Тренажер оператора радиоэлектронной аппаратуры Советский патент 1989 года по МПК G09B9/00 

Описание патента на изобретение SU1524084A1

Изобретение относится к автоматике и вычист1ительной технике, в частности к устройствам для подготовки и обучения операторов по распознанию и локализации неисправностей радиоэлектронной аппаратуры.

Целью изобретения является расширение дидактических возможностей тренажера.

На фиг. 1 представлена структурная схема тренажера; на фиг, 2 - сменные модули, датчики кодирования неисправностей и датчики ввода ответов; на фиг. 3 - блок оценки; на фиг. 4 регистр (адреса); на фиг. 5 - пульт преподавателя; на фиг. 6 - узел задания кода диагностирующих программ; на фиг. 7 - генератор импульсов; на фиг. 8 - структура информации, считываемой из программируемого постоянного запоминающего устройства.

Тренажер оператора цифровых вычислительных комплексов содержит пульт 1

оператора, состоящий из сменных модулей 2, подключенных к датчикам 3 кодирования неисправностей и датчикам 4 ввода ответов, узла 5 задания кода диагностирующих программ, узла 6 выдачи сигнала начальной установки, узла 7 выдачи сигнала начальный пуск и узла 8 индикации, формирователь 9 кодов неисправности, блок 10 памяти действий оператора, счетчик 1 адреса, регистр 12 (числа), генератор 13 импульсов, блок 14 задания nporpaMNO.i обучения, пульт 15 преподавате-пя, блок 16 оценки, блок 17 задания времени, элемент 18 задержки и блок 19 сравнения .

Датчик 3 (фиг. 2) представляет собой контактный разъем, в которыГ вставляется сменный модуль 2. При этом сигнал опроса с пульта 15 4cpf один входной контакт этого рязъег Л поступает в модуль 2. Если модулi. 2 неисправен, то имеет перемычку .

ел кэ

4

О

00

4;:

этим входным контактом и одним из выходных, соответствующих типу неисправностей, В простеннем случае датчик 3 имеет один выходной контакт, обеспечивалощмй передачу сигнала в формирователь 9 о факте неисправност модуля 2 без детализации ее типа. Исправный NfoAynb 2 перемычек не имеет. Перемычки находятся внутри модулей 2 и скрыты от оператора.

Пульт 15 преподавателя (фиг, 5) содержит узел 20 выдачи сигнала пуск блока 17 задания времени и выдачи сигнала опроса датчиков 3 кодировани неисправностей, а также регистрирующий прибор 21, например вольтметр.

Датчик 4 представляет собой узел, обеспечивающий выдачу сигнала при каждой замене модуля. Например, это последовательно соединенные контактная группа 22 (фиг, 2), на которую fexaничecra м толкателем действует сменный модуль 2, триггер 23 и формирователь 24 импульса (например, дифференцирующая цепь), .

Блок 16 оценки (фиг, 3) состоит и трехвходовых дешифраторов 25, сумматоров 26 и 27 и функционального преобразователя 28, например масштабног элемента в виде потенциометра или диодного функционального преобразователя аналогового типа.

Узел 5 задания кода диагностирующей программы (фиг. 6) представляет собой последовательно соединенные органы 29 переключения кода диагностирующей программы, шифратора 30 и регистра 31 начального адреса. Запись начального адреса в этот регист и выдача с него в счетчик 11 (адреса происходит по сигналу с уэла 7 выдачи сигнала начального пуска.

Узлы 6 и 7 выдачи сигналов начальной установки и начального пуска представляют собой посдедовательно соединенные органы переключения (кнопка, тумблер, клавиша и др,), трип ер, формирователь импульса (например, дифференцирующая цепь).и аппаратурно могут быть реализованы аналогично датчику 4 ввода ответов (фиг. 2),

Узел 8 индикации состоит из набор информационных полей, на которых индицируются (например, светодиодами, лампами накаливания, стрелочными приборами и т,д,) конфигурационные состояния моделей и функциональные приз

0

5

0

5

5

0

5

0

5

0

наки неисправности. Информация для - отобраления в узел 8 индикации заносится с соответствующих разрядов регистра 12,

Счетчик 11 (адреса) может быть выполнен на счет шках 32 с предварительной установкой адреса диагностирующей программы, счетным входом и входом установки исходного состояния (фиг. 4). Причем вход предварительной установки соединен с выходом схемы ИЛИ 33, на которую поступают сигналы от узла 7 выдачи сигнала начального пуска и схемы 19 сравнения.

