ТЛ
ел
СП
о
00 N5 О5 4
31508264
Изобретение относится к устройствам автоматики, в частности к устройствам для контроля знаний.
Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства.
На чертеже приведена функциональ- ая схема устройства для контроля знаний. .
Устройство содержит элементы 1,2 оммутации пульта оператора (на чертее не показан), генератор 3 импульсов S-триггер 4, первый счетчик 5, индиаторы 6,7 блока индикации (на чер- 15 теже не показан),первый и второй сум: 1аторы 8,9, блок 10 ввода ответов ульта оператора, элементы 11-13 оммутации пульта оператора, первый - третий 14-16 формирователи импуль- 20 сов, дешифратор 17, блок 18 сравнения, шифратор 19, элемент ИЛИ 20, второй и третий счетчики 21,22, иникатор 23 блока индикации, элемент ЛИ-НЕ 24,25
Устройство работает следующим об- разома
По нажатию кнопки Сброс перед началом испытаний обнуляются счетчики 21 и 22, а также счетчик инди- 30 катора 6, Триггер 4 устанавливается в нулевое состояние; запускается генератор 3 и трехразрядный двоично-десятичный счетчик 5 многократно переполняется, индикатор 7 гасится з5 По нажатию кнопки Пуск триггер 4 устанавливается в единичное состояние, генератор 3 блокируется низким уровнем с выхода триггера, счетчик 5 останавливается и на индикаторе 7 40 высвечивается трехразрядный десятич- ньш код числа, делимость которого на 3 предстоит определить испытуемому. Одновременно по нажатию кнопки Пуск низким уровнем с выхода триг- 45 гера 4 разрешается измерение времени индицируемого на индикаторе 6, Сумма трехразрядного числа определяется пер вым и вторым сумматорами 8 и 9, Так как сумма трех разрядов в десятичном «JQ коде не превьшает 27, то в общем случае двоичньй код на выходе сумматора 9 пятиразрядный. Ответ вводится с помощью блока 10 ввода ответов, содержащего три элемента 11 - 13 (по 55 числу вариантов ответов) Все значения суммы разрядов предъявляемого трехзначного числа можно разделить на три группы: делятся нацело; при
делении получается остаток 1j при делении получается остаток 2, Поэтому пятиразрядный код на выходе с.уммат тора 9 можно преобразо;вать в двухразрядный двоичный код, что и делается с помощью дешифратора 17, который может быть проще всего реализован на ПЗУ (например, К155ТЕЗ) со следующей кодировкой: для чисел, сумма которых кратна 3, выходной код при делении с остатком 1 - выходной код 01, а при делении с остатком 2 - выходной код 10,Код с выхода дешифратора подается на первый вход блока 18 сравнения. По нажатию любого из элементов 11 - 13 с помощью формирователей 14-16 фрр- мируется положительный и myльc, Формирователи обеспечивают защиту элементов от дребезга. Трехразрядный двоичный код с выхода формирователей преобразуется шифратором 19 в двухраз - рядный с кодировкой, указанной выше, Те а, например, при нажатии элемента 13 формируется код 10, Если же ни один из элементов не нажат, то код на выходе шифратора 00, При этом на вьрсоде блока 18 сравнения низкий уровень. Шифратор 19 может быть реализован на двух логических элементах ИЛИ, Если ответ набран правильно, то на входь блока 18 сравнения будут поданы эквивалентные коды, и на выходе блока сравнения сформируется полог жительньй перепад напряжения, кото- рьй изменит на 1 код на выходе счет -мика 21 правильных ответов. Количество правильных ответов индициру-. ется индикатором 23, По любому нажа-. тию элементов 11, 12,13 положительный импульс через элемент ИЛИ 20 поступает на вход элемента ИЛИ-НЕ 24 и вход счетчика 22, изменяя на 1 код на выходе зтог о счетчика. На выходе элемента ИЛИ-НЕ Z4 BQ время действия импульса формируется низкий уровень, устанавливающий (за счет подачи на второй R-вход) триггер 4- в нулевое . состояние и запрещающий работу измерителя времени При этом вновь запускается генератор 3 тактов, а ин дикаторы 7 гаснут. Дня предъявления следующего числа необходимо вновь нажать кнопку Пуск и указанные операции повторяются. Нетрудно В1адетЬ| ч что при нвп1)авш1ьном нажатии кнопки ответа растет код только на выходе счетчика 22 поцыток, а код на выходе счетчика 21 остается неизменным и показания индикатора 23 не меняются Кроме того, с нарастающим итогом фиксируется время, прошедшее от момента предъявления числа до момента получения ответа. Количество предъявлений в цикле испытания определяется разрядностью счетчика 22, выход старшего разряда которого подключен ко вто- Q рому входу элемента ИЛИ-НЕ 24, ,Если счетчик иестиразрядный (как показано на схеме)f то после 32 попыток на выходе старшего разряда появится высокий уровень, низкий уровень на 55 выходе элемента 24 установит триггер 4 в нулевое состояние и последующие нажатия кнопки Пуск не изменят сос- тояния триггера. Испытания закончены Дпя их возобновления следует нажать 20 кнопку Сброс, обнулив при этом счетчик 22, устранив блокировку триг- гера 4, Качество знаний оценивается по количеству удачных попыток и суммарному времени, затраченному на ис- 25 пытание (оно индицируется на индикаторе 6),
Таким образом, указанное устройство дополнительно обеспечивает контроль знаний на признак делимое- ЗО ти случайных чисел на 3, что свидетельствует о его более широких, чем у прототипа, дидактических возможностях.
