БЕЗУДАРНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ Советский патент 1966 года по МПК F16D45/00 

Описание патента на изобретение SU178626A1

Известна муфта сцепления с торцовыми зубьями, у которой ведущая полумуфта выполнена за одно целое с выходной шестерней редуктора пускового устройства и связана с валом муфты при помощи резьбовой пары. Вал муфты вращается в двух подщипниках, один из которых установлен в корпусе, а другой во внутренней расточке выходного вала стартера. Ведущая полумуфта удерживается в крайнем выключенном положении спиральной пружиной, а ведомая полумуфта связана с выходным валом пускового устройства. Во внутренней расточке выходного вала смонтирована роликовая муфта свободного хода.

В предлагаемой муфте обеспечивается плавное безударное сцепление ведущей и ведомой полумуфт, для чего ведомая зубчатая полумуфта выполнена с внутренним венцом, во впадины которого входят с зазором соответствующие зубья фланца выходного вала, каждый из которых подпружинен от соответствующей впадины внутреннего венца ведомой полумуфты.

В описываемой муфте может быть обеспечено автоматическое включение и выключение с регулировкой величины максимального передаваемого крутящего момента, для чего посадочное отверстие кулачка обгонной муфты и соответствующая ей часть промежуточного вала выполнены взаимно коническими, а диск

кулачка обгонной муфты подпружинен, например тарельчатой пружиной, поджимаемой регулировочной гайкой.

На фиг. 1 изображена муфта в выключенном состоянии, продольный разрез; на фиг 2- то же, разрез по А-А на фиг. 1; на фиг. 3- форма торцового зуба в плане, вид по стрелке В на фиг. 1.

Ведущая (подвижная) иолумуфта / при помощи резьбовой пары связана с валом 2. Резьбовая пара представляет собой трехзаходную трапецеидальную резьбу на валу 2, в канавки которой входят три щтифта 3 с конусными головками, вставленные в отверстия ступицы полумуфты }. Центрирование полумуфты / на валу 2 осуществляется по наружному диаметру резьбы.

Вал 2 муфты вращается в двух подшипниках 4 и 5, один из которых (4) установлен в корпусе 6, а другой (5) - во внутренней расточке выходного вала 7 муфты. Выходной вал 7 вращается в подщипниках 8, установленных в корпусе 6. Во внутренней расточке вала 7 смонтирована также роликовая муфта свободного хода, состоящая из кулачка 9 и роликов 10. Кулачок 9 связан с валом 2 при помощи фрикционного конуса. Момент трения на фрикционном конусе обусловливается осевой силой, которая создается двумя тарельчатыми прзжинами //. Регулировка момента трения

осуществляется при помощи гайки 12. Момеит трения должен быть достаточным для затормаживания вала муфты в нроцессе включения, но меньще предельного момента, передаваемого роликовой муфтой свободного хода, во избежание разрущения последней. Для удержания полумуфты / в выключенном положении служит пружина 13.

Ведомая (неподвижная) полумуфта 14 выполнена в виде венца с торцоиыл и зубьями 15, связанного с выходным валом 7 при помощи зубьев 16 (см. фиг. 2). Полум)фта имеет возмоисность проворота относительно выходного вала в пределах зазора между зубьями вала и впадинами венца. При выключенной муфте этот зазор сохраняется максимальным за счет пружин 17 (см. фиг. 2). Центрирование полу.муфты 14 на валу 7 осуществляется по цилиндрическому пояску 18.

Зубья 15 и 19 (см. фиг. 3) имеют фронтальные площадки 20, острые кромки 21 на ведущих гранях 22 и скосы 23 на тыльных сторонах.

Описываемая муфта может быть использована для автоматического включения стартера при запуске поршневого или турбореактивного двигателя. При запуске стартером приводится во ,ение ведущая полумуфта /, которая вращает вал 2. Поворот вала вызывает заклинивание роликов 10 муфты свободного хода, в результате чего вал 2, удерживаемый фрикционным конусом, затормаживается. При этом ведущая полумуфта / переместится в осевом направлении до сцепления зубьев 19 с зубьями 15.