Генератор 13 счетных импульсов (фиг, 7) содержит элемент ИЛИ 34, трнггер 35 и мультивибратор 36,

Блок 14 задания программ обучения представляет собой программируемое постоянное зaпo шнaющee устройство (ПИЗУ), в котором записан набор.констант, имитирующих на упел 8 индикации процесс прохождения той или иной диагностирующей программы. Структура константы считываемой из блока 14 задания программы обучения (фиг, 8) содержит (S-1) разрядов.

Блок 17 задания времени представляет собой узел, обеспечнвающиг выдачу сигналов, величина (или код) которых пропорциональна необходимоьгу времени.

Тренажер оператора цифровых вычислительных комплексов работает следующим образом,

Б исходном состоянии формирователь 9, блок 10, счетчик II и регистр 12 обнулены, триггер 35 генератора 13 находится в нулевом состоянии,

Б тренажере предусмотрено два режима работы: контроль аппаратуры тренажера на тест-программах и тренировка оператора по локализации и устранению неисправностей,

Б режиме проверки аппаратуры тренажера на тест-программах преподаватель вводит в тренажер неисправности путем установки неисправных модулей 2, при этом с пульта 15 преподавателя не выдаются сигналы опроса датчиков 3 кодирования неисправности и сигнал на блок 17 задания времени. Затем преподаватель выдает задание обучаемому оператору на проверку тех или иных групп модулей ЦБК. Оператор на органах 29 переключения узла 5 набирает код диагностирующей программы, проверяющий заданную группу модулей.

По сигналу начального пуска с узла 7 код выбранной диагностирующей программы с органов переключения узла 5 преобразуется шифратором 30 в начальный адрес, заносится в регистр 31 начального адреса узла 5 и записывается в счетчик И (адреса). При этом с формирователя 9 в счетчик 11

1524084

ватель с пульта 15 с посошью узла 20 выдает сигнал опроса датчиков 3, по которому информация об исходных неисправностях изучаемого модуля заносится в регистр формирователя 9. Этим же сигналом запускается блок 17 задания времени и начинается отсчет контрольного времени поиска неисправ

Похожие патенты SU1524084A1

название год авторы номер документа
Тренажер оператора радиоэлектронной аппаратуры 1989
  • Филимонов Анатолий Алексеевич
  • Романов Анатолий Николаевич
  • Козлов Петр Николаевич
  • Тарасов Николай Михайлович
SU1658193A1
Тренажер операторов радиоэлектронной аппаратуры 1984
  • Тоценко Виталий Георгиевич
  • Зелтиньш Владимир Фрицевич
  • Глушко Олег Викторович
  • Горбенко Владимир Иванович
SU1164766A1
Устройство для обучения операторов систем управления 1978
  • Друзь Леонид Вольфович
SU744713A1
Устройство для обучения операторов 1987
  • Головин Виктор Иванович
  • Денищенко Игорь Яковлевич
  • Краснодубец Леонид Андреевич
  • Пряшников Федор Дмитриевич
SU1564675A1
Устройство для обучения операторов радиоэлектронной аппаратуры 1977
  • Друзь Леонид Вольфович
  • Барановский Владимир Дмитриевич
SU643955A1
Тренажер операторов автоматизированных систем управления 1981
  • Лискин Владимир Михайлович
  • Путятин Евгений Петрович
  • Даев Евгений Александрович
  • Рогачев Владимир Иванович
  • Савенков Вячеслав Александрович
SU991482A1
Устройство для обучения 1985
  • Чернов Виктор Порфирьевич
  • Колесников Сергей Юрьевич
SU1262559A1
Многопультовый тренажер операторов систем управления 1981
  • Журавлев Олег Владиславович
  • Корнейчук Виктор Иванович
  • Марковский Александр Петрович
  • Плужникова Людмила Леонидовна
  • Сороко Владимир Николаевич
SU953651A1
Устройство для обучения операторов 1989
  • Юсупов Малик Зарифович
  • Шлемин Аркадий Васильевич
  • Шамаев Евгений Петрович
SU1709372A1
Устройство для контроля знаний обучаемых 1990
  • Айзенцон Александр Ефимович
  • Кудинов Владимир Иванович
SU1758658A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 524 084 A1

Реферат патента 1989 года Тренажер оператора радиоэлектронной аппаратуры

Изобретение относится к техническим средствам обучения, применяемым при подготовке оператора по эксплуатации радиоэлектронной аппаратуры. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей тренажера. Введением счетчика (адреса), регистра (числа), генератора импульсов, блока задания программы обучения, блока сравнения и элемента задержки достигается возможность быстрой смены тест-программ и оперативной имитации действий обучаемых в широком диапазоне конфликтных ситуаций, присущих реально функционирующему вычислительному комплексу. 8 ил.

