Изобретение относится к технике добычи нефти, частности к плунжерному лифту, и может быть испо.ть,и)вано в нефтяной промышленности для уксн-луатации скважин нериодическим саз.тифтом.
Цель и:и)бретения унроиюние конструкции и поньппение ее надежности.
На чертеже ехематично представ.тен пред- , 1агаем1)1Й и.лунжерный .тифт.
Плунжерный лифт еодержит размещенную в скважине 1 колонну 2 лифтовых труб, установленные в колонне 2 лифтовых Т1пб н.тунжер ,. нижний 4 и верхний л амортизаторы, сооби1,енны1 с колонной 2 лифтовых труб носредством, по мень- 1пей мере, одного радиал11НО о отверстия 6 обв( канал 7 и ра.чмеи1енпые на устье (S скважины 1 (ор 9 циклов и соединительную трубку 10, связываюи1ую полость ко.юнны 2 лифтовых груб со стороны верхнего амортизатора 5 с выкидной линией 11 за расположенным па ней и туцером 12, со(Я )П1енный с затрубным пространством 115 скважины 1 газовыпускно клапан 14 для но- дачи рабочего агента, а также кольцевую по.тость 15, образованную размещенной в скважине 1 перфорированной отверстиями 16 ве|)хпеГ| частью колонны 2 лифтовых т)уб и охватывающей ее снаружи дополнительной колонноГ| 17 труб, причем выкидная линия И) связана с кольцевой полостью 15 через нпуцер 12. Плуижер 3 вьп1о. ио.пы.м и снабжен иодпружиненпым обратпым кла- паном 18. На соединительной трубке усга- новлен регу,1И(И)вочный вентиль 19.
Ко,1онпа 2 ,1И(})товьгх труб под пижни.м амортпза гором 4 выполнена заглушенно, а газов1)П1ускн(. й к ишан 14 установлен в Ho.TdCTii 20 колоп. гл 2 ли())товых труб меж.чу ее заг,1 П1епным концом 21 и пижни.м амортизатором 4, прп :1том радиа. 1ЬН1;1е .т- верстия fi расположены в верхпей части обводного Kana.ia 7. 11лунжерн1 11| . 1пфт спаб- жеп пакером 22. С .о стороны 1П1жне|-о горца обво.тпой кана.т 7 С 1абжеп прпем1 1,1м клапапом 23. Сообптеппе полости 20 KO,IOH- ны 2 ли(|) труб меж.1у ее заглуп1енным конпом 21 и нижпим 4 амортизаторо.м с зат)убным Н1)острапством 13 скважииы 1 ос П1еств.1ястся чс ре , газовьп1 скно11 к.та- пан 14 1П)средством канала 24.
Плунжерпьи . ia6oTaiT с.кмующим o6pa.toM.
Жидкость из пласта (не показан) через огкр1 п;аюпи1Йся приемньп к,.1аиан 23 по об- ВОДНОМ} кана,т 7 иосту |ает в радиа.1ьные отверстия 6 и да.тее в но.чость колонны 2 .1ИФТОВЫХ труб над плунжером 3. По мере заполнення обводного кана,1а 7 жидкостью из скважпш 1 и под ьема се уровня в колонне 2 лифтовых труб. ре1л.;1ятор 9 цик,1о11 огкр1 1вает д(ктуп газа, как pa6(.uie- го aiefiia в загрубпое пространство 13 сква- жппы, кото)1,|й че|)ез капа,т 24 открьп;ает
газовыиускной клапан 14, сообщая затруб- ное пространство скважины с полостью 20 колонны лифтовых труб между ее заглушенным концом 21 и нижним амортизатором 4. Газ, поступая в полость 21 колонны лифтовых труб иод илунжер 3 отрывает его от нижнего 4 амортизатора, при этом п.тупжер 3 двигается вверх за счет подпи- раюп1,его давления газа. Обратный кла- пап 18 плунжера 3 закрыт. Приемный клапан 23 также закрыт. После достижения жидкоетью перфорированной отверстиями 16 верхней части колоппы 2 лифтовых труб основная ее часть через отверстие 16 пере- х(дит в кольцевую полость 15 и, двигаясь 1О ней, поступает в выкидпую линию 1 1 и далее через штуцер 12 попадает на сборный пункт (не показан). В то же время часть жидкости движется непосредственно над плунжером 3 и по соединительной трубке 10 через регулировочный вентиль 19 также поступает в выкидную линию 1 1, но уже за 1птуцером 12. Таким образом, с переходом части жидкости- в кольцевую полость 15 и иос.те ирохождения п.тупжером 2 участка перфорированного верхней части колонны 2 .тифтовых труб сообщение иодплунжерной зоны (не показана) с областью пониженного давления, образованной кольцевой полостью 15 (где давление ириблизительпо равно давлению на сборном пункте), значительно снпжает скорость движения плунже- ра 3.
При выбросе жидкости па сборный пункт, ус танов.тениый в выкидной линии 1 1 шту- пер 12 создает определенный перенад давле- пия. Поднимающийся ири этом плунжер 3, проходя участок перфорированной верхней части колонны 2 лифтовых труб, испытывает разность дав.пе1П1Й подпираемого газа и буферного дав.пения, опре.аеляемого давлением жидкости за П1туцером 12. Та- кпм образом, изменяя величину Т1ере1тада давления жидкости в тптуцере 12 (путем пол.бора соот в етствуюпамч) диаметра niTy- пера) можно регулировать скорость подьема п.тупжера 3 на участке от перфорированной верхпей части колопны лифтовых труб до верхнего 5 амортизатора, что позволит управлять силой удара илунжера о верхний амортизатор или вообще отказаться от амортизатора.
