Известна муфта сцепления с торцовыми зубьями, у которой ведущая полумуфта выполнена за одно целое с выходной шестерней редуктора пускового устройства и связана с валом муфты при помощи резьбовой пары. Вал муфты вращается в двух подщипниках, один из которых установлен в корпусе, а другой во внутренней расточке выходного вала стартера. Ведущая полумуфта удерживается в крайнем выключенном положении спиральной пружиной, а ведомая полумуфта связана с выходным валом пускового устройства. Во внутренней расточке выходного вала смонтирована роликовая муфта свободного хода.
В предлагаемой муфте обеспечивается плавное безударное сцепление ведущей и ведомой полумуфт, для чего ведомая зубчатая полумуфта выполнена с внутренним венцом, во впадины которого входят с зазором соответствующие зубья фланца выходного вала, каждый из которых подпружинен от соответствующей впадины внутреннего венца ведомой полумуфты.
В описываемой муфте может быть обеспечено автоматическое включение и выключение с регулировкой величины максимального передаваемого крутящего момента, для чего посадочное отверстие кулачка обгонной муфты и соответствующая ей часть промежуточного вала выполнены взаимно коническими, а диск
кулачка обгонной муфты подпружинен, например тарельчатой пружиной, поджимаемой регулировочной гайкой.
На фиг. 1 изображена муфта в выключенном состоянии, продольный разрез; на фиг 2- то же, разрез по А-А на фиг. 1; на фиг. 3- форма торцового зуба в плане, вид по стрелке В на фиг. 1.
Ведущая (подвижная) иолумуфта / при помощи резьбовой пары связана с валом 2. Резьбовая пара представляет собой трехзаходную трапецеидальную резьбу на валу 2, в канавки которой входят три щтифта 3 с конусными головками, вставленные в отверстия ступицы полумуфты }. Центрирование полумуфты / на валу 2 осуществляется по наружному диаметру резьбы.
Вал 2 муфты вращается в двух подшипниках 4 и 5, один из которых (4) установлен в корпусе 6, а другой (5) - во внутренней расточке выходного вала 7 муфты. Выходной вал 7 вращается в подщипниках 8, установленных в корпусе 6. Во внутренней расточке вала 7 смонтирована также роликовая муфта свободного хода, состоящая из кулачка 9 и роликов 10. Кулачок 9 связан с валом 2 при помощи фрикционного конуса. Момент трения на фрикционном конусе обусловливается осевой силой, которая создается двумя тарельчатыми прзжинами //. Регулировка момента трения
осуществляется при помощи гайки 12. Момеит трения должен быть достаточным для затормаживания вала муфты в нроцессе включения, но меньще предельного момента, передаваемого роликовой муфтой свободного хода, во избежание разрущения последней. Для удержания полумуфты / в выключенном положении служит пружина 13.
Ведомая (неподвижная) полумуфта 14 выполнена в виде венца с торцоиыл и зубьями 15, связанного с выходным валом 7 при помощи зубьев 16 (см. фиг. 2). Полум)фта имеет возмоисность проворота относительно выходного вала в пределах зазора между зубьями вала и впадинами венца. При выключенной муфте этот зазор сохраняется максимальным за счет пружин 17 (см. фиг. 2). Центрирование полу.муфты 14 на валу 7 осуществляется по цилиндрическому пояску 18.
Зубья 15 и 19 (см. фиг. 3) имеют фронтальные площадки 20, острые кромки 21 на ведущих гранях 22 и скосы 23 на тыльных сторонах.
Описываемая муфта может быть использована для автоматического включения стартера при запуске поршневого или турбореактивного двигателя. При запуске стартером приводится во ,ение ведущая полумуфта /, которая вращает вал 2. Поворот вала вызывает заклинивание роликов 10 муфты свободного хода, в результате чего вал 2, удерживаемый фрикционным конусом, затормаживается. При этом ведущая полумуфта / переместится в осевом направлении до сцепления зубьев 19 с зубьями 15.
Если зубья встретятся фронтальными площадками 20, полумуфта /, не имея возможности осевого перемещения, будет продолй ать вращаться относительно полумуфты 14 вместе с валом 2 за счет проворота последнего в кулачке 9 по фрикционному конусу. При этом зубья 19 будут скользить своими площадками по площадкам зубьев 15 до тех пор, пока не сойдут с ннх, после чего зубья плавно войдут в зацепление, скользя по скосам 23. После этого полумуфта 14 провернется относительно вала 7, сжимая пружины 17, до упора зубьев 16 во впадины венца. Включение муфты закончится.
Если зубья 15 и 19 при входе в зацепление встретятся гранями 22, замыкание их на полную глубину произойдет за счет проворота полумуфты 14 относительно вала 7 при сжатии пружин 17.
При обгоне полумуфтой 14 полумуфты / зубья 15 выходят из зацепления с зубьями 19 и скосами 23 отводят полумуфту 1 от полумуфты 14. Полумуфта / удерживается в выключенном положении пружиной 13. Одновременно-происходит освобождение роликов 10 муфты свободного хода.
Предмет изобретения
1. Безударная муфта сцепления, содержащая посаженную на промежуточном валу ведущую полумуфту и ведомую полумуфту, связанную с полым ведомым валом, внутри которой помещена сидящая на промежуточном валу обгонная муфта, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения плавного безударного сценления ведущей и ведомой нолумуфт, ведомая зубчатая полумуфта выполнена с внутренним венцом, во впадины которого входят с зазором соответствующие зубья фланца выходного вала, каждый из которых подпружинен от соответствующей впадины внутреннего венца ведомой полумуфты.
2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью обеспечепия автоматического включения и выключения с регулировкой величины максимального передаваемого крутящего момента, посадочпое отверстие кулачка обгонной
муфты и соответствующая ей часть промежуточного вала выполнены взаимно коническими, а диск кулачка обгонной муфты подпружинен, например тарельчатой пружиной, поджимаемой регулировочной гайкой.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для передачи тарированного крутящего момента | 1974 |
|
SU752070A1 |
Узел соединения валов | 1990 |
|
SU1762025A1 |
Храповая муфта свободного хода | 1990 |
|
SU1754971A1 |
ПРИВОДНОЙ МЕХАНИЗМ СТАРТЕРА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1989 |
|
SU1834414A1 |
Кулачковая муфта сцепления | 1989 |
|
SU1813941A1 |
РЕДУКТОР К СТАРТЕР-ГЕНЕРАТОРУ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1967 |
|
SU204057A1 |
Обгонная реверсивная муфта | 1976 |
|
SU647480A1 |
ВАРИАТОР СКОРОСТИ | 1994 |
|
RU2085797C1 |
Кулачковая сцепная муфта | 1986 |
|
SU1388607A1 |
СТАРТЕР ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2010 |
|
RU2449165C1 |
Авторы
Даты
1966-01-01—Публикация