Изобретение относится к транспорту и может быть использовано как в быту, так и во всех отраслях народного хозяйства для перевозки пассажиров и грузов в качестве внутрицехового и внутризаводского транспорта, а также на больших стройках и в сельском хозяйстве.
Цель изобретения - повьппение КПД.
На фиг,I показан велосипед в двухколесной модификации, общий вид; на
фиг.2 - разрез А-А на фиг.1; на фиг. фиг.З - вид Б на фиг.2; на фиг.4 - разрез В-В на фиг.2; на фиг.5 - велосипед в веломобильной модификации, общий вид; на фиг.6 - велосипед, вид сверху.
Комбинированное транспортное сред- во с двухтяговым мускульным приводом включает разборно-складную г-яму, содержащую верхнюю трубчатую балку I, закрепленную на разъемной части вил-
кн 2, которая винтами соединяется с опорной частью 3 вилки, с ней же с помощью винтов соединяется и поворотный кронштейн 4, к которому крепится витка 5. К балке 1 приварен трубчатый руль 6, в который встроен приводной вал 7, в торец вала ввернут держатель 8, на противоположном конц этого вала шпонкой 9 закреплена ведущая звездочка 10, а на крайних держателях с помощью шарниров I1 закреплены откидные шатуны 12, несущие педали 13, и закрепляемые в рабочем (ветикальном) и горизонтальном поло- жениях винтами 1А, расположенными на держателях 8.
Звездочка iO ручного привода приводной цепью 15 соединена со звездочкой 16,, установленной посредством обгонной муфты 17 на приводном валу 18 ночного привода. Звездочка 16-может быть соединена и с ведомым трубчатым валом 19, в отверстие фланца которого при этом входит выдвижной штифт 20, встроенный в отверстие зведочки 16, которая посредством этого штифта взаимодействует с отверстием кривошипа 21, последний сцепляется с валом 1 8 посредством обгонной муф ты 22.
На противоположном конце вала 18 расположен кривошип 23, взаимодействующий с ним посредством обгонной муфты 24, пальцы 25, расположенные в продолговатых пазах обоих кривошипов, являются передвижными и шарнипо соединены с тягами 26, которые таким же способом соединены с поворотными рычагами 27, шарнирно закрепленными на сдвоенном кронштейне 4, и несущие педали 28.
Ведущая крестовина 29 первой ступени передачи взаимодействует с вало 18 посредством обгонной муфты 30, управляемой наружным поворотным кольцом 31, расположенным на ступице крестовины, снабженной зубчатыми во- дилами 32, находяпщмися в зацеплении
поочередно с зубьями передаточного гибкого элемента 33, охватывающего звездочку 34 и ролики (отбортованные
35,установленные на консольных осях
36,которые закреплены на дуге опорного кронштейна 37, закрепление- го на поворотном кронштейне 4, посредством обгонной муфты 38 звездочка 34 взаимодействует с ведомым валом I9.
Q 5
0 5 п
0
5
0
5
Этот вал встроен в ступицу (корпус втулки колеса) 39 колеса 40, с которым он взаимодействует посредством встроенных в нее обгонных муфт: муфты 41, управляемый поворотным кольцом 42, расположенным, как и другие кольца управления с наружной стороны ступицы. Ведущий вал 18 взаимодействует со ступицей колеса посредством вала 19, с которым он соединяется выдвижным штифтом A3, при этом после соединения валов между собой вал 19 начинает взаимодействовать со ступицей 39 посредством обгонной муфты 44, которая включается и выключается поворотом кольца 45.
Вторая ступень передачи, конструкция которой аналогична конструкции первой ступени, взаимодействует с валом 19 посредством обгонной муфты 46, встроенной в ступицу ведущей крестовины 47, взаимодействующей со звездочкой 48, свободно сидящей на валу 19, посредством соединяющего их передаточного, гибкого зубчатого звена (элемента).Торцовая часть .ступицы этой звездочки взаимодействует с торцовой обгонной муфтой 49, встроенной в ступицу 39 колеса, которая сцепляется со звездочкой 48 вследствие заклинивания шариков между ними, муфта управляется поворотом кольца 50, взаимодействующего с ее шариками. Над колесом 40 в верхней части вилки рамы закреплен защитный щиток 51, с внутренней стороны колеса прикреплены инерционные грузы 52.
