Электропривод постоянного тока Советский патент 1989 года по МПК H02P7/06 

Описание патента на изобретение SU1515321A1

СП

ел

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение на транспортных средствах с автономным генератором переменного или постояк.ного тока.

Целью изобретения является повьше- ние точности и плавности регулирования скорости.

На чертеже представлена схема устройства.

Электропривод постоянного тока содержит электродвигатель 1 с последовательно включенными обмотками якоря 2 и возбуждения 3, шунтированными. обратным диодом 4, синхронный генератор 5, регулятор 6 скорости, выполненный на двух диодах 7 и 8 и двух тиристорах 9 и 10, катоды которых соединены с выводом обмотки 3 возбуждения электродвигателя 1, а аноды подключены к катодам диодов 7 и 8. К управляющим цепям тиристоров 9 и 10 подключен выход блока 11 управления. Электропривод содержит также два не- управляемых выпрямителя 12 и 13, двух обмоточный трансформатор 14, первичная обмотка которого выполнена со

.средним выводом, резистор 15 и конденсатор 16, включенный между точками соединения диодов 7 и 8 и тиристоров i9 и 10.

Выход синхронного генератора 5 содинен с входом первого неуправляемого выпрямителя 12, подключенного вы- ходом к среднему вьшоду первичной обмотки трансформатора 14 и к выводу обмотки якоря 2 электродвигателя 1, а через резистор 15- к обмотке 17 возбузвдения синхронного генератора 5 Вторичная обмотка трансформатора 14 через второй неуправляемый выпрямитель 13 соединена с резистором 15. Крайние вьшоды первичной обмотки трасформатора 14 соединены с анодами диодов 7 и 8.

На чертеже показаны также датчик 18 скорости, например тахогенератор, подключенный к входу блока 11 управления через потенциометр 19, а так- же кнопка 20 включения, контакты которой включены в цепи управления тиристоров 9 и 10.

Блок 11 управления цепями питания подключен к выходу первого неуправ- ляемого выпрямителя 12.

Устройство работает следующим образом.

Q

0

При запуске первичного двигателя транспортного средства происходит самовозбуждение генератора 5. Когда напряжение генератора достигнет уровня уставки,, подготавливается к работе блок 11 управления регулятора 6. При отключенной кнопке 20 частота следования импульсов управления на выходе блока 11 максимальна. Электродвигатель 1 неподвижен, так как тиристоры регулятора 6 не включены.

Кнопка 20, имеющая фиксацию во включенном положении, переходит в исходное (отключенное) состояние после перемещения движка потенциометра 19 в положение, обеспечивающее максимальную частоту следования импульсов управления (при остановке электродвигателя) , поэтому после включения кнопки 20 на тиристоры регулятора 6 поочередно поступают импульсы управления блока 11 с максимальной частотой следования.

Каждый тиристор находится во включенном сострянии половину периода во всем диапазоне изменения частоты еле- дования импульсов управления блока 11, причем каждое включе 1ие тиристора приводит к запиранию ранее включенного. Поочередное включение тиристоров обеспечивает поочередное протекание токов в полуобмотках первичной обмотки трансформатора 14, что приводит к перемагничиванию сердечника трансформатора по полному циклу.

Максимальная частота перемагничи- вания вызьшает максимальную ЭДС самоиндукции, направленную встречно по отношению к источнику питания. Следовательно, к электродвигателю прикладывается разность напряжения выпрямителя 12 и ЭДС самоиндукции трансформатора 14, т.е. напряжение на электродвигателе 1 минимально. Кроме того, на вторичной обмотке трансформатора 14 индуцируется напряжение, которое после выпрямления прикладьшается к резистору 15, соединенному последовательно с обмоткой 17 возбуждения генератора 5.

Увеличение напряжения на вторичной обмотке трансформатора 14 повышает потенциал на резисторе 15. Происходит снижение тока возбуткдения и, соответственно, напряжения генератора, т.е. пуск электродвигателя 1 происходит при минимальном напряжении генератора 5. Цдя разгона электро515

двигателя необходимо перемещать движок потенциометра 19, уменьшая частоту следования импульсов управления При этом уменьшается индуктивное сопт ротивление трансформатора 1А и напряжение его вторичной обмотки. Падение напряжения на резисторе 15 уменьшается. Ток возбуждения плавно увеличивается, а с ним растет напряжение генератора 5 и увеличивается частота вращения электродвигателя 1. Указанное вьше подключение второго выпрямителя позволяет получить дополнительную отрицательную обратную связь по отклонению частоты вращения электродвигателя от величины, определяемой уставкой потенциометра 19, чем повышается точность ее регулирования. Непрерьшное нахождение одного из тиристоров регулятора во включенном состоянии исключает режим прерывистых токов электродвигателя даже при низких скоростях, поскольку при этом максимальна частота переключения. Отсутствие режима прерывистого тока, в свою очередь, повьш1ает плавность вращения.

i

Формула изобретения

Электропривод постоянного тока, содержащий электродвигатель постоянного тока с последовательно включенными обмотками якоря и возбуждения.