Формула изобретения SU 1 524 084 A1

записывается нулевой код, так как учитываемого при оценке деист- разрешения опроса датчиков 3 с пуль-вий оператора. При совпадении кодов та 15 преподавателя.в блоке 19 сравнения вырабатывается

Сигналом Начальный пуск RS-триг-сигнал, по которому происходит загер 35 генератора 13 переводится впись содердимого регистра 31 начальеднничное состояние, тем самым разре-15 ° ° адреса узла 5 и формирователя 9

шается формирование сигнала +1, обеспечивающего естественный порядок формирования адресов констант счетчиком 1 1

По адресу со счетчика 11 происхо- 20 дит выборка первой константы из блока 14 и запись ее на регистр 12 числа по сигналу с генератора 13, задержанному элементом 18 задержки на время выборки информации из ШТЗУ. Разряды 25 регистре 12 числа ведет к сброму с О по п поступают на блок 19 сравне- RS-триггера 35 генератора 13 в нуле- ния, где происходит их сравнение с содер5кимым регистра 31 начального адреса узла 5, Разряды с (n+I) по k поступают с регистра 12 числа на узел зо тупающме в блок 16 оценки, содержат 8 индикации пульта 1 оператора, ими- информацию о модулях, входящих в зону тируя ход прохождения диагностирую- цей программы и индицируя на злемен- тах индикации конфигурационное состояние модулей. При этом в разрядах, несущих информацию о функциональных признаках неисправности, записан О. При этом не происходит останова генератора 13 импульсов, тем самым обеспечивается динамика прохождения днаг- д ная группа 22, триггер 23 меняет свое ностирующей программы. Преподаватель состоящее и формирователь 24 выдает на узле 8 индикации оценивает практические навпки обучаемого по запуску диагностирующих программ и умение оценить результаты их выполнения. Данны режим работы проверяет основное оборудование тренажера и позволяет сделать вывод о том, что тренировка оператгра по локализации и устранению неисправностей будет произво- днться на исправном тренажере.

Режг1М тренировки оператора по ло35

в счетчик 11 адреса, при этом происходит выборка из ППЗУ той константы, разряды которой на узле 8 пульта 1 индицируют функциональные, признаки неисправности, характерные для данного типа модулей. Различные группы функциональных признаков неисправностей задаются перемычками в сменном модуле 2. Появление (т+1) разряда на

вое состояние, тем самым формирование сигнала +1 мультивибратором 36 прекращается. Разряды с (т+2) по s, поспоиска неисправности.

В процессе выполнения задания на тренажере оператор обнаруживает функциональные признаки неисправности, определяет, какие модули могут быть неисправны, и последовательно проводит замену их исправными. При каждой замене модуля 2 срабатывает контакт45

50

сигнал. Таким образом, с датчика 4 на блок 10 поступает сигнал и фиксирует факт этой замены.

Блок 16 контролирует состояние блока 10 и с учетом информации с фор- т роватачя 9, разрядов с (т+2) по s регистра 12 и блока 17 вырабатывает оценку действий оператора и выдает ее на пульт 15.

Блок 16 с помощью дешифратора 25 различает следующие состояния сменных модулей 2 и действий обучаемого:

качизации неисправности осуществляется следующим образом.

Преподаватель выдает задание обучаемому и оператор начинает работать так же как и в режиме проверки аппаратуры тренажера на тест-программах. Отличие состоит в том, что лреподарегистре 12 числа ведет к сброму RS-триггера 35 генератора 13 в нуле- тупающме в блок 16 оценки, содержат информацию о модулях, входящих в зону ная группа 22, триггер 23 меняет свое состоящее и формирователь 24 выдает

в счетчик 11 адреса, при этом происходит выборка из ППЗУ той константы, разряды которой на узле 8 пульта 1 индицируют функциональные, признаки неисправности, характерные для данного типа модулей. Различные группы функциональных признаков неисправностей задаются перемычками в сменном модуле 2. Появление (т+1) разряда на

регистре 12 числа ведет к сброму RS-триггера 35 генератора 13 в нуле- тупающме в блок 16 оценки, содержат информацию о модулях, входящих в зону ная группа 22, триггер 23 меняет свое состоящее и формирователь 24 выдает

вое состояние, тем самым формирование сигнала +1 мультивибратором 36 прекращается. Разряды с (т+2) по s, пос2025 регистре 12 числа ведет к сброму RS-триггера 35 генератора 13 в нуле- зо тупающме в блок 16 оценки, содержат информацию о модулях, входящих в зону д ная группа 22, триггер 23 меняет свое состоящее и формирователь 24 выдает

35

поиска неисправности.

