t
(21)i 262609/31-27
(22)15.06,87
(46) 07.12.89. Бюл. « 45
(71)Челябинский политехнический ин-t ститут им.Ленинского комсомола
(72)С.В.Алюков
(53) 621.825.5 (088.8)
(56)Авторское свидетельство СССР Vf 159959, кл. F 16 D П/О , 1962.
(Ц) ВЫКЛЮЧАЕМАЯ МУФТА
(57)Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводе механизмов и машин малой мощности, требующих преобразования знакопеременного вращения в однонаправленное, например в импульсных механических вариаторах, инерционных трансформаторах вращающего момента, ручном инструменте и т.п. Цель изобретения - повышение КПД путем снижения потерь на трение при включении и выключении муфты. Муфта содержит соосно расположенные ведущий и ведомый 1 валы. На ведущем валу нарезана резьба, на которой имеется гайка 3. При включении муфты ведущий вал 4, вращаясь, одновременно перемещается в осевом направлении до контакта с fopuoM ведомого вала. После этого происходит передача момента, величина которого регулируется либо величиной натяга гайки в корпусе, либо усилием пружин, прижимающих фрикционную колодку к р гайке. При реверсе ведущего вала про- исходит выключение муфты. 3 ил.
(Л
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УПРУГАЯ МУФТА | 1993 |
|
RU2095655C1 |
ВЫПРЯМИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ ВЫСОКОМОМЕНТНОГО ВАРИАТОРА НЕФРИКЦИОННОГО ТИПА | 2009 |
|
RU2409780C1 |
Электромоторный привод | 2017 |
|
RU2666383C1 |
МЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА С ГОЛОНОМНЫМ ВАРИАТОРОМ НЕПРЕРЫВНОГО ДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1990 |
|
RU2011555C1 |
Кулачковая муфта сцепления | 1989 |
|
SU1813941A1 |
Устройство для передачи тарированного крутящего момента | 1974 |
|
SU752070A1 |
Вариатор | 2021 |
|
RU2756392C1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 1991 |
|
RU2018736C1 |
МЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1990 |
|
RU2015038C1 |
Автоматический клиноременный вариатор скорости | 1989 |
|
SU1758316A1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводе механизмов и машин малой мощности, требующих преобразования знакопеременного вращения в однонаправленное, например в импульсных механических вариаторах, инерционных трансформаторах вращающего момента, ручном инструменте и т.п. Цель изобретения - повышение КПД путем снижения потерь на трение при включении и выключении муфты. Муфта содержит соосно расположенные ведущий 4 и ведомый 1 валы. На ведущем валу 4 нарезана резьба, на которой имеется гайка 3. При включении муфты ведущий вал 4, вращаясь, одновременно перемещается в осевом направлении до контакта с торцом ведомого вала. После этого происходит передача момента, величина которого регулируется либо величиной натяга гайки в корпусе, либо усилием пружин, прижимающих фрикционную колодку к гайке. При реверсе ведущего вала происходит выключение муфты. 3 ил.
у /////// Фл/г.З
ff
г
ел
to
to
со
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в механизмах и машинах малой мощности, в которых требуется преобразование знакопеременного вращения ведущего вала в однонаправленное вращение ведомого вала, например в импульсных вариаторах, пружинно-навивальных автоматах, ручном инструменте и т.д.
Цель изобретения - повышение КПД путем уменьшения потерь на трение в периоды включение и выключения муфты
На фиг. t изображена схема предлагаемой муфты; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - схема муфты, допускающей регулирование величины передаваемого момента.
Муфта (фиг.1) содержит ведомый вал 1, корпус 2, гайку 3, ведущий вал k. Часть вала 4 выполнена с резьбовой нарезкой. Гайка 3 навинчена на резьбовую часть вала k и установлена в корпусе 2 с гарантированным натягом. К гайке может быть поджата фрикционная колодка 5 пружиной 6, опирающейся на регулировочный винт 7 (фиг.З). Ведущий вал расположен в корпусе 2 с возможностью осевого перемещения.
В качестве примера приведены следующие размеры: диаметры ведущего А и ведомого 1 валов составляют, например, мм, длина резьбовой части ведущего вала 6-7 мм, длина гайки -S мм, расстояние между концом резьбовой нарезки и рабочей торцовой поверхностью ведущего вала 1 мм. Наружный диаметр гайки 3 превышает внешний диаметр резьбовой нарезки на 6-8 мм.
Муфта работает следующим образом.
При вращении ведущего вала l в направлении рабочего хода происходит осевое перемещение вала в-сторЬну ведомого вала 1. При этом гайка 3 неподвижна относительно корпуса 2. Так как гайка установлена в корпусе с натягом, соединение вала с гайкой 3 работает как винтовая передача, происходит выборка аазора между торцовыми поверхностями ведущего вала 4 и ведомого вала 1. Осевое перемещение вала t происходит до тех пор, пока торцовая поверхность вала не войдет в контакт с торцовой поверхностью вала 1. Дальнейшее осевое перемещение вала невозможно (вал 1 не допускает осевого перемещения), поэтому вращающий момент на валу i преодолеет момент трения, образованный натягом
0
5
Q
5
0
5
0
45
0
5
гайки 3, и вызовет вращение гайки 3 в корпусе 2. При этом вал 4 и гайка 3 будут вращаться как одно целое, но так как торцовая поверхность вала k упирается в торцовую поверхность вала 1, то момент трения, действующий между торцовыми поверхностями валов, вызовет вращение ведомого вала 1. Произойдет передача вращающего момента на ведомый вал 1.
При изменении направления вращения ведущего вала последний отходит от ведомого вала 1, так как гайка 3, в силу установки ее в корпусе с предварительным натягом, неподвижна, поэтому соединение вала t с гайкой 3 работает как винтовая передача. Между торцовыми поверхностями валов образуется зазор. Осевое перемещение вала происходит до тех пор, пока не произойдет выборка резьбовой части вала t. Дальнейшее осевое перемещение вала становится невозможным, поэтому вращающий момент вала преодолеет момент сопротивления вращению гайки от натяга, гайка начнет вращаться вместе с валом k в корпусе 2 (как одно целое), но так как при этом между торцовыми поверхностями валов существует зазор, то вращение на ведомый вал 1 передаваться не будет. Так происходит свободный ход.
Таким образом, при знакопеременном вращении ведущего вала происходит одностороннее вращение ведомого вала.
Работа муфты, изображенной на фиг. 3, аналогична работе рассмотренного механизма (фиг.1). Отличие заключается в том, что износ контактирующих поверхностей при вращении компенсируется усилием пружины 6. Усилие пружины можно изменять с помощью винта 7, регулируя величину передаваемого момента от ведущего вала к ведомому.
Технико-экономический эффект заключается в повышении КПД путем уменьшения потерь на трение при осевом перемещении вала k, так как при этом отсутствует осевое перемещение гайки, а потери на трение между ведущим валом k и сопрягаемыми с ним элементами привода можно свести к минимуму, не влияя на величину передаваемого муфтой момента. Формула изобретения
Выключаемая муфта, содержащая корпус, расположенные в нем соосно
И
у ///////.
И
Фуг.1
Авторы
Даты
1989-12-07—Публикация
1987-06-15—Подача