Для возврата педалей 28, установленных на рычагах 27, возвратная пружина 53, одним концом закрепляемая в одном из рычагов 27, а другим - на кронштейне 4,
На конце балки I в верхней части рамь велосипеда закреплены трубчатые стойки 54 с ввернутыми в них зажимными винтами, которыми закрепляются находящиеся в отверстиях этих трубок стойки 55, шарнирйо соединенные с каркасом 56, несущим сиденье 57, трансформируемого, раскладного седла, снабженного откидными створками 58, спинкой 59 и выдвижной спинкой 60, закрепляемой винтами в верхнем крайнем положении с дополнительным боковым креплением ее гибкими рас- тяжк ами 61.
51
На раме велосипеда над приводной цепью 15 закреплен щиток 62, в центральной части рамы на поворотном кронштейне А по обеим сторонам
его расположены и закреплены на нем коробчатые ограждения 63, в которых расположены первая и вторая ступени передачи с гибкой связью.
К вилке 5 с помощью винта при- крепляется балка 64, несущая багажни 65, закрепленный на трубчатых стойках-гнездах 66, снабженных винтами, и закрепленный с помощью оси 67 поворотный элемент, включающий обой- му 68, между боковинами которой расположен опорный ролик 69, промежуточные малые ролики 70 и натяжной ролик 71, на ролики натянута кольцевая гибкая гусеничная лента 72.
В веломобильном исполнении машина содержит соединительную балку, включающую две соединенные между собой посредством шарнира 73 части - короткую 74 и удлиненную 75, первая часть своим цилиндрическим концом посредством винта закрепляется в отверстии вилки 5, а вторая таким винтом закрепляется на цилиндрическом выступе заднего моста 76, несущего на концах поворотные гусеничные элементы описанной конструкции, и переставной багажник 65.
К балке 75 прикреплена трубчатая стойка 77, снабженная з.гжимньгм вин- том, в отверстии этой стойки винтом закрепляется передняя шарнирная стойка 55 переставного седла, задняя его стойка закрепляется винтом в отверстии передней стойки 66 багажника который в этом случае открепляется от балки 64, переносится на задний мост 76 и закрепляется в его установочных отверстиях гайками 78.
Для усиления рамы велосипеда, трансформированного в веломобиль, в ее конструкцию вводится стойка 79, верхний конец которой с помощью винта прикрепляется к балке 1, а нижний таким винтом закрепляется на балке 74. ЛЬворотные гусеничные элементы также выполнены переставными и riepe- закрепляются посредством гайки 80.
Комбинированный велосипед работает следующим образом.
Велосипедист, усевщись в седло, ставит ноги на нижние педали, а руками захватывает педали-руль и начинает их вращать.
)26
По обеим сторонам верхней части вилки рамы на кронштейнах 81 установлены ролики 82, через которые перекинут трос 83 один конец которого соединен с кривошипом 23, а другой - с кривошипом 21. Между ходовым колесом 40 и вилкой расположен шток 84, кли- новидньй нижний конец которого взаимодействует с кольцом 42, которое под действием его перемащается в горизонтальной плоскости и взаимодействует с шариками обгонной муфты 41.
Кривошипы 21 и 23 выполнены с воз можцостью закрепления на ведущем вал 18 посредством стопорных винтов или щтифтов 85 и 86, а крестовина 29 с зубчатыми водилами установлена на валу 18 с возможностью очередного закрепления на нем посредством ны- движного штифта и присоединения крестовины к валу 19 посредством такого же штифта, встроенного в ступицу этой крестовины. Рама снабжена кронштейном 87.
Комбинированное транспортное средство работает следующим образом.
После посадки на сиденье 57 велосипедист ставит ноги на педали точно также, как и при езде на известном велосипеде и поочередным нажимом на педали 28 прит здит в кйчатель ное движение рычаги 27, которые посредством тяг 26 приводят во вращение кривошипы 21 и 23, поочередно взаимодействующие с валом 18 посредством обгрнных муфт 22 и 24 или посредством жестких фиксаторов, непрерывно вращая его в одном направлении.
В свою очередь вал 18 при этом взаимодействует с ведомым валом 19 через крестовину 29, звездочку 34, а также через крестовину 47 на звездочку 48 вал 19 взаимодействует со ступицей ходового колеса 40 посредством обгонной муфты 49 или муфты 44.