Формула изобретения
Устройство для контроля знаний, содержащее пульт оператора, генератор импульсов, первый, второй и тре- тий счетчики, RS-триггер, блок сравнения, первый формирователь импульсов и блок индикации, первый информационный вход которого соединен с первым выходом первого счетчика, вход д5 гашения блока индикации соединен с выходом RS-триггера, S-вход которого соединен с первым выходом пульта one--- рятрра, второй выход которого соеинен с первым R-входом RS-триггера, 50 а третий выход соединен с входом за35
40
Q 55 20 5
О
5 0
5
0
пуска, первого формирователя импульсов второй информационный вход блЬка индикации соединен с выходом второго счетчика, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены первый и второй сумматоры, второй и третий формирователи импульсов, дешифратор, шифратор, элемент ИЛИ и элемент ИЛИ-НЕ, первый вход которого соединен с выходом третьего счетчика, счетный вход которого соединен с выходом элемента ИЛИ и с вторым входом элемента ИЛИ-НЕ, выход которого соединен с вторым R-входом RS-триггера и с входом останова блока индикации, вход пуска которого соединен с выходом КЗ-триггера и с вхо - дом пуска генератора тактов, четвертый выход пульта оператора соединен с входом пуска второго формирователя импульсов, а пятый выход соединен с входом пуска третьего формирователя импульсов, выход которого соединен с первым входом элемента ИЛИ и с.первым входом шифратора, второй вход которого соединен с выходом второго формирователя импульсов и с вторьм входом элемента ИЛИ, трети. вход которого соединен с выходом первого формирователя импульсов к с третьим входом шифратора, выход которого соединен с первым входом блбка сравнения, выход которого соединен со счетным входом второго счетчика, а второй вход соединен с выходом дешифратора, первый выхо; первого счетчика соединен с первым входом первого сумматора, второй вход которого соединен с вторым выходом первого счетчика и с третьим информационным входом блока индикации, четвертый информационный вход которого соединен с третьим выходом первого счетчика и с первым входом второго сумматора, второй вход которого соединен с первым выходом первого сумматора, второй выход которого соединен с входом переноса второго сумматора, выходы которого - соединены с входами детх-в ратора.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМОГО | 1991 |
|
RU2037206C1 |
Устройство для контроля знаний | 1986 |
|
SU1410082A1 |
Устройство для профессионального отбора операторов | 1990 |
|
SU1777165A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА ОПЕРАТОРОВ | 1991 |
|
RU2020604C1 |
Устройство для тренировки памяти обучаемого | 1987 |
|
SU1564676A1 |
Устройство для контроля знаний | 1988 |
|
SU1688269A1 |
Устройство для профессионального отбора операторов | 1989 |
|
SU1695362A1 |
Устройство для обучения радиотелеграфистов | 1984 |
|
SU1267465A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1987 |
|
SU1524082A1 |
Устройство для контроля знаний | 1988 |
|
SU1571639A1 |
Изобретение относится к устройствам автоматики. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства. Устройство содержит пульт оператора с элементами коммутации 1, 2, блоком 10 ввода ответов, который содержит элементы 11, 12, 13, блок индикации с индикаторами 6, 7, 23, блок сравнения 18, RS - триггер 4, формирователи 14, 15, 16 импульсов, счетчики 5, 21, 22, генератор импульсов 3, сумматоры 8, 9, дешифратор 17, шифратор 19, элемент ИЛИ 20, элемент ИЛИ-НЕ 24. Введение в устройство сумматоров 8, 9, формирователей 15, 16 импульсов, дешифратора 17, шифратора 19, элементов ИЛИ 20 и элемента ИЛИ-НЕ 24 позволяет обеспечить дополнительно контроль знаний на признак делимости случайных чисел на три. 1 ил.
Устройство для контроля знаний | 1986 |
|
SU1410082A1 |
Авторы
Даты
1989-09-15—Публикация
1987-12-14—Подача