Когда столб жидкости, движимой плунжером 3 и дав.тением нагнетаемого газа, достигиет устья 8 скважит1ы 1 и вытеснит- ся в выкидную линию II, плунжер 3 будет находиться у верхиего амортизатора 5. В это время срабатывает регулятор 9 циклов и достуи газа в затрубное пространство 13 скважины 1 прекращается.
После С1П1жения давления рабочего агента, удержпваюитего п.тунжер 3 у верхнего аморт пзатора 5 плупжер 3 под собственным несом падает вниз. При этом давление в колонне 2 лифтовых труб продолжает падать при начавшемся периоде накопления жидкости и снижается до значения буферного давления. Наступает период накопления жидкости в обводном канале 7 и колонне 2 лифтовых труб. Обратный клапан 4 плунжера 3, и приемный клапан 23 при этом открыты, а газовыпускной клапан 14 закрыт. Далее цикл работы плунжерного лифта повторяется.
Формула изобретения
Плунжерный лифт, содержащий размещенную в скважине колонну лифтовых труб, установленные в колонне лифтовых труб плунжер, нижний и верхний а.мортизаторы, сообщенный с колонной лифтовых труб посредством, по меньшей мере, одного радиального отверстия обводной канал и размещенные на устье скважины регулятор цик0
5
0
лов и соединительную трубку, связывающую полость колонны лифтовых труб со стороны верхнего амортизатора с выкидной линией за расположенным на ней штуцером, сообщенный с затрубным пространством скважины газовыпускной клапан для подачи рабочего агента, а также кольцевую полость, образованную размещейной в скважине перфорированной верхней частью колоннЬ лифтовых труб и охватывающей ее снаружи дополнительной колонной труб, причем выкидная линия связана с кольцевой полостью через штуцер, отличающийся тем, что, с целью упрощения конструкции и повыщения ее надежности, колонна лифтовых труб под нижним амортизатором выполнена заглушенной, а газовыпускной клапан установлен в полости колонны лифтовых труб между ее заглушенным концом и нижним амортизатором, при этом радиальные отверстия расположены в верхней части обводного канала.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Плунжерный лифт | 1984 |
|
SU1341384A1 |
Способ эксплуатации газовой скважины плунжерным лифтом | 1981 |
|
SU1017791A1 |
Устройство для эксплуатации газоконденсатной скважины | 1985 |
|
SU1298352A1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ УДАЛЕНИЯ ПЛАСТОВОЙ ЖИДКОСТИ ИЗ СКВАЖИНЫ И СПОСОБ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2011 |
|
RU2471968C1 |
УСТАНОВКА БЕСКОМПРЕССОРНОГО ГАЗЛИФТА С ПЛУНЖЕРНЫМ ЛИФТОМ | 1995 |
|
RU2070278C1 |
СКВАЖИННАЯ ШТАНГОВАЯ НАСОСНАЯ УСТАНОВКА | 2011 |
|
RU2459116C1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ВНУТРИСКВАЖИННОЙ СЕПАРАЦИИ ГАЗА | 2005 |
|
RU2290506C1 |
Установка периодического газлифта | 1980 |
|
SU985261A1 |
СПОСОБ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СКВАЖИН С ДВУМЯ КОНЦЕВЫМИ РЕГУЛЯТОРАМИ ДАВЛЕНИЯ | 1997 |
|
RU2157448C2 |
СПОСОБ БЕСПЕРЕБОЙНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОВЫХ И ГАЗОКОНДЕНСАТНЫХ СКВАЖИН, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ВЫНОС СКАПЛИВАЮЩЕЙСЯ ЗАБОЙНОЙ ЖИДКОСТИ | 2019 |
|
RU2722897C1 |
Изобретение может быть использовано для эксплуатации скважин периодическим газлифтом. Цель изобретения - упрощение конструкции плунжерного лифта и повышение надежности. В скважине 1 размещена колонна (К) 2 лифтовых труб. В К 2 установлены плунжер 3, нижний и верхний амортизаторы (А) 4, 5. С К 2 посредством радиального отверстия 6 сообщен обводной канал 7. На устье 8 скважины 1 размещены регулятор 9 циклов и соединительная трубка 10, связывающая полость К 2 со стороны А 5 с выкидной линией 11 за расположенным на ней штуцером 12. Газовыпускной клапан 14 для подачи рабочего агента сообщен с затрубным пространством 13. Кольцевая полость 15 образована размещенной в скважине 1 перфорированной верхней частью К 2 и охватывающей ее снаружи К 17 труб. Линия 11 связана с полостью 15 через штуцер 12. К 2 под А 4 выполнена заглушенной. Клапан 14 установлен в полости 20 К 2 между заглушенным концом 21 и А 4. Отверстия 6 расположены в верхней части канала 7. 1 ил.
Плунжерный лифт | 1984 |
|
SU1341384A1 |
кл | |||
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды | 1921 |
|
SU4A1 |
Авторы
Даты
1989-12-15—Публикация
1988-02-17—Подача