При описанном ножном педалировании ручной привод автоматически отключается от ножного привода посредством обгонной муфты 17, встроенной в ступицу звездочки 16. При одновременном ручном и ножном педалировании ручной привод автоматически соединяется с ножньгм посредством муфты 17.
Двухступенчатая цепная передача .зляется многоскоростной как при совместной работе приводов, так и при раздельной. Переключение с одной
скорости на другую осуществляется посредством выдвижных штифтов 43 и 20, а также посредством управляемых обгонных муфт 44 и 49. Максимальная скорость велосипеда достигается при ручном педалировании или совместном ручном и ножном. Минимальная скорост достигается при раздельном ножном педалировании посредством отключения от вала 19 обгонных муфт 38 и 49 путем поворота из колец управления (поворот фиксированный) и соединения крестовины 29 с валом 19 посредством выдвижного штифта 88 ипИ посредством соединения вала 19 с валом 18 штифтом 43. Таким путем осуществлется передача вращения на ходовое колесо 40 напрямую.
Максимальная скорость при раздельном ножном педалировании достигается посредством соединения муфт 38 и 49 с валом 19, т.е. установкой этих муфт в рабочее положение путем фиксированного поворота колец 31 и 50 управления в сторону, npotHBono- ложную стороне отсоединения их от вала 19. Снижение скорости достигается отсоединением второй ступени передачи (муфта 49) от вала 19. При раздельном ручном педалировании передача также позволяет получить еще три дополнительные, но более высокие чем при ножном педалировании скорости. При зтом способ переключения скоростей тот же, что и при ножном педалировании.
Торможение велосипеда осуществляется путем нажима на шток 84, нижний конец которого снабжен клином, который взаимодействует с выдвижным прижимным кольцом 42, снабженным отж1Ш- ной возвратной пружиной (не показана и взаимодействующим с шариками тормозной обгонной муфты 41. Могут быть установлены и дополнительные тормозные устройства известной конструкции
На фиг.1 изображена машина в двух н трехколесной модификации. Одноколесная ее модификация получается путем отсоединения от рамы балки 64, несущей багажник 65. Транспортное средство может быть трансформируемо в веломобиль, зто достигается перестановкой сиденья 57 на багажник 65 с последующим закреплением его в гнездах и развертыванием боковии, с последующей их фиксацией в горизонтальном положении, а также выдвиже
5
0
5
0
5
0
5
0
5
нием спинки 60 в верхнее положение. Балка 64 прикрепляется к шарнирной балке 75, которая другим своим концом прикрепляется к вилке 5, которая прикрепляется к кронштейну после поворота колеса 40 вокруг вертикальной оси на 180 и наклона рамы вправо.
Поворотная опорно-ходовая часть с двумя опорными элементами может быть использована в качестве хозяйственной тележки для перевозки продуктов и других грузов. Дпя этой цели тележка снабжается рукояткой, в качестве которой может быть использована трубчатая стойка 79, входящая в комплект трансформируемой рамы веломобиля .
Формула изобретения
Привод транспортного средства, приводимого в действие мускульной силой человека, содержащий ручной привод, ведущая звездочка которого размещена на рулевом валу, и ножной привод, имеющий педали, связанные с валом колеса, звездочку, которая гибкой тягой связана с ведущей звездочкой ручного привода, и элементы фиксации вала с корпусом колеса, при этом ручной привод выполнен с возможностью отключения от ножного привода, отличающийся тем, что, с целью повьппения КЩ, ножной привод выполнен в виде педальных рычагов, связанных тягой с кривощипами с пальцами, установленными на концах вала и связанными с ним посредством муфт свободного хода, при этом на тяге выполнен паз для размещения в нем пальцев кривошипа, полого вала с фланцем и пазом, выполненным в нем, внутри полого вала размещен указанный вал привода, а на полом валу размещены дополнительные звездочки и полнительные управляемые муфты свободного хода, одна из дополнительных звездочек выполнена с муфтой свободного хода и связана посредством передачи, выполненной с возможностью отключения от крестовины, установлен- -ной на валу привода посредством муфТы свободного хода и выполненной с двумя элементами управления, один из которых выполнен с возможностью с вя- зи с полым валом, а другой - с валом привода, другая допол}1ительная звездочка полого вала установлена на нем