Если зубья встретятся фронтальными площадками 20, полумуфта /, не имея возможности осевого перемещения, будет продолй ать вращаться относительно полумуфты 14 вместе с валом 2 за счет проворота последнего в кулачке 9 по фрикционному конусу. При этом зубья 19 будут скользить своими площадками по площадкам зубьев 15 до тех пор, пока не сойдут с ннх, после чего зубья плавно войдут в зацепление, скользя по скосам 23. После этого полумуфта 14 провернется относительно вала 7, сжимая пружины 17, до упора зубьев 16 во впадины венца. Включение муфты закончится.

Если зубья 15 и 19 при входе в зацепление встретятся гранями 22, замыкание их на полную глубину произойдет за счет проворота полумуфты 14 относительно вала 7 при сжатии пружин 17.

При обгоне полумуфтой 14 полумуфты / зубья 15 выходят из зацепления с зубьями 19 и скосами 23 отводят полумуфту 1 от полумуфты 14. Полумуфта / удерживается в выключенном положении пружиной 13. Одновременно-происходит освобождение роликов 10 муфты свободного хода.

Предмет изобретения

1. Безударная муфта сцепления, содержащая посаженную на промежуточном валу ведущую полумуфту и ведомую полумуфту, связанную с полым ведомым валом, внутри которой помещена сидящая на промежуточном валу обгонная муфта, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения плавного безударного сценления ведущей и ведомой нолумуфт, ведомая зубчатая полумуфта выполнена с внутренним венцом, во впадины которого входят с зазором соответствующие зубья фланца выходного вала, каждый из которых подпружинен от соответствующей впадины внутреннего венца ведомой полумуфты.

2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью обеспечепия автоматического включения и выключения с регулировкой величины максимального передаваемого крутящего момента, посадочпое отверстие кулачка обгонной

муфты и соответствующая ей часть промежуточного вала выполнены взаимно коническими, а диск кулачка обгонной муфты подпружинен, например тарельчатой пружиной, поджимаемой регулировочной гайкой.

Похожие патенты SU178626A1

название год авторы номер документа
Устройство для передачи тарированного крутящего момента 1974
  • Пенкин Сергей Николаевич
SU752070A1
Узел соединения валов 1990
  • Блинов Вадим Григорьевич
  • Пеков Ахиллей Периклович
SU1762025A1
Храповая муфта свободного хода 1990
  • Чемерис Алексей Иванович
SU1754971A1
ПРИВОДНОЙ МЕХАНИЗМ СТАРТЕРА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1989
  • Гаврилин С.И.
  • Глатерман А.В.
  • Зайченко Е.Н.
SU1834414A1
Кулачковая муфта сцепления 1989
  • Можаров Игорь Владиславович
  • Шиш Николай Владимирович
  • Калина Алла Александровна
  • Янченко Владимир Иванович
  • Скойбеда Анатолий Тихонович
  • Антоненко Владимир Дмитриевич
SU1813941A1
РЕДУКТОР К СТАРТЕР-ГЕНЕРАТОРУ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1967
SU204057A1
Обгонная реверсивная муфта 1976
  • Паршин Виктор Иванович
  • Филатов Валерий Николаевич
SU647480A1
Кулачковая сцепная муфта 1986
  • Абрамян Левон Мушегович
  • Нургалеев Юрий Минхозиевич
  • Фукс Игорь Леонидович
SU1388607A1
ВАРИАТОР СКОРОСТИ 1994
  • Гатауллин Р.М.
RU2085797C1
СТАРТЕР ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2010
  • Киселев Александр Яковлевич
  • Зюзин Алексей Михайлович
RU2449165C1

Иллюстрации к изобретению SU 178 626 A1

Реферат патента 1966 года БЕЗУДАРНАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ

Формула изобретения SU 178 626 A1

SU 178 626 A1

Авторы

В. А. Алешин, Ю. И. Дмитриев, А. И. Кар Кин Ю. Утёкшнькйй

Даты

1966-01-01Публикация