ел
со д
со со
Јь
Изобретение относится к машиностроению, преимущественно к редукто- ростроению, и может быть использовано в приводах, к которым предъявля- ются высокие требования по точности, например, позиционирования, как в механизмах поворота руки промышленного робота вокруг вертикальной оси.
Цель изобретения - повышение точ- нрсти зацепления и снижение материалоемкости передачи.
На чертеже изображена кинематическая схема предлагаемой передачи.
Планетарная передача с активной выборкой зазоров в зубчатых зацеплениях содержит свободное водило 1, в корпусе которого на осях 2 смонтированы два основных блока 3 двухвен- цовых сателлитов, каждый из сателли- тов имеет венцы А и 5, Блоки 3 размещены в корпусе свободного водила симметрично относительно оси его вращения. В этом корпусе свободного водила на осях 6 размещены два дополни- тельных блока 7 двухвенцовых сателлитов , каждый из которых имеет венцы 8 и 9. Эти блоки выполнены разъемными, и их части взаимодействуют друг с другом при передаче крутящего момента через упругие элементы 10, выполненные, например, в виде пружин сжатия, или могут быть связаны при помощи торсионного вала. На входном валу 11 жестко установлено центральное зубчатое колесо 12 с наружным зацеплением. Входной вал 11 служит осью для свободного водила 1. Центральное зубчатое колесо 13 с внутренними зубьями подвижно размещено в корпусе 14 передачи и находится в постоянном зацеплении с венцами 4 и 8 основных и дополнительных блоков 3 и 7 са- теллитов.
Неподвижное центральное зубчатое колесо 15 с внутренними зубьями установлено в корпусе 14 передачи соосно с центральным колесом 13 и находится в постоянном зацеплении с венцами 5 основных блоков 3 сателлитов, причем венцы 5 находятся также в постоянном зацеплении с центральным зубчатым колесом 12. Подвижное зубчатое колесо 6 с внутренними з убьями упруго, например, с помощью пружин 17 свя
зано с корпусом 14 передачи или с центральным зубчатым колесом 15 и находится в постоянном зацеплении с венцами 9 дополнительных блоков 7
0 5 Q
0
5
0
5
сателлитов, причем венцы 9 одновре- , менно находятся в постоянном зацеплении и с центральным зубчатым колесом 12.
Центральные зубчатые колеса 15 и 16 имеют одинаковые параметры зацепления. Параметры зацепления венцов 4 и 8 также соответствуют параметрам венцов 5 и 9. Для обеспечения подпружинивания центрального зубчатого колеса 16 относительно неподвижного колеса 15 или корпуса, с целью выборки зазоров, в ступицах последних выполнены пазы, в которых размещены пружины 17 сжатия. Пазы пружин 17 выполнены равномерно по окружности одного радиуса, то же сделано и в местах соединения частей дополнительных блоков сателлитов для пружин 10 сжатия.
Передача работает следующим об- гразом.
Для простоты рассматривают лишь один основной и один дополнительный блоки сателлитов. В этом плане-, тарном механизме со свободным во- дилом имеется три замкнутых контура, каждый из которых содержит два зацепления, образуемые основным блоком сателлитов 3 с центральными зубчатыми колесами 12 и 13. Это контуры 14-17-16-9-12-0-5- 15-14, 14-17- 16-9-10-8-13-14-15-14 и 12-9-10-8- 13-4-5-12. Любые два из этих контура включают все зацепления, и поэтому достаточно выбрать зазоры в двух контурах. Однако, каждый из упругих элементов 17 или 10 действует самостоятельно и способен осуществлять выборку зазоров лишь в одном из упомянутых контуров.
Если в процессе сборки механизма смонтирован узел, включающий в себя вал 11 с шестерней 12, водило 1, дополнительные и основные блоки сателлитов и колесо 13,и при этом произведена относительная закрутка венцов 8 и 9 сателлитов посредством упругих элементов 10, то тем самым выбираются зазоры в зацеплениях третьего контура (12-9-10-8-13-4-5-12).
После установки зубчатых колес 15 и 16 и затяжки упругих элементов 17 под действием этих элементов происходит некоторый поворот колеса 16, сопровождающийся перемещением остальных звеньев до тех пор, пока не
51
будет ьыбран зазор в последнем из зацеплений венцов 5 и к теса 15.
Дальнейший поворот зубчатого коле са 16 невозможен, так как при выборке указанного зазора полюс зацепления венцов 9 и колеса 16 становится мгновенным центром скоростей в аб солютном движении дополнительного блока 7 сателлита, так же как я полюс зацепления венцов 5 И колеса 15 (при выбранном зазоре) является мгновенным центром скоростей для основного блока сателлитов.
Таким образом. за счет упругих эпементов 10 и i/ происходит выборка зазоров во всех контурах.
Формула изобретения
Планетарная передача с выборкой зазоров, содержащая корпус, входной и выходной валы, центральные колеса с наружными и внутренними зубьями,
10
37934«
одно из которых жестко связано с корпусом, другое с корпусом посредством упругих элементов, третье установлено на входном, а четвертое - на выходном валах, водило с основными блоками двухвенцовых сателлитов и дополнительные блоки двухвенцовых сателлитов, отличающаяся тем, что, с целью повышения точности зацепления за счет выборки зазоров в двух замкнутых контурах н снижения материалоемкости, дополнительные блоки сателлитов размещены в водиле и разъемны в радиальном направлении на два венца, один из которых через дополнительные упругие элементы предназначен для взаимодействия с центральным колесом, размещенным на входном валу, и центральным колесом, связанным с корпусом посредством упругих элементов, а другой венец - с центральным колесом, установленным на выходном валу.
15
20
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРИВОД ЗАПОРНОГО ОРГАНА ТРУБОПРОВОДНОЙ АРМАТУРЫ | 2001 |
|
RU2196928C1 |
МНОГОПОТОЧНАЯ БЕСПОДШИПНИКОВАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2023 |
|
RU2812085C1 |
РЕДУКТОР СТАНКА-КАЧАЛКИ | 1993 |
|
RU2075673C1 |
УПРАВЛЯЕМЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2307278C1 |
МЕХАНИЗМ ПОДЪЕМА | 2018 |
|
RU2692323C1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2023 |
|
RU2813377C1 |
Шарнир манипулятора | 1988 |
|
SU1541052A1 |
ПРИВОД СКРЕБКОВОГО КОНВЕЙЕРА | 2000 |
|
RU2170204C1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 2007 |
|
RU2345257C1 |
Планетарная коробка передач | 2017 |
|
RU2646982C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах, к которым предъявляют высокие требования по точности зацепления, и позволяет повысить точность зацепления и снизить материалоемкость передачи. Для этого дополнительные блоки 7 саттелитов размещают в водиле 1 и выполняют разъемными в радиальном направлении на два венца 8 и 9, венец 9 блока 7 сателлита через дополнительные упругие элементы 10 взаимодействует с центральным колесом 12 и 17, а венец 8 - с центральным колесом 13. 1 ил.
Авторское свидетельство СССР 1458635, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1990-01-23—Публикация
1987-12-23—Подача