пипетка 7 для нанесения дозированных объемов испытуемого масла на полированную рабочую поверхность датчика,
Способ заключается в нагреве до 375- 390°С, отборе дозированного объема испытуемого масла, последовательного кратного нанесения его на нагретую полированную рабочую поверхность
датчика с образованием тонкого слоя масла толщиной 25-30 мкм при его распределении по полированной поверхности, конденсации масляных паров в процессе окисления каждого слоя нагла с общим временем термостати- рования 84-93 с, прекращения дальнейшего окисления изоляцией последнего слоя от окисляющей среды объе3150
MOM испытуемого масла, залитым в стакан датчика, и последующей оценке сухой поверхности датчика по интенсивности окраски лака.
Оценка заключается п том, что каждому цвету лака присваивают индивидуальный коэффициент К:
Черный лак 1,0
Темно-коричневый
лак,0,8
Коричневый лак0,5
Светло-коричневый л ак0,4
Желтый лак0,3
Светло-желтый
лак0,2
Чистая поверхность0,0
Интенсивность окраски рассчитыва- ется по формуле
п
I 1 S. К; , f
где. 1 - интенсивность окраски, балл; S - площадь, занимаемая лаком
одного цвета, %; К - коэффициент цвета. Пример, После испытания рабочая поверхность датчика покрыта ла- ками, а именно коричневым (80%) и темно-коричневым (20%) , следователь- но, I 56 баллов.
Результаты сравнительных испытаний предлагаемого и известного спосо бов, а также результаты эксплуатации масел представлены в табл.1.
Величина оценки моющих свойств масел групп , fi Д известным
способом соответственно интервалы 81-99; 70-104;, 70-80. При тенде ции к снижению величины оценки в условиях реальной эксплуатации извес нымуспособом в указанном ряду выде- лить какую-либо группу невозможно.
Известный способ реализуют следующим образом.
При определении моющих свойств масла датчик в форме чашки устанавли вают в термостат, нагретый до 250 С, датчик предварительно заполняют навеской масла 0,035-0,040 г. Когда по цвету масляной пленки становится идно, что масло окислилось, вклю- чают секундомер. Через 25 мин датчик снимают и устанавливают в эксикатор дпя охлаждения. После охлаждения датчик взвещивают с точностью до
0,0002 г и помещают в экстрактор. Экстрагирование продолжают до получения совершенно прозрачного раствора, после чего датчик взвешивают с точностью до 0,0002 г и вычисляют склонность масла к лакообразованию или моющие свойства по формуле
n 9--LI G 3.,oo,
где G 0,035 г - количество испытуемого масла, налитго в датчик;
G 3,1116 г- вес испарителя с лаком после экстрагирования ;
G 3,0812 г- вес чистого испарителя .
Следовательно, Лт 87. При испытании масел групп В и Г по известному методу дри температуре окисления 250°С, навеске 0,035 г, периоде снятия датчика 25 мин полу- чают следующие результаты: Масло группы
Масло группы
Дифференцирующая способность повышается за счет оптимизации значимых факторов: температуры окисления, времени окисления, а также нанесения на нагретую поверхность датчика, объема масла, образующего при растекании его по поверхности датчика слой постоянной величины (35±5 мкм).
В предлагаемом способе точность дифференцирования по сравнению с известным способом . Результаты испытаний соответствующего ряда масе не встречаются в соседних интервалах т.е. инверсии результатов не происходит .
В табл.2 приведены основные условия осуществления предлагаемого и известного способов по операциям (О - отсутствие операции в способе), Формула изобретени
Способ определения моющих свойств моторных масел путем нанесения тон-: кого слоя испытуемого масла на нагретую поверхность датчика, последующего термостатирования слоя масла в окисляющей среде и оценки моющих свойств по количеству лака, отличающийся тем, что, с целью повышения чувствительности и снижения трудоемкости определения, нагрев датчика осущкствляют до 375-390 С,
51506352
тонкий слой масла получают путем рав- последний слой масла изолируют от номерного последовательного нанесения окисляющей среды объемом испытуемого дозированных объемов масла с общиммасла и количество лака определяют
временем термостатирования 84-93 с, 5 ° интенсивности окраски.