В процессе выполнения задания на тренажере оператор обнаруживает функциональные признаки неисправности, определяет, какие модули могут быть неисправны, и последовательно проводит замену их исправными. При каждой замене модуля 2 срабатывает контакт2025 регистре 12 числа ведет к сброму RS-триггера 35 генератора 13 в нуле- зо тупающме в блок 16 оценки, содержат информацию о модулях, входящих в зону д ная группа 22, триггер 23 меняет свое состоящее и формирователь 24 выдает

45

50

55

сигнал. Таким образом, с датчика 4 на блок 10 поступает сигнал и фиксирует факт этой замены.

Блок 16 контролирует состояние блока 10 и с учетом информации с фор- т роватачя 9, разрядов с (т+2) по s регистра 12 и блока 17 вырабатывает оценку действий оператора и выдает ее на пульт 15.

Блок 16 с помощью дешифратора 25 различает следующие состояния сменных модулей 2 и действий обучаемого:

неисправный модуль заменен; неисправный модуль не заменен; исправный, но вxoдящIн в зояу поиска модуль заменен; неисправный, но входящий в зону поиска модуль не заменен; исправный, не входящий в зону поиска модуль

заменен; исправный, не входящий в зону поиска модуль не згшенен.

Так как эти состояния взаимоисключающие, на выходе каждого дешифратора 25 вырабатывается только один сигнал, равный логической . Одновременные сигналы с заданным коэф(1а1циен- том суммируются на одноименных сумматорах 26. Величина оценки получается путем суммирования с заданными коэф- фициентами выходов сумматоров 26 и преобразователя 28 на выходном сумматоре 27. При этом преобразователь 28 вырабатывает сигнал, связанный некоторой зависимостью с временем работы оператора, устанавливаемой при настройке тренажера.

Формула изобретения

Тренажер оператора радиоэлектронной аппаратуры, содержащей пульт оператора, формирователь кодов неисправности, блок памяти действий оператора, блок задания программы обучения, блок задания времени, блок оценки и пульт преподавателя, выход которого соединен с входом запуска блока задания времени и с входом начальной установки пульта оператора, информационные выходы первой и второй групл которого подключены соответстгенцр к входам формирователи кодов неиспрап- ности и блока памяти действий оперг.- тора, выходы которых подключе)Гы к информационным входам первой группы блока оценки, информационный вход которого подключен к выходу блока за

0

5

0

5

0

5

дання времени, отличающий- с я тем, что, с целью расширения дидактических возмож1гостей тренажера, в него введены счетчик, регистр, генератор импульсов, элемент задержки и блок сравнения, информационные входы первой группы которого соединены с информационными входами счетчи-- ка и подключены к выходам третьей группы пульта оператора, информационные входы второй группы подключены к выходам первой группы регистра, а выход подключен к первому входу записи счетчика, второй вход записи которого и вход запуска генератора импульсов подключен к первому выходу пульта оператора, второй выход пульта оператора подключен к предварительной установке счетчика, форм1 рователя кодов неисправности, входам регистра блока памяти действий оператора и первоьгу входу останова генератора импульсов, второй вход останова подключен к выходу регистра, а выход соединен с счетным входом счетчика и через элемент задержки к входу записи регистра, выходи первой, второй и третьей групп которого подключены соответственно к информационным входам второй группы блока сравнения, информационным входам пульта оператора и информационным входам второй группы блока оценки, информационные входы регистра подключены к выходам блока задания программы обучения, адресные входы которого соединены с выходами счетчика.

СП

1

К15

26

I

Фм.

ФигМ

Фиг л

Начальный KOHqfueypaiw- Функцнон- Признак 3offa по- аарк онное cocffiof- ныв fpi/jw- неислрсгК- иска нвние подклей ки/HisucnpaS- ности ыспацВности

Фиг. 6

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1989 года SU1524084A1

Тренажер операторов радиоэлектронной аппаратуры 1984
  • Тоценко Виталий Георгиевич
  • Зелтиньш Владимир Фрицевич
  • Глушко Олег Викторович
  • Горбенко Владимир Иванович
SU1164766A1
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1

SU 1 524 084 A1

Авторы

Забелин Владимир Александрович

Козлов Петр Николаевич

Филимонов Анатолий Алексеевич

Багрецов Сергей Алексеевич

Даты

1989-11-23Публикация

1988-03-28Подача