16

шунтированными обратным диодом, синхронный генератор, регулятор скорое- ти электродвигателя, состоящий из двух диодов и двух тиристоров, катоды которых соединены с выводом обмотки возбуждения электродвигателя, а аноды подключены к катодам диодов, блок управления, выход которого соединен с управляющими цепями тирйсто- ров, отличающийся тем, что, с целью повьппения точности и плавности регулирования скорости, в него введены два неуправляемых выпрш« теля, двухобмоточный трансформатор, первичная обмотка которого выполнена со средним выводом, резистор и конденсатор, при этом выход синхронного генератора соединен с входом

первого неуправляемого выпрямителя, подключенного выходом к среднему выводу первичной обмотки трансформатора и к выводу обмотки якоря электродвигателя, а через резистор - к обмотке возбуждения синхронного генератора, вторичная обмотка трансформатора через втор ой неуправляемый выпрямитель соединена с резистором, конденсатор включен между точками соединения диодов и тиристоров регулятора скорости электродвигателя, к анодам диодов которого подключены крайние вьшоды первичной обмотки трансформатора.

Похожие патенты SU1515321A1

название год авторы номер документа
Электропривод переменного тока 1984
  • Безруков Валерий Павлович
  • Иванов Гирт Геннадьевич
  • Куцевалов Виталий Михайлович
SU1252891A1
Способ управления возбуждением бесщеточной электрической машины и устройство для его осуществления 1979
  • Бухштабер Елизар Яковлевич
  • Андреев Юрий Михайлович
  • Машихин Анатолий Данилович
  • Аскинази Михаил Павлович
  • Краснов Владимир Семенович
  • Шугрин Владимир Михайлович
SU974544A1
РЕГУЛЯТОР ВОЗБУЖДЕНИЯ СИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ 1995
  • Бурак К.Ю.
  • Андреев А.А.
  • Колосов Ю.В.
  • Соловьев В.А.
  • Михайлов В.И.
  • Алексеев А.А.
  • Лебедева Н.П.
RU2084075C1
Электропривод постоянного тока 1979
  • Сигеки Кавада
  • Есики Фугиока
  • Наото Охта
SU1102497A3
Устройство для регулирования тока возбуждения электродвигателя постоянного тока 1980
  • Рейнгольд Юрий Рудольфович
  • Бенедиктов Александр Александрович
SU936319A1
Электропривод переменного тока 1987
  • Галиновский Александр Михайлович
  • Даниленко Александр Николаевич
  • Коваленко Владимир Борисович
  • Матеенко Юрий Петрович
  • Селепина Роман Александрович
SU1443118A1
Устройство для автоматического регулирования возбуждения бесщеточных синхронных машин 1977
  • Канторович Михаил Захарович
  • Мадорский Лев Залманович
  • Лапаев Кронид Васильевич
  • Николаева Ирина Сергеевна
  • Фукс Виктор Маркович
SU736330A1
Электропривод 1985
  • Столбов Юрий Иванович
SU1307527A1
Бесщеточная синхронная машина 1989
  • Наумов Владимир Федорович
  • Чупыра Александр Григорьевич
  • Заходяченко Валентин Васильевич
  • Чмыга Александр Георгиевич
  • Ковальков Гелий Алексеевич
  • Петри Виктор Львович
  • Савельев Юрий Ефимович
  • Кильдишев Василий Семенович
  • Янушкевич Александр Александрович
SU1758826A1
Регулятор тока возбуждения для электромашинных генераторов 1974
  • Доценко Владимир Евгеньевич
  • Бухштабер Елизар Яковлевич
  • Астановицкий Леонид Моисеевич
  • Михайлов Георгий Владимирович
  • Дуров Вадим Валентинович
SU536586A1

Реферат патента 1989 года Электропривод постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может найти применение на транспортных средствах. Целью изобретения является повышение точности и плавности регулирования скорости. Электропривод содержит двухобмоточный трансформатор 14, первичная обмотка которого выполнена со средним выводом. Конденсатор 16 включен между точками соединения диодов 7,8 и тиристоров 9,10. Выход синхронного генератора 5 соединен со входом первого неуправляемого выпрямителя 12. В данном электроприводе непрерывное нахождение одного из тиристоров 9,10 во включенном состоянии исключает режим прерывистых токов при низких скоростях вращения электродвигателя. 1 ил.

Формула изобретения SU 1 515 321 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1989 года SU1515321A1

Болдов Н.А., Степанов А.Д
Тепло- электрический подвижной состав.-М.: Транспорт, 1968, с.283
Автономный электропривод постоянного тока 1971
  • Софронов Платон Александрович
  • Круковский Леонид Ефимович
  • Гукасян Роланд Акопович
  • Малюк Владимир Михайлович
  • Николаев Леонид Михайлович
SU663055A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

SU 1 515 321 A1

Авторы

Астановицкий Леонид Моисеевич

Астановицкий Алексей Леонидович

Даты

1989-10-15Публикация

1987-03-04Подача