Таблица I
Группы Величина оценки моющих свойств моторных масел, балл, для способа эталонных ма-предлагаемого.
«.. 9- Экспсел . -- - -- -
в диапазоне температур в диапазоне толщины окис- в диапазоне времени ного ция окисления,°С ляемого слоя масла, мкм окисления
375 I 380 390 395 25 30 40 45 84 с I 87 с 93 с 96 с
Б 51t865t67It595t55lt865,671t595t55 t865t671t5 95t592tl3 B- 40t854t659t592t540+854t659±592t540 854t659t5 92t590t9 46,51
.i8,5
r. 28t842±6A5t583t528t842+645t583+528 842t645t5 83 587tI7 23,4±
,5
Д 15±82916-30t576 515 829t630t576tS15t829 630t5 13,5f
i5,0
-гм- -- - ..««.-.«. ...-
Таблица2
Трудозатраты, мин. Операция для способа
предла- извест- гаемого ного
Подготовка рабочей поверхности датчика к
испытанию5 40-50
Калибрование пипеткиО 10 Взвешивание датчиков с испытуемым масломО 10 Окисление масла 2 25 Подготовка датчика к оценке моющих свойств10 120 Оценка моющих
свойств5 10
Прочие ойерации (нагрев, термо- статирование датчика)15 10 Итого 37 250
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ГРУППЫ МОТОРНОГО МАСЛА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2004 |
|
RU2267128C1 |
Способ определения моющих свойств моторных масел | 1987 |
|
SU1490643A1 |
Способ определения склонности моторных масел к образованию отложений | 1989 |
|
SU1642387A1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СКЛОННОСТИ МАСЕЛ К ОБРАЗОВАНИЮ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ | 2017 |
|
RU2635455C1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ОЦЕНКИ МОЮЩИХ СВОЙСТВ МАСЕЛ С ПРИСАДКАМИ | 2011 |
|
RU2482466C1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ОЦЕНКИ СКЛОННОСТИ МАСЕЛ К ОБРАЗОВАНИЮ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ | 2007 |
|
RU2345349C1 |
Устройство для нанесения лаковой пленки моторных масел на полированную рабочую поверхность | 1985 |
|
SU1368731A1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СОВМЕСТИМОСТИ АВИАЦИОННЫХ МАСЕЛ | 2005 |
|
RU2291427C1 |
Способ определения лакообразующей способности смазочных масел | 1979 |
|
SU900186A1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ СОВМЕСТИМОСТИ ТУРБИННЫХ МАСЕЛ | 2008 |
|
RU2395084C1 |
Изобретение относится к исследованию смазочных материалов , в частности, к оценке моющих свойств моторных масел. Цель - повышение чувствительности и снижение трудоемкости способа. Способ заключается в нагреве датчика до 375-390°С, нанесении тонкого слоя масла путем последовательного равномерного нагрева дозированных объемов масла с периодом окисления предыдущей капли, равным 28-29 с и общим временем термостатирования 84-93 с , после чего последний слой масла изолируют от окисляющей среды объемом испытуемого масла, а количество лака оценивают по интенсивности его окраски. Способ позволят получить результаты, близкие к условиям реальной эксплуатации двигателей, и снизить продолжительность определения в 7 раз. 1 ил., 2 табл.
Масла смазочные с присадками | |||
Определение моющих свойств | |||
Крючок для ремизных машин | 1926 |
|
SU5726A1 |
Масла смазочные | |||
Метод оценки моторных СВОЙСТВ и определение термоокислительной стабильности | |||
Пожароизвеститель с ртутным контактным термометром | 1930 |
|
SU23175A1 |
Авторы
Даты
1989-09-07—Публикация
1987-08-31—Подача