свбодно и связана с одной стороны с корпусом посредством муфты свободного хода с элементом ее управления, а с другой стороны посредством передачи - с дополнительной крестовиной, размещенной на полом валу и связанной с полым валом муфтой свободного хода, причем звездочка, связанная с ручным приводом, установлена на валу привода через муфту свободного хода и выполнена с пазом для размещения
в нем элемента управления, который выполнен с возможностью связи этой звездочки с полым валом и кривошипом соответственно, вал привода выполнен с возможностью соединения с полым валом посредством элемента управления и его связи посредством муфты свободного хода с корпусом, а педали связаны между собой гибкой связью для их возврата в исходное положение.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Транспортное средство,приводимое в действие мускульной силой человека | 1986 |
|
SU1371940A1 |
ВЕЛОСИПЕД (ВАРИАНТЫ), КОЛЕСО ВЕЛОСИПЕДА, ПРИВОД ВЕЛОСИПЕДА, РЫЧАЖНЫЙ МЕХАНИЗМ ВЕЛОСИПЕДА, ПЕДАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ВЕЛОСИПЕДА И КОМПЛЕКТ, СОДЕРЖАЩИЙ ВЕЛОСИПЕД И ПРИЦЕП | 2007 |
|
RU2373101C2 |
ВЕЛОСИПЕД С ЭРГОНОМИЧНЫМИ ПОСАДКОЙ И ПЕДАЛИРОВАНИЕМ | 2019 |
|
RU2724027C1 |
ПЕДАЛЬНЫЙ ПРИВОД | 1992 |
|
RU2068364C1 |
ВЕЛОСИПЕД С ЛИНЕЙНЫМ ПРИВОДОМ | 2008 |
|
RU2400391C2 |
Канатная дорога | 1991 |
|
SU1796512A1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1998 |
|
RU2131820C1 |
ПОЛНОПРИВОДНЫЙ ВЕЛОСИПЕД | 2017 |
|
RU2667709C1 |
ВЕЛОСИПЕД | 2021 |
|
RU2753426C1 |
ГОНОЧНЫЙ ВЕЛОСИПЕД СИСТЕМЫ "ЛИЗА" | 1992 |
|
RU2068363C1 |
Изобретение относится к транспортным средствам, приводимым в действие мускульной силой человека. Цель изобретения - повышение КПД. Транспортное средство выполнено складным с трансформируемой рамой и седлом. При этом на базу взят одноколесный велосипед, состоящий из ведущего ходового колеса, приводимого во вращение двухступенчатым концентрическим многоскоростным цепным приводом, обе ступени которого состоят из ведущей крестовины, снабженной зубчатыми водилами, взаимодействующими с приводной цепью, охватывающей батарею роликов и ведомую звездочку, соединенную с трубчатым валом посредством управляемой обгонной муфты, в который встроен вал крестовины. (1-я ступень передачи). Ведомая звездочка 2-й ступени передачи расположена на ведомом валу и взаимодействует ее ступицей ходового колеса посредством торцовой обгонной муфты, управляемой поворотным кольцом. Связь ведомого вала со ступицей ходового колеса осуществляется посредством управляемой обгонной муфты, а торможение его достигается посредством торцовой обгонной муфты, встроенной в ступицу колеса и взаимодействующей с подпружиненным прижимным кольцом, которое взаимодействует с клиновидным концом тормозного штока, расположенного на вилке рамы. Переключение скоростей достигается с помощью выдвижных штифтов и управляемых обгонных муфт, изменение (бесступенчатое) скорости достигается также перестановкой пальцев, расположенных в пазах кривошипов, соединенных с ведущим валом посредством обгонных муфт. 7 ил.
28
7 68 М
У
/4
Г1
50
63
фиг.2
Buff Б
2/7
(ригЗ
0
4
диг
фиг. 5
Фигб
СПОСОБ ВЗРЫВОБЕЗОПАСНОЙ ОЧИСТКИ ТРУБОПРОВОДОВ, СОДЕРЖАЩИХ СЛЕДЫ УГЛЕВОДОРОДОВ, И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2013 |
|
RU2533728C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЧИСТОГО ГЛИНОЗЕМА И ЕГО СОЛЕЙ ИЗ СИЛИКАТОВ ГЛИНОЗЕМА, ПРОСТЫХ ГЛИН И. Т.П. | 1915 |
|
SU280A1 |
Авторы
Даты
1989-09-07—Публикация
1986-04-16—Подача